Авторский блог Светлана Тишкина 20:13 30 января 2017

Уроки патриотизма луганских паломников

В самом первом пункте нашей паломнической поездки – в Москве – нас ждало необыкновенное событие. В Храме Святителя Николая на Берсеневской набережной нас встретила схимонахиня Неонила и передала для нашего края большущую – более метра в длину – икону Божией Матери «В ризах позлащенных».

В 2016 году Иринарховский крестный ход, который проходил с 20 по 24 июля, был юбилейным, так как в этом году отмечалось 400 - летие со дня преставления (+ 13 января 1616 года) преподобного Иринарха Ростовского. Радостно было узнать, что среди паломников, приехавших со многих уголков русского мира, были и паломники из Луганска.

Алла Дмитриевна Шершун – организатор паломнических поездок в Луганской епархии поделилась впечатлениями о июльской паломнической поездке, благодаря которой стало возможным участие луганчан в этом нелегком, но благодатном Крестном ходе во славу Божию и во избавление Святой Руси от врагов.

Рассказ Аллы Дмитриевны:

– Перед тем, как рассказать о поездке, я хочу поблагодарить владыку Луганского и Алчевского Митрофана за его молитвенную поддержку и благословение этой паломнической поездки, поблагодарить архимандрита Иоанна (Сухину) наместника Свято-Вознесенского мужского монастыря с. Хорошее за безотказную помощь и понимание всех наших трудностей.

Ежегодный Иринарховский крестный ход организовывает Борисоглебский монастырь. Организационными вопросами занимается игумен Иоанн (Титов), наместник Борисоглебского монастыря. В этом монастыре находятся мощи святого преподобного старца Иринарха, затворника Ростовского – великого подвижника веры и молитвенника за Русь Святую. Он же благословлял Димитрия Пожарского на бой за Москву. В память его духовного подвига и совершается этот крестный ход. Луганчане с радостью отозвались на моё предложение участвовать в нем, а заодно проехать по многим монастырям России.

Икона Матери Божией «В ризах позлащенных»

В самом первом пункте нашей паломнической поездки – в Москве – нас ждало необыкновенное событие. В Храме Святителя Николая на Берсеневской набережной нас встретила схимонахиня Неонила и передала для нашего края большущую – более метра в длину – икону Божией Матери «В ризах позлащенных». Луганск для монахини не чужой город, ранее она жила в нем. Матушка Олимпиада, что при Свято-Петропавловском храме жила, была ее духовной матерью. Эта икона была написана по ее заказу, чтобы она наш край защищала – была защитницей Новороссии.

Монахиня Неонила объяснила: «Я очень хотела помочь луганчанам, страдающим от войны. Боль жителей Донбасса отозвалась в сердцах многих россиян. Как помочь? Что сделать, чтобы облегчить участь тех, кто в беде? Душа болит, а образ Пречистой – все время перед глазами. Так родилась новая икона Божией Матери, которую я назвала «В ризах позлащенных».

На этой иконе киот сделан в форме арки. Икона очень благодатная, в таком духовном объеме сделана, что просто притягивает к себе.

По центру иконы во весь рост изображена Матерь Божия в белом платье, а риза и пояс у нее золотые. Она держит Богомладенца на правой руке и маленький Иисус, подняв руку, благословляет всех страждущих. Левой рукой Матерь Божия показывает на небо, как бы говоря: «Вот где вам всем спасение. В Боге спасение!».

Центральный образ обрамляют 14 малых образов Божией Матери, слагая собой высокую арку. Внизу изображен сюжет Успения Пресвятой Богородицы со всеми апостолами, а по бокам собраны иконы Божией Матери наших краев.

Слева у основания находится «Луганская» икона Божией Матери, далее (снизу вверх) расположены «Святогорская», «Песчанская» (г. Изюм), «Озерянская» (г. Харьков), «Касперовская» (г. Одесса), «Казанская» иконы Божией Матери.

Справа у основания находится икона Богородицы «Нерушимая стена», и далее (снизу вверх) расположены иконы Божией Матери «Достойно есть» (Афон), «Державная», «Корфская», «Владимирская», «Донская». И все они нас защищают.

Вверху изображен трон и архангелы по сторонам, а на троне – орудия пыток Иисуса Христа. Это напоминает то, что происходит сейчас у нас – истязание Донбасса.

И все эти иконы, опять же, собраны вокруг образа Богородицы «В ризах позлащённых». Очень красивая, богато духовная икона! При первом взгляде она чем-то напоминает икону «Нерушимая стена», только Богородица с Богомладенцем на руках, и именно Его рука поднята к небу. Двойная «Нерушимая стена» получается. А в дополнение – чудотворные образы Ее!

