Авторский блог Виктор  Власов 13:30 7 мая 2018

Учитель – сильный и мобильный человек

Много задач и препятствий каждый день появляется у современного школьного учителя.

Много задач и препятствий каждый день появляется у современного школьного учителя. Если вы не занимаетесь работой с бумагами и основательно не готовитесь к уроку, то вам обязательно необходимо кого-то воспитывать и обучать эффективным способом, чтобы подопечные знали предмет и могли безбоязненно выполнить любую проверочную, достойно сдать экзамен. Не жалуясь на проблемы педагогического процесса, а справляясь с ними своевременно, по-моему, может лишь сильный учитель, способный двигаться вперёд и ещё вести за собой.

Что отличает сильного учителя от слабого? Сильный уверенно и сдержанно начнёт испытывать на прочность каждое из препятствий, в итоге преодолеет их. Только когда малая затрата сил окажется недостаточной, он начнёт затрачивать их больше. И только убедившись в особой прочности препятствий, он позволит себе роскошь излишества закричать или разволноваться.

Настойчивость, изобретательность, решимость, готовность самому принимать решения и выбирать способ действия не как вынужденный, а как наиболее действенный вот черты поведения профессионала в сложной педагогической ситуации. Эти черты характеризуют внутреннюю мобильность сильного человека и его оптимизм он не ощущает безысходности, оказываясь перед серьёзными трудностями.

двойной клик - редактировать изображение

Именно такого крепкого и мобильного учителя мне рекомендует специалист из ИРООО по работе с молодыми педагогами – Наталья Седукова. О Константине Диянове, о двадцатидевятилетнем учителе истории и обществознания из МБОУ «Нововаршавская гимназия», она отзывается лучшим образом. И так: беседую с молодым учителем.

В каком году пришёл в школу и почему конкретно туда? – спрашиваю.

В школу пришел в 2011 году, то есть на данный момент работаю уже седьмой год, отвечает учитель высший категории. – Школа для меня никогда не была тем местом, откуда хотелось бы уйти и никогда больше не вернуться. Мои родители и родители моих родителей – учителя. В школе проходила одна половина моей жизни, а непосредственно со школой (ввиду занятости родителей) была связана вторая. Поэтому решение пойти работать учителем в школу далось мне относительно просто – да, не сразу, но взвесив все за и против, я решил выбрать себе именно такой профессиональный и жизненный путь. Сейчас понимаю, что сделал правильный выбор – в школе, в образовании я наиболее полно и с наибольшей пользой для общества реализую то, что хочу и могу делать в своей профессии.

– Где учился?

– Окончил Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского в 2010 году. По специальности я историк, преподаватель истории. После университета поступил в аспирантуру и закончил её в 2014 г., защитив кандидатскую диссертацию по истории. В плане образования этим я пока решил ограничиться.

Что для вас в работе школы важнее всего?

– Облик школы, как и многое в нашей жизни, определяют, прежде всего, люди: учителя, ученики, родители. Главное то, как устроены отношения между людьми – это и есть основа образовательного процесса. Многие проблемы, равно как и прорывы современной школы определяются именно этим фактором. Конечно, названные мной отношения не означают и не могут означать (учитывая как пресс проверок и административного контроля, так и тяжелый балласт общественных проблем, влияющих на школу) некоей идиллии, полной симфонии мнений, взглядов, оценок. Главное, чтобы существовало осмысленное и чуткое к потребностям участников образовательного процесса взаимодействие (общение), когда любые начинания, перемены или, наоборот, решения ничего не менять и не делать будут продиктованы целесообразностью их пользы для качества образования, комфортом процесса обучения и т.д. Для этого надо слушать и слышать друг друга, иногда отступать от буквы законов или установлений и следовать логике образования и воспитания, которая как раз и не претерпела существенных изменений за последние несколько столетий. Лучшие образовательные практики, которые мне довелось пока видеть так или иначе базируются на этом компоненте. Поэтому это то, что хотелось бы иметь в каждой школе мне и как ученику, и как учителю, и как директору.

– Внедряете ли какие-то инновации в педагогический процесс?

– Инновации, Виктор, сложная вещь для меня. Не в том смысле, что я не понимаю, что это такое, не готов или не умею применять в своей учительской практике. Сложность инноваций (а речь я веду, прежде всего, о современных образовательных технологиях, это ИКТ, критическое мышление, проекты и т.д.) – это новые подходы и принципы преподавания предмета, в педагогическом процессе – это вопрос о целесообразности (эффективности) их применения на своих уроках. Далеко не всегда новые информационные ресурсы и технологии, продвинутые приёмы приближают меня к тому, чтобы успешнее учить моих подопечных. Поэтому к любым инновациям я отношусь положительно, с интересом их изучаю и познаю – это лишь средство, а не самоцель, и я с легкостью откажусь от них, если буду понимать, что традиционные подходы и приёмы в данный момент сработают эффективнее. В то же время я понимаю и тот факт, что в силу развития масс-медиа и социальных сетей школа в целом и учитель в частности не могут оставаться непричастными к той виртуальной жизни, которой живут наши ученики. Одна из задач, которую я поставил для себя лично и транслирую в педагогическое сообщество (прежде всего в отношении педагогической молодёжи), заключается в том, чтобы сделать активность педагога в социальных сетях педагогически ориентированным, работающим на задачи образования – я уверен, что это может стать отличным подспорьем в нашей профессиональной деятельности.

двойной клик - редактировать изображение

– Необходимы ли курсы повышения квалификации, например, в ИРООО?

– Курсы повышения квалификации, конечно, нужны. Прежде всего, как средство расширения профессионального кругозора, это площадка для профессиональной коммуникации учителей. При этом, чем они менее формальны и более практикоориентированны, тем большего эффекта они смогут достичь. Добиться этого можно только организуя живое общение, взаимодействие практикующих педагогов, ориентируясь на их реальные запросы и потребности – эффект от курсов должен немедленно отражаться на нашей профессиональной деятельности, на успехах наших учеников. Лучшими моими курсами (если подходить к слову «курсы» максимально широко) были как раз такие встречи с коллегами: на профессиональных конкурсах, во время посещения образовательных форумов и прочего – во многом неформальные, но от этого гораздо более ценные, личностно и профессионально насыщенные, позволяющие взглянуть на свою профессию и своё место в ней совершенно по-новому.

– Какое, по вашему мнению, образование лучше: отечественное или зарубежное?

– Мне не с чем сравнивать – я не знаю особенностей зарубежного образования. Прочитанное и услышанное от кого-то не в счёт – верить хочется только своему опыту. Я уверен, что отечественное образование, базирующееся на отечественных же традициях и достижениях, для нашего Отечества всегда будет лучше, чем любая, даже самая совершенная копия лучших иностранных образцов. Конечно, иногда привнесенное извне серьёзно продвигает, улучшает существующие здесь практики – но дорожить нужно тем, что создано нами самими, прожито и осмыслено нашей культурой, прошло проверку временем. В этом смысле, в какой-то степени, я сторонник возвращения к тому, что составляло основу системы советского образования.

Я также учитель, но не гимназии, а школы общеобразовательной. Мне интересно и полезно выслушать молодого коллегу, который с охотой делится опытом. Константина Диянова я наверняка увижу на одном из форумов, посвящённых опыту молодых педагогов, инновациям в педагогической среде – на массовых площадках, организуемых родным БОУ ДПО «ИРООО».

1.0x