Авторский блог Владимир Бушин 00:53 16 июля 2018

Унесённые летом

в короткий срок с 6 июня по 8 июля словно ураганом унесло когорту известных стране людей художественного мира
13

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.. .

С.Есенин

В короткий срок с 6 июня по 8 июля – за один летний месяц!- словно ураганом унесло когорту известных стране людей художественного мира - кинорежиссеров Киру Муратову и Станислава Говорухина, знаменитого дирижёра Геннадия Рождественского, писателей Наума Коржавина (в Америке), Андрея Дементьева, Валерия Ганичева.(Суеверно ставлю точку, а не многоточие). Разумеется, по столь скорбным обстоятельствам было много возвышенно-печальных слов и публикаций. Вот хотя бы о Говорухине: «Печорин и лорд российского кино», «Станислав первой степени», «Мастер открытий», «Он построил себя сам», «И деревья зашумели вослед»…

Естественно, что все говорили и писали о том хорошем, добром, что совершили усопшие. Так принято. Но ведь все они люди сложных биографий, в годы их жизни произошла тектоническая катастрофа их родины. Как это сказалось в их жизни? Как они встретили и пережили  катастрофу? А, может, кто-то из них способствовал ей? Не сказать об этом хотя бы деликатным намеком нельзя было даже в такие дни. В самом деле, допустим, фильм того же Говорухина о Солженицыне как о большом достойном уважения человеке и писателе, фильмы «Россия, которую мы потеряли», «Так жить нельзя» сыграли огромную роль в жизни общества. А об этом сказали немногие и мельком, и невнятно: «Ошибался и раскаивался. Шел своим путем и ничьей марионеткой не был» (Т. Москвина). В чём ошибался? А для иных деяний марионеткой быть вовсе не обязательно. Нам молча дают понять: в приличном обществе не говорят, кто в чём ошибался. «Он царил сорок лет не только как замечательный режиссер, но и как выдающийся общественный деятель. Он оказал огромное влияние  на наше общество….Его публицистические картины (те, что упомянуты  выше, - В.Б.) имели огромный резонанс. Можно смело сказать, что Говорухин не только большой матер кино, но и крупный политический деятель» (К.Шахназаров). Только о масштабе и никаких нравственных, «качественных» оценок. «Всякий раз, делая свой, будь то художественный или политический выбор, Говорухин оставался в согласии со своей совестью» (Г.Зюганов). А в чем же он раскаивался? А совесть, может, менялась? Молчание...

Или Андрей Дементьев. В день его похорон со словами искренней скорби на экране телевизора прошли Иосиф Кобзон, Элина Быстрицкая, Михаил Швыдкой, Леонид Рошаль, Илья Резник, Марк Розовский, Лариса Рубальская… Странно несколько. Как будто хоронили не «народного поэта Росси», не «поэта милостью народной», как объявила «Литературная газета», а второй раз - Арона Вергелиса, поэта, писавшего на идише. Правда, была тут и Валентина Терешкова. Она, возможно, под впечатлением «Литературной газеты», назвала покойника «великим поэтом России». Элина Быстрицкая прочитала первую строчку стихотворение  Дементьева: «Никогда ни о чем не жалейте». И журналистка Т.Москвина озаглавила свою статью о Дементьеве словами этого призыва: «Ни о чем не жалейте…» Уж так ли прекрасно это стихотворение, чтобы его читать у гроба поэта?

А Валерий Ганичев? Он, с юных лет член компартии, крупный деятель комсомола, главный редактор «Комсомольской правды», директор издательства «Молодая гвардия», как он пришел к почитанию Лавра Корнилова, белогвардейского генерала №1? Ведь это интересно, поучительно. Хотелось бы услышать об этом хоть полшороха. Тщетно!.. Как и обо всех других.

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал…

А потом нам говорят: «Страна с непредсказуемым прошлым». Может быть, после сороковины кое-что всё-таки прояснить? 

71 2 13 676
13 ноября 2018
12 0 5 451
Комментарии Написать свой комментарий
16 июля 2018 в 01:44

Вопрос оценки и сопоставления творчества и гражданской позиции тех или иных деятелей культуры - для меня лично очень тяжёлый.
Любимый артист вдруг оказывается злобным антисоветчиком или шкурником.
Режиссёр-постановщик дорогих для меня фильмов - разрушителем моей Родины...
С 91 года таких тяжёлых открытий было превеликое множество.

Я вижу меры оценки таких явлений в следующем:
1. Отказаться от невольного отождествления человеческих качеств деятелей культуры и искусства с теми образами, которые ими создавались в силу требований соцреализма.
К примеру, ныне злобный антисоветчик режиссёр Андрей Смирнов создал удивительно советский и трогательный фильм "Белорусский вокзал".
2. Прощать людям их духовную слабость, подвигшую их лечь под победителей, спровоцировавшую активацию худших свойств характера и воспитания.
3. Взвешивать добро и зло, сотворённое такими, памятуя о слабости массового человеческого духа и масштабах измены в кабинетах Кремля.

Кстати, задолго до своего ухода Ст.Говорухин однажды фактически покаялся перед телезрителями о своей доле в разрушении Союза, назвав себя при этом каким-то, не помню, нехорошим словом. К сожалению, таких принародных раскаяний я смог бы назвать не более пяти. В их числе и Геннадий Хазанов.

