Сообщество «Форум» 20:16 3 мая 2019

У подвига женское лицо. Часть 3.

О повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."

Тема женского подвига на войне наиболее раскрыта в повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева и в романе Ольги Кожуховой «Ранний снег».
«Военные писатели, - пишет Борис Андреевич Леонов, - это наши специальные корреспонденты в огненных годах Великой Отечественной» (№7, стр.67). А эти писатели сами воевали, и поэтому военная тема была им более близка и понятна, чем другим авторам.
«Нельзя, конечно, абсолютизировать значение биографии писателя при «расшифровке» его художественного наследия. Но нельзя и игнорировать и такого верного замечания, какое высказал В.Кожевников: «Конечно, даже то, что является частью биографии автора, в художественном произведении будет так или иначе трансформировано – это совершенно неизбежно. Но если художник прикоснётся к материалу постороннему для него, ни в чём не совпадающему с его жизненным опытом, то это всегда скажется в произведении: материал не подчинится ему, окажет сопротивление – то ли в построении сюжета, то ли в точности психологического портрета, то ли в развитии судеб персонажей» (№10, стр.29).
Итак, всё же начну с биографии Бориса Львовича Васильева. В 1941 году писатель «окончил 9 классов воронежской средней школы. С началом Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона, 3 июля 1941 года батальон был направлен под Смоленск, где попал в окружение и вышел из него в октябре 1941 года. Затем был направлен в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулемётную полковую школу, после окончания которой служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 83-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время воздушного десанта под Вязьмой 16 марта 1943 года он попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После этого ранения Васильев был демобилизован из действующей армии и осенью 1943 года направлен на учёбу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина.
В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволился из армии в 1954 году в звании капитан-инженер. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой»(№14).
Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954).
«После окончания студии при Госкино СССР, по сценариям Васильева были поставлены художественные фильмы: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960). В 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широкую известность в СССР» (№14).
Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер» было принято к публикации в журнале «Новый мир» в 1967 году . «Наибольшую известность писатель приобрёл в 1969 году после публикации в журнале «Юность» (№ 8) повести «А зори здесь тихие…»» (№14).
В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была перенесена на сцену театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. В 1972 году произведение было экранизировано Станиславом Ростоцким. Писатель постоянно обращается в своём творчестве к теме Великой Отечественной войны и военного поколения советских людей: «В списках не значился» («Юность», 1974, № 2—4); «Завтра была война» («Юность», 1984, № 6), в рассказах «Ветеран» («Юность», 1976, № 4), «Великолепная шестёрка» («Юность», 1980, № 6), «Вы чьё, старичьё?» («Новый мир», 1982, № 5), «Неопалимая купина» («3намя», 1986, № 2)» (№14).
В последние годы жизни Борис Васильев выпустил пять романов из ранней истории Руси.
Борис Львович являлся членом Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Писатель скончался 11 марта 2013 года в Москве на 89-м году жизни и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Был женат на Зоре Альбертовне Поляк. Именно она послужила прототипами Сони Гурвич («А зори здесь тихие…») и Искры Поляковой («Завтра была война»).
Был награждён орденами « За заслуги перед Отечеством II и III cтепени» (1999 и 2004 гг.) - за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность,за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.
Кроме этого был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Ордена Трудового Красного Знамени (7 августа 1981) и двух орденов Дружбы народов (1984, 1994гг.)
Борис Львович Васильев был награждён многими престижными премиями в области литературы и искусства.
За фильм «А зори здесь тихие…» писатель получил Государственную премию СССР (1975), Премию Ленинского комсомола (1974), Памятный приз Венецианского кинофестиваля (1972) и Главный приз Всесоюзного кинофестиваля (1973).
По произведениям Васильева было сделано более 20 экранизаций. А повесть «А зори здесь тихие…» была экранизирована несколько раз, и не только в СССР и России, но и в КНР.

Одним из первых откликов критики на повесть «А зори здесь тихие…» была статья Вл. Воронова «Серьёзный дебют» в №2, журнала «Москва» за 1970 год.
Критик Воронов начинает свою статью с краткого пересказа содержания повести. Обратимся к нему и мы: «Пятеро молоденьких, необстрелянных девушек под командой старшины Васкова выслеживают и вступают в неравную схватку с шестнадцатью матерыми фашистскими диверсантами, заброшенными в мае 1942 года в советский тыл, в район Беломорско - Балтийского канала. Все пятеро девушек погибают: двое по небрежности и неопытности, двое – героически, в бою, а одна – по глупости, по трусости, что называется, не выдержали нервы» (№11 ,стр.216-217).