Монахиня Неонила благословила нас везти этот образ в Луганск и сказала, что эта икона участвовала в крестном ходе Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». И Курско- Коренную прикладывали к этой иконе. Настолько новая икона значима для всего русского мира! Поэтому у нас было большое воодушевление пронести эту икону Иринарховским крестным ходом.

Но до того, как мы приняли участие в этом шествии, мы побывали в Хотьково, Троице-Сергиевой лавре, как раз там Патриарх Кирилл служил на вечернем Богослужении перед днем памяти прп. Сергия Радонежского. Потом мы приехали в Переславль-Залесский, где нас всегда встречают как родных. Спаси Господи архимандрита Димитрия (Храмцова) – настоятеля Свято-Никитского мужского монастыря! Мы там отслужили панихиду по убиенному 7 июля игумену Даниилу (Соколову), настоятелю Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря, побывали в Никольском и Феодоровском монастырях. Заезжали в Годеново и Ростов, поклонились святителю Димитрию и Якову Ростовским. Помолились в Варницком монастыре на месте усадьбы родителей прп. Сергия Радонежского. И только после этого вечером приехали в Борисоглебск.

Во избавление Святой Руси от врагов

В то время, когда проходил Иринарховский крестный ход по России, в это самое время шел и Владимирский крестный ход в Украине. Одно его крыло вышло из Почаевской лавры, другое – из Святогорской лавры и встретились они в Киеве на Владимирской горке. Но в этом ходе мы не приняли участия, потому что много трудностей возникало в связи с прохождением всех таможень, да и отвечать за жизни людей я не рискнула. Но Господь так управил, что мы попали на юбилейный крестный ход Борисоглебского мужского монастыря, который шел от кельи преподобного Иринарха до села Кондаково, где родился святой подвижник.

Понеся вериги неподъемные,

Преподобный Господа молил,

Чтобы людям Он деянья темные

Через покаяние простил.

А настал час бедствия народного,

Когда враг в Кремле свой дом нашёл,

Князь Пожарский к келье преподобного

За благословением пришёл.

(из песни «Крестный ход»)

Владыка Переславский и Угличский епископ Феодор шёл впереди с тяжёлыми веригами преподобного Иринарха. И мы когда выходили, то взяли икону Божией Матери «В ризах позлащенных» с собой. Но она очень тяжёлая, чтобы многие километры с ней идти. Поэтому мужчины пронесли ее по территории монастыря и в начале крестного хода, а потом отнесли и установили обратно в автобус. Но все равно она участвовала в крестном ходе, потому что автобус следовал этим же маршрутом. Кроме этого, нам было дано благословение на каждой остановке выносить икону из автобуса, чтобы люди прикладывались к ней. И очень многие приходили поклониться Богородице.

Луганчане шли с флагом Спаса Нерукотворного. Нас везде принимали хорошо, а особенно на крестном ходу: «О, луганчане с нами! Мы с вами, Луганск!» Там и из Прибалтики, и из Белоруссии люди были. Более 6 000 человек принимало участие в крестном ходе. А детей и подростков сколько шло! Третья часть, наверное, – все дети были. Бегали вперед назад, километры лишние наматывали. Мамочки даже малышей 2-3 недельных в колясках везли. Иеромонах Сергий (Войтюкевич) из Свято-Вознесенского монастыря с. Хорошее спрашивает одну девочку: «Ты сколько раз в этом крестном ходу участвовала?»

А она отвечает: «Десять раз».

«А сколько тебе лет?»

«Десять».

С нами рядом шла семья: папа, мама и пятеро детей. Младшего – в коляске везли. Лет семи мальчишка все время то вперед, то назад бегал. Отец ему говорит: «Вот вырастешь, будешь трудиться, у тебя будут денежки свои, тогда и ты сможешь жертвовать на храм.» То есть это настолько престижно – помогать монастырю или храму. Вот с каких лет дети воспитываются в понимании, что это ценно для них.

Идти было то очень жарко, то холодно и под проливным дождем. В этом ходе каждый попробовал свои силы. По опыту могу сказать, что всегда возникают такие проблемы, у кого-то с ногами плохо, кто-то задыхается, идти не может. Поэтому я еще перед началом крестного хода предупредила: кто не может идти, пусть едет на автобусе следом. Первый день только два человека осталось на хозяйстве в автобусе. Ночевать нам предстояло в палатках, которые мы предусмотрительно привезли с собой. Собирали их по всем знакомым, по всему Луганску. 35 карематов, 40 спальников и 10 палаток с собой везли.

