Авторский блог Ян Серебрянский 13:42 29 сентября 2017

Учить по-новому: игровая "История"

Пускай с помощью тех или иных художественных приемов будут изображены реальные геополитические ситуации современности: Сирия, Северная и Южная Кореи, разделенные гарнизонами, идеологией, имеющие различных влиятельных игроков за собой,  Украина и Сомали...

Молодежь сегодня гораздо более привлекают ресурсы по типу «fashionbeans» и «GQ», где предлагаются яркие, стильные образы, где демонстрируют с помощью каких гардеробных и аксессуарных комбинаций можно сотворить визуально эффектный «лук». Их завлекают ресурсы, освещающие последние инновационные мероприятия, инстаграмм-страницы фэшн-дизайнеров, именитых футболистов-гладиаторов и всяческих поп-звезд. Именно из этих «в сущности, поверхностных» областей неравнодушные педагоги (если таковые остались) пытаются переместить молодых людей в области науки: к примеру, «Истории» и «Географии». Пытаются уже давно, и почти все безрезультатно. На яркие огоньки «лакшери» – утвержденного СМИ образа успешного землянина нашего времени – слетаются юные мотыльки, оставляя где-то позади, в безогненном пространстве разборки спартанцев и афинян, римских популяров и конституционалистов.

Зря пытаются педагоги доказать неопытным мотылькам, что свет на самом-то деле в другом месте... Впрочем, формулировка не совсем верная. И «fashionbeans» познавательны, и блоги Мишель Левин чем-то, в принципе, тоже. Но как сделать, чтобы юноша или девушка в равной степени, с неподдельным, сознательным интересом копались в модных блогах и, к примеру, в тех же исторических учебниках и журналах?

Я вспоминаю, как в гимназические годы мы с удовольствием ходили на уроки одного молодого преподавателя по «Истории». Он преподносил материал красочно и нестандартно. Инновационно, выражаясь современным языком. Читал уроки на добротном украинском. В памяти остались фрагменты его выступлений, и главное – приводимые им образы: - Почему Соединенные Штаты вот эти все страны «проглотили» с легкостью, а в случае с Северной Кореей дали задний ход? Вот уже и пасть разинули привычно, и слюнки пустили, а все же «заглотить» северокорейскую державу , в отличии от предыдущих, не осмеливаются…Почему так? Да потому что у Северной Кореи ядерное оружие есть. Употребив в качестве пищи – можно и без зубов остаться… - рассказывал он с жаром, ловко орудуя мелом; расписывая те или иные геополитические маневры, он всякий раз апеллировал к предистории конфликта, живо описывал события ему предшествующие. И мы его понимали. И слушать его было гораздо интереснее, чем копаться в телефоне. С помощью грамотно построенной, увлекательной риторики, он вдохновлял учащихся, активировал в нас умственную деятельность, что порождало желание искать ответы, и находить пути, ведущие к истине.

Как в тотальном футболе – все атакуют и все защищаются, так и на его уроках – все были задействованы в процессе: анализировали, сопоставляли, предлагали свои варианты решения исторических конфликтов…

Все это хорошо, Ян, - скажите вы, - но во времена вашей школьности навороченных ай-фонов еще не было. Были слабофункциональные кнопочные телефоны, да и мало у кого был доступ в интернет, эквивалентный, как сегодня, компьютерному. Чтобы заинтересовать современных школьников одной риторики будет явно не достаточно.

Пожалуй, соглашусь. А потому хотел бы предложить свой собственный метод, как мне кажется, применимый к образовательной современности вполне. Он призван показать, что комбинировать с удовольствием можно не только с фэшн-луками, но также и в областях… «Истории» и «Географии».

Существует компьютерная игра «Герои меча и магии 3» (Heroes of might and magic 3). Пускай создана она была в конце 90-х, большое количество фанов по всему миру имеется до сих пор. Игра стратегическая, и в ней прослеживаются шахматные мотивы.

В последнее время, в среде фанов «игрушки», стало популярным рисовать карты реального мира. Из мира фэнтези все постепенно перекочевывает в мир естественный. Тому причиной, очевидно, стремительно развивающиеся события: геополитические сдвиги, стычки интересов между нациями, референдумы и прочее.