Воронов называет повесть интересным дебютом, и нарекания у него вызывают только два момента: первый заключается в том, что, по мнению критика, происходит злоупотребление «одним приёмом»(№11, стр.218). Автор рассказывает «биографию девушек перед их гибелью» (№11, стр.218). Второй, более серьёзный момент – в письме «ультрасовременного» парня, полном жаргонных выражений.
Второй момент был очень удачно убран Васильевым и Ростоцким при съёмках фильма «А зори здесь тихие…». Вместо парня появилась симпатичная девушка, которая всё поняла, и положила на могилу погибших девушек букет из веточек. Таким образом, автор как бы передал ей эстафету людской памяти.
В 1970 году, когда была написана статья Воронова, литературовед не заметил другого (я тоже, впервые читая повесть, об этом не подумала). Теперь же у меня после прочтения биографий возникла мысль: «А что двигало ими, во имя чего такие муки? Понятно, у Осяниной и Комельковой фашисты убили близких, и они хотят отомстить за них. А Бричкина с Четвертак? У них родные не погибли. Соня Гурвич. Она, может, слышала, что фашисты убивают всех евреев? Нет, одной мести мало для того, чтобы девушка стала солдатом, чтобы она терпела всякие неудобства в течение долгого времени и постоянно подвергала опасности свою жизнь!».
Всё стало на свои места, когда прочитала «Ранний снег» Ольги Кожуховой. Но об этом позже.
Сейчас о хороших сторонах повести «А зори здесь тихие…», о причинах читательской любви к этому произведению.
«Если Ю. Бондарев и Г. Бакланов стремятся показать героичность на войне внешне негероического, то Васильев старается запечатлеть негероичность героического. Писателю важен человек, "его эстетическая и этическая ценность" 1» (№18).
И это притягивало читателей к повести.
«В военной прозе второй половины ХХ века заложен особый фермент утверждения в человеке необходимого ему в жизни противостояния всему мелочному, коварному, двуличному. Именно этот фермент определяет такую доверительность повествования, какой нередко не встретишь даже на страницах исповедального рассказа. А это дорогого стоит» (№10, стр.4).
Военная проза показывала саму жизнь, особенности людских характеров и человеческих взаимоотношений.
В 60-70 годы на военную прозу оказала большое влияние проза деревенская, именно тогда в ней «усилился интерес к «вечным» проблемам национального бытия. Этот интерес обусловил и усиление внимания военной прозы к проблемам совести, нравственного выбора и т.п. Вспомним, что такими проблемами полны повести и рассказы многих писателей, обращавшихся в то время к военной героике»(№10, стр.4).
Сюда относятся и «Ранний снег», и «А зори здесь тихие…».
Вспомним хотя бы, как Васков думает о своём долге воспитателя и берёт с собой не боевую, смелую Женю, а струсившую Галю Четвертак. Он надеется перевоспитать её.
Или эта фраза из повести: «А как прибыли на разъезд, Рита, Женька и Галка стали вдруг пить чай без сахара»(№ 1, стр.28). Сахар они оставляли маленькому сыну Риты. Иначе они не могли – им не позволяла совесть.
Много о совести и нравственности и в «Раннем снеге», но, на мой взгляд, самый страшный нравственный выбор Шуре приходиться делать тогда, когда она неожиданно встречает Алёшу.
Роман «Ранний снег» и повесть «А зори здесь тихие…» относятся к лучшим произведениям военной прозы, повесть Васильева, например, была так популярна, что на её сюжет даже написали оперу. И в это самое время писатель Д.Гусаров говорил о том, что «повесть страдает целым рядом искажений реальных событий» (№10, стр.21). «В частности, не было никакого смысла высаживать десант немецких диверсантов в район Беломор-Балтийского канала, поскольку с осени 1941 года он бездействовал и т.д.» (№10, стр.22).
«Прочитав упрёки в адрес писателя (Васильева – Н.Д.), который якобы всё это придумал, читатель вправе спросить: ну и что? Какое отношение все эти «огрехи» вымысла имеют к тому эстетическому воздействию повести, какое испытываешь во время её чтения?!» (№10, стр.22). Разве это так важно, если, посмотрев фильм «А зори здесь тихие…», плачешь от боли и жалости? Разве это так важно, если героини повести полюбились тебе, как родные?
Почему же пятеро девчат стали такими близкими и понятными читателю? Да и не только они. Не могу не сказать несколько слов и о старшине Васкове, который был командиром пятёрки девушек.
Роль Васкова в повести – это роль рассказчика, это именно он сможет после войны поведать о подвиге девушек. Без него мы бы об этом не узнали, лес сохранил бы свою тайну.