Когда первый вечер пришли к месту стоянки, уже темнело. Лагерь разбивали в темноте. Многим пришлось первый раз в жизни устанавливать палатки. Особенно трогательно было наблюдать за бабушками нашими. А еще и дождь начал моросить. Пришлось, пройдя 25 км, заниматься еще и всем этим. Оно сказывается. Я металась от палатки к палатке с колышками и веревками, помогая ставить. Тогда я для себя сделала вывод, что и тыл нужен сильный.

На следующий день несколько пожилых людей осталось в автобусе, чтобы заранее подготовить лагерь для тех, кто будет идти. Татьяна пошла с людьми крестным ходом, а я осталась с бабушками на хозяйстве. И очень хорошо, что мы так решили, потому что пришлось раскладывать палатки в поле, где росли высоченные иван-чай и клевер. Одни головы наши торчали из травы, когда мы зашли на место будущей стоянки паломников. Чтобы установить там палатки, нужно было все эти травы примять к земле. И пока шел крестный ход, мы все это время ногами утрамбовывали площадку для лагеря. Как раз к их приходу справились. Они пришли, а у нас уже палатки стоят, все готово к их приему.

Хотя мы продукты везли с собой, было благословение всем питаться из общего котла. Организация крестного хода была очень хорошей. Пищу готовила группа женщин в военно-полевых кухнях. Вещи людей перевозили на машинах военные из шефствующей воинской части. На каждой остановке для ночлега подвозилась вода, устанавливались умывальники и биотуалеты. Во всех селах люди встречали крестный ход хлебом-солью, угощали всех фруктами и пирогами.

Крестным ходом мы шли все пять дней. Завершилось шествие в воскресение молебном у источника преподобного Иринарха. Этот колодчик он вырыл в лесу в пятилетнем возрасте и все время уединялся там на молитву. После окончания Крестного хода мы искупались в источнике преподобного Иринарха. Там у них 2 купальни сделаны. А потом, пообедав, сели на автобус и поехали по своему паломническому маршруту в Иваново.

В Ивановском Введенском женском монастыре очень гостеприимные монахини живут. Оттуда мы с иконой в Николо-Шартомский мужской монастырь г. Иваново поехали. Далее наш путь лежал в Нижний Новгород. Там тоже гостеприимные монашествующие. В Крестовоздвиженском женском монастыре мы отстояли литургию, затем отслужили молебен у благодатной иконы Божией Матери «Иверская». Оттуда поехали в Арзамас, где во время молебна перед чудотворной и самообновляющейся иконой Божией Матери «Помощь в беде страждущим» нам благословили малую копию этой иконы на молитвенную поддержку в Луганск. Посетили мы также Дивеево, Санаксары, а потом домой вернулись и икону Божией Матери «В ризах позлащенных» в целости и сохранности привезли.

Первую ночь икона находилась у меня дома, но как можно такую икону держать дома? На следующий день мы привезли ее в наш старинный Свято-Вознесенский храм и отдали настоятелю протоиерею Иакову Лобову.

Вспоминается случай, который случился с этой иконой в поездке: приезжаем в г. Переславль Залесский. В женском Феодоровском монастыре послушница не пустила нашу группу к Феодоровской иконе Божией Матери, потому что там уже пол помыт и до вечерней службы заходить в храм было нельзя. О. Сергий и дьякон Серафим пошли искать игуменью, чтобы попросить открыть для нас храм, так как времени ждать до вечерней службы у нас не было. А на территории монастыря дом владыки стоит. И вместо игуменьи батюшки попали на владыку. Тут и игуменья подоспела. Они оба удивились: «Как не пускают? Почему не пускают?» И нас тогда не только к иконе пустили, но и собор Феодора Стратилата открыли. А до этого сколько ездили, ни разу в собор не попадали. И не случайно мы в нем оказались. Когда стали нам показывать святыни, смотрим, икона, которую мы везем из Москвы, у них уже на стене установлена.

Стали спрашивать откуда у них эта икона. А нам отвечают, что они и сами не знают, как эта икона к ним попала. Кто-то месяц назад ее привез. И мы давай рассказывать, что на ней изображено. Оказывается, образ Божией Матери «В ризах позлащенных» опережает нас. Мы только везем ее, а она уже встречает нас на пути следования. Да и в самом Луганске подобная икона уже хранится в деревянном храме святых мучеников Гурия, Самона и Авива.

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

Светлана ТИШКИНА

1.0x