16 июля 2018 в 03:08

Говорухин говорил после 91 года что есть и его доля вины в проталкивании наверх Ельцина именно из-за этих фильмов Он считал, что многое зависит от первого лица а многие честные люди, в том числе и он, ошиблись в Ельцине Он оказался не тем человеком за кого себя выдавал И потом все 90-е Говорухин был в жесткой оппозиции к нему И против его новой конституции и, конечно, во время событий октября 93 был в числе защитников парламента и потом сделал фильм "Час негодяя". Он был очень мужественным человеком Часто говорил фразы, надолго врезающиеся в память Презирал все современные американизированные поделки в кино

16 июля 2018 в 03:44

Перестройку начали готовить сразу после 53 года, теоретические методы намного раньше, так что, то ли Говорухин повлиял на общество своими паскудными фильмами, то ли общество подвигло, вместе Яковлевскими пожеланиями, нам трудно определить, но жизнь показала, что не надо смотреть на кумиров с открытым ртом. Тот же Шахназаров, когда говорит прописные истины, да на фоне грантоедов, кажется чуть ли не пророком.

16 июля 2018 в 07:02

*Люди художественного мира* - *сущие псы иногда* - тявкают только за деньги. А вот тут и ответ на все вопросы - поскольку главный кассир государство, то оно и заказывает музыку. Или просто намекает, какую музыку оно хочет слушать и хорошо за неё платить. А уже смекалистый Хазанов или Жванецкий подберут и ноты и репертуар. Недавно прошла информация о запрете док. фильма режиссёра Лозницы, проживающего в Польше, о Донбассе. Ранее был запрещён его фильм *Событие*, где на 53-57 минуте показывают, как 20 августа 1991 года *великий патриот*, сотрудник КГБ и член КПСС, помощник Собчака организовывает смену советского флага над Смольным на триколор. Кассир это не приветствует.

16 июля 2018 в 06:47

Просто оказалось, что наша творческая "тилигенция" всегда воспевала и воспевает то, за что в текущий момент платят...

16 июля 2018 в 07:44

Сердце не принимает этих разборов полётов. Неужели будем анализировать вред,который нанёс Белов,Распутин,Ганичев? Так дойдём до того,что все их труды и книги порвём и сожжём. И из памяти сотрём,чтобы забыть и никогда больше не вспоминать.

16 июля 2018 в 08:41

А какая польза от трудов человека, заблудившегося в трёх соснах или. тем более, политического перевёртыша ? У нас тут перед глазами такой же и вы что - храните в своей библиотеке его труды ? Кто остался в памяти народной из писателей 19 века ? Правильно - только те, кто был в оппозиции к самодержавию, а те. кто *за веру, царя и Отечество*, благополучно забыты.

16 июля 2018 в 11:14

Андрей
Быков
Сегодня в 03:44
Перестройку начали готовить сразу после 53 года, теоретические методы намного раньше,
============================

Крайне поверхностное суждение Быкова, не имеющего представления о сути марксизма-ленинизма, как передачи, при социализме, прибавочной стоимости (золотопаритетных выпускаемых денег) в распоряжение народа, как наращивания сплошным потоком прибавочной стоимости (незолотопаритетных выпускаемых денег, товара) в интересах народа, всех и каждого, при коммунизме.

16 июля 2018 в 11:18

Острые, но верные задает вопросы Владимир Сергеевич!

Добавлю от себя. Торговали указанные своими талантами очень даже бессовестно. У некоторых из них таланты были чтимые народом. Да на народ они плюнули, когда торговать время пришло...

16 июля 2018 в 15:05

Слова Говорухина и других творческих работников не отражавших политику КПСС, вроде бы, отозвались в сердцах разрушителей коммунистической идеологии, а вместе с ней и Страны. А вот слова творческих работников, проводивших верную идеологическую линию отозвались в сердцах защитников коммунистической идеологии недостаточно сильно и привели к победе противников коммунистической идеологии. Может быть это они, верные идеологически, тоже виноваты в разрушении Страны, может быть и их имена стоит назвать.

16 июля 2018 в 17:19

автор затронул практически неподъемную тему: "о покойниках - не только хорошее"; справиться ли он с ней? это не литераторов-врунов костерить, в чем он преуспел и весьма, это признано всеми;
но ради чего?
если ради общего вывода - вряд-ли получится, а вот для уяснения несколько ситуаций - наверняка, храбрость только нужна, такт, тактика со стратегией;
пригласил бы автор, к примеру, своего друга Проханова, и взял у него интервью, чтобы попытаться уместить в одной совести "господина гексогена" и "сердечную недостаточность России"! и чтобы не вылезла наружу вся стыдоба, из-за которой автор "гексогена-недостаточности" не отвечает больше на вопросы читателей...
может своему другу ответит? исповедуется, покается... "Покаяние Завтры" я бы с удовольствием почитал.

16 июля 2018 в 19:57

А Андрей Дементьев в подписантах
т.н. расстрельного письма 1993 года.

Теперь уж на детекторе не проверишь.

Пройдут годины и аккуратненько поставить всех на
подобающее им место.

А как иначе??

22 июля 2018 в 14:49

Когда творческая личность пригрета властью у неё нет искренности в своей деятельности. Вначале она (творческая личность) страдает от раздвоения а потом привыкает и хрюкает как все в стаде и от творчества остаётся только запах стада.