В Федоте Васкове автор «находит такое нравственное богатство, душевную отзывчивость и деликатность, такую силу духа и самоотверженность» (№11, стр.217), и в последних главах его образ «вырастает почти до былинных размеров, а повествование обретает интонации героической баллады» (№11, стр.218). Девушки, которые сначала относятся к нему с иронией, потом начинают видеть его «глубже» и брать с него пример.
Но, девчата не такие уж и дети, у каждой из них есть свой характер, свои привычки, свои достоинства и недостатки, и своя биография.
Прежде всего, мне хочется рассказать не о Рите Осяниной, именно с неё начинает своё повествование Васильев, а о Жене Комельковой. Для этого имеются две причины. Первая, очень мне нравится, как Ольга Остроумова играет эту роль в фильме. Весело, с песнями, плясками, бесшабашно, смело, и трагически. И вторая причина следующая: в Жене, как и в старшине Васкове, есть нечто сказочное, былинное. «Золотоволосая красавица Комелькова расчёсывает волосы: «Распустила – спины не видно. Стала гребёнку вести – руки не хватает: перехватывать приходиться. А волос густой, мягкий, медью отливает. И руки у неё плавно ходят, неторопливо, покойно» (№11, стр.217). Или «…сквозь рыжее пламя зелёный глаз проглядывает»(№1, стр.76).
Сами девушки, увидев её в предбаннике, сравнивают Комелькову с русалкой.
Получается что-то фольклорное, русское, народное, какая-то смесь пушкинской Царевны-лебедь, Медной горы хозяйки и русалки.
Да, она и есть былинная героиня, всегда впереди, всегда там, где потрудней, всегда протянет руку помощи тому, кто в беде, кто слабее, да и неженскую ношу она взваливает себе на плечи, уводя фашистов подальше от тяжелораненой подруги, такое под силу только мужчине-богатырю!
Женька, хоть и бойкая, имеющая «неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица» (№ 11, стр.218), но после первой рукопашной чувствует себя ужасно. «Тошнило её, выворачивало, и она, всхлипывая, всё кого-то звала – маму, что ли…» (№11, стр.218). Звала маму, как ребёнок. И мы вспоминаем, что автор говорил о детских глазах Жени: «зелёные, круглые как блюдца» (№1, стр.25). И вдруг, словно шаг от детства, через несколько часов совершает ещё один подвиг – показывает целое представление для фашистов, чтобы они подумали, что в лесу много обычных, невоенных людей, лесорубов. А потом от пережитого страха её глаза полны слёз. Проходит ещё немного времени, и она опять наперекор своим страхам, наперекор всему, до последнего вздоха стреляет в фашистов, уводя их от раненой Риты.
Автор даёт нам намётки, всё поведение Жени нам говорит: «Я смогу!». Вспомним, хотя бы о том, как Комелькова увидела мёртвую Соню. Какое самообладание есть у неё: девушка «беззвучно тряслась позади, кусая кулаки» (№1, стр.139).
Борис Васильев не сделал из Женьки ангела. Рассказывая о её личной жизни, автор поведал о том, что Комелькова любила женатого человека, знала, что нехорошо это, но ничего с собой поделать не могла. Да и полюбила она не абы кого, а красивого, таинственного и героичного Лужина, уже воевавшего на Халхин-Голе и в Финляндии.
Но мы знаем о Жене и много хорошего. И это хорошее, словно на весах, перевешивает её любовь к Лужину.
Она – настоящий, надёжный друг. Сохраняет тайну Риты, переживает за неё, но ругает её, когда та, словами обижает Галю. Даже в болоте Женя хочет помочь Гале искать потерянный сапог, а это очень опасно. Всё-то она может, даже Федоту порезы прижечь, даже Галю красавицей сделать. Любит Женя Комелькова и пошутить, а на войне так нужно это умение - подбодрить своих товарищей. Борис Васильев пишет о том, что с появлением Женьки, например, мир Гали Четвертак «завертелся быстро и радостно» (№1, стр. 158).
И там, в лесу, когда против Васкова и пятерых девчат находятся шестнадцать фрицев, читатель забывает о Женином романе. Этот свой грех она давно искупила, своими страданиями, гибелью близких. И нам её очень жалко, жаль её пропавшую молодость, жаль её необыкновенную красоту.
Трудные часы, проведённые в лесу с Васковым, немного изменила девчат. Всегда бойкая Евгения, впервые назвав командира по имени, «…покраснела» (№1, стр.197). И Рита Осянина тоже «запнулась» (№1, стр.197).