Также не в последнюю очередь, видимо, к этому героеманов подтолкнули серийные геополитические симуляторы, предлагающие за производство адекватных, вдумчивых карт, которые бы прогнозировали те или иные повороты в геополитике, реальные деньги.

А теперь давайте попробуем включить стратегическую игрушку в образовательный процесс. Пускай учащиеся получат домашнее задание – нарисовать в редакторе «Героев» гигантскую карту реального мира, максимально детализированную, с особым акцентом на горячих точках современности, с грамотной, адекватной расстановкой сил и ресурсов, с учетом специфики тех или иных регионов. Пролив Ла-Манш, Тайга, Сахара, озеро Мичиган – перестанут быть скучными географическими наименованиями территориальных, водных объектов. Реалистично прорисованные виртуальной кистью, это будут функциональные участки игровой карты, на которой, в скором времени, разыграются нешуточные баталии…

Пускай вашингтонский МВФ будет изображен в виде многочисленных золотоносных, кристаллических рудников, приносящих ресурсы ежедневно. Ученики начнут копаться в источниках, заинтересуются деятельностью данного учреждения, захотят исследовать специфику кредитования разных стран и тп.

Пускай с помощью тех или иных художественных приемов будут изображены реальные геополитические ситуации современности: Сирия, Северная и Южная Кореи, разделенные гарнизонами, идеологией, имеющие различных влиятельных игроков за собой, Украина и Сомали, - нюансы противостояния должны быть тонко расчерчены. Пускай ученики попытаются представить зависимую от импорта сырья (ресурсов) Японию, проиллюстрируют каталонский конфликт, попытаются изобразить страны-марионетки и квази-государства, а педагог, наблюдая за процессом создания карт, будет помогать корректировать. Пускай будут представлены на карте зоны по производству химического оружия (жилища Гидры, брызжущие кислотой – в игре) , заводы по производству новейших сверхскоростных истребителей (гнезда лазурных драконов, например). Когда же каждая из команд (допустимое количество игроков на одной карте – 8, т.п по 8 учеников на карту) представит свой завершенный проект – начнется игра.

Игра совершенно многофункциональная, оставляющая много пространства для фантазии. Можно торговать, заключать договоры о поставках вооружения, способствовать развитию или же краху тех или иных регионов, объединяться в альянсы, блюсти исторические интересы и тп.

Каждый участник (каждый из 8 игроков) в итоге обретет свои исторические участки на карте. Отныне внешняя и внутренняя политика подконтрольного государства или группы государств – будет дилеммой ученика, которую необходимо будет решать. Ему придется продвигать интересы своей цветовой нации на игровой карте мира, сообразуя свои действия с маневрами и видениями прочих игроков-коллег.

Важный момент: при сотворении карты учитывать географические особенности областей вверенных ученикам стран, производительность тех или иных регионов, специфику производства, а также, помимо современных имен, – введение в игру дополнительных исторических героев: адмирал Ушаков (экспертная навигация), Горчаков (экспертная дипломатия) и тп. Таким образом, учащиеся, при сотворении героя-прототипа, будут собирать информацию о реальной исторической личности, интересоваться деятельностью великих людей прошлого, их биографией.

Что же касается современности, то, безусловно, соотношение тех или иных показателей должно максимально соответствовать реалиям нынешнего дня. Педагог в данном процессе будет принимать самое активное участие, помогая подопечным оставаться в рамках обоснованного реализма, опираясь на объективные факторы и показатели.

Само собой, предложенный мною метод – далек от совершенства. И, скорее всего, большинство специалистов, в области образования, – подвергли бы его критике. Но сама идея, как мне думается, имеет право на существование. Молодые люди войдут в процесс сознательного поиска. Они получат возможность на практике исследовать те или иные механизмы, двигающие исторические, геополитические процессы, начнут изучать всемирную историю в поисках ответов на возникающие в стратегической игре ситуации.

Наконец, изменится отношение учащихся к географическому атласу. Ведь теперь на карте, максимально детализированной, перенесенной в виртуальную, игровую плоскость, им самим, как стратегам, кураторам тех или иных территорий, придется учитывать особенности ландшафта, места нахождения ископаемых, использовать наличие водоём

1.0x