Сообщество «Салон» 19:49 14 июня 2018

Уход титана

Говорухин был единственным советским режиссёром, который последовательно снимал исключительно жанровое кино
15

Сегодня, 14 июня, в санатории «Барвиха» скончался режиссёр, сценарист и киноактёр Станислав Говорухин. Его биография (1936-2018) – сюжет для большого романа в стилистике социалистического реализма. Выходец из уральской глубинки (отец – донской казак – репрессирован, мать – портниха, рано умерла) он в 1958-м году заканчивает геологический факультет Казанского университета. Год работает геологом. Затем резко меняет профессию и становится ассистентом режиссёра на Казанской телестудии. В 1961-м прибывает в Москву, поступает во ВГИК, на режиссуру. После окончания вуза переезжает в город своей мечты Одессу, где работает на местной киностудии и получает заказ на свой первый фильм «Вертикаль». Как всем известно, вышедший в 1967-м году кинодебют, снятый друзьями Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым, стал невероятно популярным среди интеллигенции СССР.

После «Вертикали» Говорухин сделал еще несколько не слишком заметных для массовой публики картин, за исключением разве что «Жизни и удивительных приключений Робинзона Крузо» (1972), которая вошла в историю скорее не из-за своих художественных достоинств (там их, увы, немного), а в силу неприлично частых показов картины по телевидению. Казалось бы, перед нами классическая история режиссёра одного фильма. Но с 1979 года в творческом полёте Говорухина начинает происходить нечто невероятное. Тогда телефильм «Место встречи изменить нельзя» и его колоссальный всенародный успех в буквальном смысле слова развязывает режиссеру руки. С этого момента его амбиции растут в соответствии с возможностями. Следующая телевизионная лента – «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981) - идеальное детское кино с мощнейшим актерским составом, сумевшее передать на экране дух прозы Марка Твена и его ранней удивительной Америки. Затем следует невероятный по масштабу проект – «В поисках капитана Гранта» (1985)- семисерийная эпопея по роману Жюля Верна, снятая при участии болгарской студии «Бояна». Некоторое занудство, свойственное тексту литературного оригинала, заметно и в его киноверсии. Но это с лихвой оправдывается тем, что параллельно Говорухин совместно с Борисом Дуровым написал сценарий к картине Дурова «Пираты ХХ века» (1979), а после и к не менее одиозным «Тайнам мадам Вонг» (1986). После этого не стоит удивляться, что следующим фильмом Говорухина стала каноническая экранизация Агаты Кристи «Десять негритят» (1987) - одна из лучших из всех существующих (включая и британские) попыток переносить на экран тексты английской детективщицы.

Когда на экраны вышла «Асса», все - подобно Виктору Цою - ждали перемен. Поэтому герой Говорухина – «цеховик» Крымов – воспринимался однозначно отрицательным персонажем, в прямом смысле слова, портившем жизнь юным бездельникам-рок-музыкантам. Человеческая природа Крымова и его своеобразная правота были оценены намного позже, когда отрицательное обаяние мальчика Бананана стало очевиднее унылого романтизма протеста, на котором одном, увы, не въедешь в вечность.

Говорухин был единственным советским режиссером, который последовательно, вопреки всем установкам, снимал исключительно жанровое кино. Начав с «горного» жанра – привет Лени Рифеншталь, он планомерно отдал дань приключенческому фильму, «крутому» боевику, классическому детективу. Уже в реалиях российской действительности, он остро прочувствовал время, и использовал его как рычаг для мести разгневанного одиночки - «Ворошиловский стрелок» (1999). А в своем предпоследнем фильме «Weekend» (2014) попробовал переплюнуть Луи Маля с его «Лифтом на эшафот», заново, в черно-белом хичкоковском ключе, экранизировав знаменитый детективный роман Ноэля Калефа. Поступок, настолько парадоксальный в наши дни, что мало кто из критиков и зрителей вообще понял, что это было, а главное - зачем. Просто так захотелось. Имел на это право.

Последняя картина Говорухина – так же черно-белая - экранизация рассказов Довлатова «Конец прекрасной эпохи» (2015). Сейчас она воспринимается не столько как в той или иной мере удачная попытка перенести на экран прозу популярного литератора, сколько желание пронестись по волнам своей памяти. Крайне символичное название для прощания со зрителем. Это действительно конец эпохи. Совсем недавно ушла Кира Муратова. Сегодня ушёл Станислав Говорухин. Они сделали за свою жизнь невероятно много. И мы испытываем не столько горечь потерь, сколько светлую печаль. А в прекрасном «вчера», которое было, еще кажется совсем недавно, навсегда отпечатана их горделивая поступь.

Cообщество
«Салон»
3 0 9 503
20 октября 2018
Cообщество
«Салон»
41 0 7 079
Cообщество
«Салон»
0 0 1 608
Комментарии Написать свой комментарий
14 июня 2018 в 22:28

Жаль, когда из жизни уходят таланты.
Вечная память Станиславу Говорухину!

15 июня 2018 в 09:29

Говорухин, вполне возможно был и неплохим человеком. И неплохим режиссером.
Рассказывают, что он восхитительно знал литературу. Явление в нынешней творческой интеллигенции - крайне редкое.

И пусть память о нем останется в благодарных сердцах.

Но вот в этой строке текста есть явная ошибка, опечатка ли:

"Говорухин был единственным советским режиссером, который последовательно, вопреки всем установкам, снимал исключительно жанровое кино".

А он что, действительно был советским режиссером?

Это очень даже более чем спорное утверждение.

Со словом советский как-то не очень ныне аккуратно обращаются.

Девальвируя его смысл.

Мы в то время - жили и немного тог время знаем.

Все остальное о нем в тексте - правда.

