Авторский блог Екатерина Глушик 23:26 24 августа 2016

Учитель, перед именем твоим…

Министром образования и науки стала Ольга Васильева

Накануне начала учебного года состоялось долгожданное, поистине судьбоносное для страны событие — Владимир Путин отправил в отставку главу Министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. И 19 августа 2016 года новым министром назначена Ольга Васильева.

Насколько важна для государства сфера образования, говорил ещё Отто фон Бисмарк (1815—1898,). После победы Германии над Францией он заявил: "Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники".

Прибыв в Крым в молодежный образовательный лагерь "Таврида", Владимир Путин принял предложение Дмитрия Медведева отправить в отставку министра образования Дмитрия Ливанова. Надо сказать, что этой отставки не просто ждали, а требовали учителя, преподаватели, академики. Взывали, просили пощады себе и многострадальному образованию, некогда лучшему в мире. Даже президент США Джон Кеннеди признавал: "Советское образование — лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой".

Ливанов, судя по его "реформе образования", придерживался другой точки зрения. Не Германа ли Грефа, который на Гайдаровском форуме выразился яснее ясного: "Россия проиграла в глобальной конкурентной гонке и оказалась в технологическом рабстве… Нужно менять модель образования от детских садов до вузов. Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно не годную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний".

Выраженьица, надо сказать… Судя по всему, в этих господ никто никакие знания не впихивал — не втюхивал.

Да и зачем напихивать? Ведь ещё Гитлер наставлял, как с населениеям "на восточных землях" поступать: достаточно, если они будут уметь читать и считать до ста.

Но Гитлеры приходят и уходят, а Грефы-то почему остаются?

Назначение нового министра Дмитрий Медведев объяснил так: "Для того, чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев — и новые люди". Предложив президенту кандидатуру Ольги Юрьевны Васильевой, которая "имеет хороший послужной список", " Медведев добавил: "Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи".

То, что Ольга Васильева действительно способна реализовать самые сложные задачи, у людей, её знающих, сомнений нет. Так, начальник Управления по общественным проектам Администрации президента РФ Павел Зенькович поделился, что за 3,5 года совместной работы Васильева, которая до назначения на пост министра была его заместителем, показала себя "потрясающим экспертом, знающим все процессы изнутри… С её назначением министерство приобрело очень многое".

В это нетрудно поверить. Ведь Ольга Васильева — разносторонне образованный человек: окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, исторический факультет Московского педагогического института и факультет "международные отношения" Дипломатической академии МИД РФ. Доктор исторических наук, профессор. Работала учителем, преподавала в вузе.

Ей принадлежит около двухсот научных работ, посвящённых в основном истории Русской православной церкви в ХХ веке. При этом она подчёркивает, что её научные интересы "не повлияют на светский характер деятельности министерства".

Васильева сразу определила: "Первый приоритет моей новой работы — это учитель, его служение, его миссия. От него зависит всё. Второй приоритет — это вместе с учительским сообществом, с общественными, профессиональными организациями, с родителями осмыслить всё, что сделано в сфере образования в начале 21-го века и раньше, взять лучшее и двигаться вперёд… Исторически у нас был очень высокий уровень образования как школьного, так и вузовского.… Мне нравится фраза Эйнштейна. Он сказал, что школа должна готовить гармоничную личность, а не узкого специалиста".

Эйнштейн Эйнштейном, но и наши, помнится, кое-чем обогатили научную мысль. Экс-министры образования делали откровенные заявления относительно цели их деятельности. Андрей Фурсенко обескуражил как-то: "Пороком советской системы образования было стремление создать человека-творца, тогда как задача образования РФ — создать квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами труда других".

Эстафету оболванивания через образование подхватил Ливанов: "Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России".

И это — не перл? От министра образования? Отвёртки — на пле-е-чо!! Всё образование свести к принципу "бери больше, кидай дальше". "В настоящее время стране инженеров надо не так уж и много". Нужны адапторы!

Ливанов множил свои мудрости неустанно: заявлял о необходимости сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и отказаться от бесплатного высшего образования вообще. Мол, для финансирования подготовки специалистов нужны другие механизмы, в том числе — образовательные кредиты. В одном из выступлений говорил, что у нечуждого ему МИСиСа конкретная цель — пригласить минимум сто преподавателей из-за рубежа, и на каждого из них нужно до 10 млн рублей. Вам, российские докторишки наук, доценты с кандидатами, и не снилось! Задушил образовательную систему отгадайками -ЕГЭ. Хотя даже Билл Гейтс предупреждает соотечественников: "Господа, американская школа умерла. Виной тому — все те тупые тесты и тупое натаскивание, которые мы с вами последние годы практикуем. Если американская школа не перестанет готовить пустых болванчиков, способных лишь разгадывать дурацкие тесты, Америку ждёт национальная катастрофа".

Похоже, что и нашу систему образования сознательно к национальной катастрофе вели. Неужели дождались? И, наконец-то, стоп, машина оболванивания?

Казалось бы, чего поминать тех, кто уже далече? Не очень-то благодарное дело — ругать предшественников. Но надо хоть отчасти представить, какое наследство досталось новому министру, какие проблемы ложатся на женские плечи. Но взялся за гуж… Да и Некрасов знал: русская женщина — во веки веков. "Есть женщины в русских селеньях". И коня на скаку, и в горящую избу… Ведь наше великое некогда образование горит синим пламенем. И в эту горящую избу входит женщина и говорит слова, которые со времён проклятых девяностых не слышали, но так нуждались в них, педагоги: "Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колена".

Разве не это мы слышим от нового министра — Ольги Юрьевны Васильевой: "Профессия учителя — не профессия в полном смысле этого слова, это служение, это миссия. Сегодня — дети, завтра — народ. Это будущее нашей страны, и это не может не быть самым главным. От того, как живет учитель, что он думает, как он чувствует, как он творчески растет, какие у него социальные гарантии труда, отдыха, здоровья, очень многое зависит. От него зависит напрямую наше будущее."

Сами учителя это прекрасно знают. И нужно, чтобы эти слова наизусть выучили и руководствовались ими все чиновники образовательной сферы, и тогда все победы будут за нами!

1.0x