Сообщество «Салон» 19:49 14 июня 2018

Уход титана

Говорухин был единственным советским режиссёром, который последовательно снимал исключительно жанровое кино

Сегодня, 14 июня, в санатории «Барвиха» скончался режиссёр, сценарист и киноактёр Станислав Говорухин. Его биография (1936-2018) – сюжет для большого романа в стилистике социалистического реализма. Выходец из уральской глубинки (отец – донской казак – репрессирован, мать – портниха, рано умерла) он в 1958-м году заканчивает геологический факультет Казанского университета. Год работает геологом. Затем резко меняет профессию и становится ассистентом режиссёра на Казанской телестудии. В 1961-м прибывает в Москву, поступает во ВГИК, на режиссуру. После окончания вуза переезжает в город своей мечты Одессу, где работает на местной киностудии и получает заказ на свой первый фильм «Вертикаль». Как всем известно, вышедший в 1967-м году кинодебют, снятый друзьями Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым, стал невероятно популярным среди интеллигенции СССР.

После «Вертикали» Говорухин сделал еще несколько не слишком заметных для массовой публики картин, за исключением разве что «Жизни и удивительных приключений Робинзона Крузо» (1972), которая вошла в историю скорее не из-за своих художественных достоинств (там их, увы, немного), а в силу неприлично частых показов картины по телевидению. Казалось бы, перед нами классическая история режиссёра одного фильма. Но с 1979 года в творческом полёте Говорухина начинает происходить нечто невероятное. Тогда телефильм «Место встречи изменить нельзя» и его колоссальный всенародный успех в буквальном смысле слова развязывает режиссеру руки. С этого момента его амбиции растут в соответствии с возможностями. Следующая телевизионная лента – «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981) - идеальное детское кино с мощнейшим актерским составом, сумевшее передать на экране дух прозы Марка Твена и его ранней удивительной Америки. Затем следует невероятный по масштабу проект – «В поисках капитана Гранта» (1985)- семисерийная эпопея по роману Жюля Верна, снятая при участии болгарской студии «Бояна». Некоторое занудство, свойственное тексту литературного оригинала, заметно и в его киноверсии. Но это с лихвой оправдывается тем, что параллельно Говорухин совместно с Борисом Дуровым написал сценарий к картине Дурова «Пираты ХХ века» (1979), а после и к не менее одиозным «Тайнам мадам Вонг» (1986). После этого не стоит удивляться, что следующим фильмом Говорухина стала каноническая экранизация Агаты Кристи «Десять негритят» (1987) - одна из лучших из всех существующих (включая и британские) попыток переносить на экран тексты английской детективщицы.

Когда на экраны вышла «Асса», все - подобно Виктору Цою - ждали перемен. Поэтому герой Говорухина – «цеховик» Крымов – воспринимался однозначно отрицательным персонажем, в прямом смысле слова, портившем жизнь юным бездельникам-рок-музыкантам. Человеческая природа Крымова и его своеобразная правота были оценены намного позже, когда отрицательное обаяние мальчика Бананана стало очевиднее унылого романтизма протеста, на котором одном, увы, не въедешь в вечность.

Говорухин был единственным советским режиссером, который последовательно, вопреки всем установкам, снимал исключительно жанровое кино. Начав с «горного» жанра – привет Лени Рифеншталь, он планомерно отдал дань приключенческому фильму, «крутому» боевику, классическому детективу. Уже в реалиях российской действительности, он остро прочувствовал время, и использовал его как рычаг для мести разгневанного одиночки - «Ворошиловский стрелок» (1999). А в своем предпоследнем фильме «Weekend» (2014) попробовал переплюнуть Луи Маля с его «Лифтом на эшафот», заново, в черно-белом хичкоковском ключе, экранизировав знаменитый детективный роман Ноэля Калефа. Поступок, настолько парадоксальный в наши дни, что мало кто из критиков и зрителей вообще понял, что это было, а главное - зачем. Просто так захотелось. Имел на это право.

Последняя картина Говорухина – так же черно-белая - экранизация рассказов Довлатова «Конец прекрасной эпохи» (2015). Сейчас она воспринимается не столько как в той или иной мере удачная попытка перенести на экран прозу популярного литератора, сколько желание пронестись по волнам своей памяти. Крайне символичное название для прощания со зрителем. Это действительно конец эпохи. Совсем недавно ушла Кира Муратова. Сегодня ушёл Станислав Говорухин. Они сделали за свою жизнь невероятно много. И мы испытываем не столько горечь потерь, сколько светлую печаль. А в прекрасном «вчера», которое было, еще кажется совсем недавно, навсегда отпечатана их горделивая поступь.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x