Талантливый, неординарный, гениальный, самобытный...

Все будет - в точку

В этом же, в его советскости - стоит посомневаться.

15 июня 2018 в 15:10

В данном случае "советский" - обозначение гражданства, и не более.

15 июня 2018 в 12:46

Советский .не советский ,всё это муть на постном масле
Место встречи изменить нельзя .
Ворошиловский стрелок .
Эти шедевры зачёркивают все идеологические недостатки Говорухина .
Ушёл ТИТАН.

15 июня 2018 в 15:22

Хороший режиссер, хороший актер. Как человека-не знаю. Но о покойных или хорошо или никак. Не уехал из России-это уже не мало. Но у нас стало столько гениев, титанов, звезд как ни в одной другой стране. И почему то только в сфере кино, театра, музыки, эстрады. Про ученых, инженеров, педагогов, врачей, рабочих, крестьян куда как скромнее. А Говорухин, конечно, был личностью заметной. Прожил большую талантливую жизнь.

15 июня 2018 в 16:09

Вот пример взвешенного и трезвого ума - подход у Андрея Коробейникова.

Две руки вверх за это!

А что до утверждения что "советский, это только гражданский и ничего более - ну это еще надо аргументировано посмотреть! А как быть с теми, у кого пять паспортов и десять гражданств. Их по какому реестру писать?

16 июня 2018 в 14:53

!"Благословите женщину" невыносимая тягомотина, конченный лубок.
А Станислав Сергеевич гордился этой работой.
Читал он романы русской литературы по многу раз(узнал из передачи на ОРТ Николаевича)
благодаря им сохранил трезвый ум.
но ... бедняга посчитал что при Путине россия возраждается. противоречивое к говорухину
у меня отношение .
Скорее с минусом .вред принес стране , своим авторитетом прославляя режим путина

16 июня 2018 в 15:02

Титан разрушения СССР,в одном ряду с Собчаками наглыми,Солженициными,Астафьевым,Распутиным,Зиновьевым.Смертушка с косой за всеми приходит и не только за хорошими,но и за подлецами.

18 июня 2018 в 10:18

СССР - Союз. И само это слово означает СОЮЗ вещей, людей, понятий не монолитных, объединенных для какой-то цели, добровольно или нет.

Твой пост напоминает пьяного работника наклеивающего одинаковый ярлык на разные товары. Без обид.

https://www.youtube.com/channel/UC3lSf0FUJyM5Znu7Jz2bccQ/

16 июня 2018 в 17:44

"Но о покойных или хорошо или никак".

Золотое правило.

Но если ты политик, то как к ним относится? К их политическому наследию? Да если еще полюбопытствовать результативностью дел и свершений. К творческому ли их наследию?
Как тут суд вершить не людям, а делам их и свершениям?

Об этом применительно к большим людям можно вопрос так ставить?

Как человек, всякий из нас интересен разве только в кругу родни и близких.

А кроме-того либеральное время титанов по определению не родит.

Может быть отсюда эта сегодняшняя неуемная страсть разбрасываться и тут и там такими громки и броскими эпитетами?

16 июня 2018 в 20:41

Талантливый человек Говорухи и режисер хороший и актер и художник. Но политика все таки вредит художнику на мой взгляд.

16 июня 2018 в 20:42

Вечная память !!

16 июня 2018 в 21:48

Эпоха титанов??

Которые сдали Советское?

Нет уж, товарищи,будем скромнее.

Пьющее население,а тем более творческая интеллигенция,
не может адекватно оценивать эпоху.Нетрезвый взгляд
неубедителен.
В "Вертикали", "Месте встречи", "Ворошиловском..."
признаю Говорухина как выдающегося мастера.
В любом случае это высшая оценка трезвенника с 28 апреля 1985 года.

Царство ему Небесное и благодарная память потомков.

17 июня 2018 в 23:15

Нет некомфортных сообществ - есть плохо организованное пространство.
И самое главное пространство, с которого стоит начинать, ВНУТРЕННЕЕ.

Измени себя — изменится Мир вокруг.
https://www.youtube.com/watch?v=7aAYfMnQJM0

18 июня 2018 в 10:15

Говорухин оставил после себя нетленные шедевры киноискусства - на такое способны только очень мощные и глубокие творческие натуры. И это не только «Место встречи…» или «Вертикаль», но и «Робинзон Крузо» (не согласен, что художественных достоинств «там, увы, немного» - великолепная игра Л.Куравлева и прекрасная режиссура, когда нет ни кадра лишнего и др. - словом. этот фильм из тех, которые можно смотреть снова и снова и это не надоедает, т е это «вечный» фильм, а значит - настоящий шедевр) и «В поисках капитана Гранта» (также не могу разделить слов автора про «некоторое занудство, свойственное тексту литературного оригинала» - нет у Жюля Верна никакого «занудства», а значит нет его, соответственно, и в говорухинсткой киноверсии этого романа). Да и почти все его остальные фильмы, если и несколько не дотягивают до высокой планки понятия «шедевр», то весьма близки к этому: и «Том Сойер», и «Пираты ХХ века», и «Ворошиловский стрелок»… А вот «Асса» явно не шедевр, да и пара детективов - тоже, глубины жизненной в них маловато; первая - дань моде 90-х, вторые - просто развлекуха. О последних его работах не знаю - не видел, но не думаю, что они удачны, ибо в наше бездуховное время ни от кого шедевров ожидать не приходится. Но и того, что сделано этим Режиссером в прежние годы, достаточно, чтобы всегда относиться к нему с глубоким уважением. Счастливого ему отдыха в Тонком Мире и скорейшего возвращения на землю, чтобы он снова служил здесь своим немалым талантом дальнейшему духовному продвижению земного человечества