Рита – командир пятёрки. Она старше всех, её муж погиб на второй день войны, а её маленький сын живёт с бабушкой. И Рита бегает навещать его по ночам, ей приходится быть смелой, ведь она носит сыну продукты. Она, всегда хмурая и грустная, с «серьёзными» глазами, даже немного повеселела, когда оказалась в части поблизости от сына. Рита, также, как и Женя, всегда впереди, вместе с Васковым именно они, Риты и Женя, осматривают местность, именно они чувствуют на себе ответственность за других.
Рита не такая бойкая, как Женя. Когда Рита познакомилась с лейтенантом Осяниным на вечере – встречи с героями-пограничниками. И она, и Осянин были очень стеснительными, в зале они сидели рядом, «боясь шевельнуться и глядя строго перед собой» (№1, стр.19). «Они даже простились не за руку, а просто кивнули друг другу – и всё» (№1, стр.19). Несколько месяцев они переписывались.
И вдруг Осянин приехал и повёл Риту в загс. И Рита первой из класса вышла замуж, да ещё за пограничника! И на заставе Рита научилась «перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади , метать гранаты и защищаться от газов» (№1, стр.20). Когда бои на заставе закончились, то девушка стали проситься в бой. Она была так настойчива, что его «взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу» (№1, стр.21).
Став зенитчицей, Рите удалось прошить немецкий аэростат, а после и убить немца. Она умела ненавидеть, но после этой смерти «всю ночь её трясло» (№1, стр.23).
Строгая Осянина жила затянутая ремнём «на самую последнюю дырочку» (№1, стр.24): «мужчин для неё не существовало» (№1, стр.24).
«Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность» (№1, стр.27), и «Рита словно бы чуть оттаяла…»(№1, стр.27).
И вдруг ночью, возвращаясь от сына, она сталкивается с двумя немецкими диверсантами. Ей очень страшно, но она «сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами» (№1, стр.34). И кинулась напролом – предупреждать своих.
Старшина Васков уважает Риту Осянину, считает, что она наблюдательная, способная, друга в беде не оставит, успокоит, поможет, хотя иногда и делает ей замечания: ходит не так, бойцов не научила обуваться нормально. Да и читатель видит, что среди девчат Маргарита Степановна – главная. Вот она кричит: «Евгения, на берег!.. Сейчас же!..» (№1, стр.62). И её слушают. Даже Федот Евграфович. Хотя она скорей ему не приказывает, а о нём заботиться, как о боевом товарище.
Война тяжела и для Риты, и у неё, бывает, сдают нервы, но самообладание у неё редкостное. Об этом говорит даже то, как она бьёт из автомата: коротко, прицельно, в упор. И, понимая, что ранение у неё смертельное, Осянина стреляет в себя. Она не хочет быть никому обузой. И в этом её подвиг. Свой подвиг.
Конечно, эти два героических образа – Жени и Риты – сильно отличаются от других. Даже тогда, когда Васков сообщает всем о том, что против них идут шестнадцать фашистов, девушки ведут себя по-разному. «Осянина с Комельковой переглянулись (только переглянулись! – Н.Д.)…»(№1, стр.94). Ненависть не даёт им бояться.
Соня Гурвич, во время этого известия, «юбку на коленке разглаживала» (№1, стр.94). Потом она беззвучно повторит: «-Шестнадцать, товарищ старшина…» (№1, стр.89).
Соня – она немного другая, жизнь ещё не показала ей своих ужасов, как Жене и Рите. И ей, видимо, немного страшно. Она не так приспособлена к жизни, правда, старательна. Девушка слишком интеллигентна и скромна (вспомним, как она ест из одного котелка с командиром, всё, оставляя ему), но иногда может и съязвить.
Соня - студентка, знает немецкий и любит читать. Но в своём доме она видела пример отца-врача, который в любую погоду шёл к больному, и она – «пиголица городская» с «тощим плечом» (№1, стр.49) «под винтовкой, подсумком, скаткой да «сидором» гнулась как тростинка» (№1, стр.46), но «упрямо» (№1, стр.59) и «зло» (№1, стр.59) шла через лес за командиром. И через болото с пиявками шла. Она понимала - так надо! И поэтому она на войне, и поэтому она в комсомоле.
У Сони «остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико» (№1, стр.48),она «худущая, как весенний грач». Вот какое интересное сравнение находит автор для образа Сони!
Гурвич постоянно озабочена тем, что переживает за жизнь своих родителей – евреев, оставшихся в Минске, и так гложет её эта печаль, что автор (вместе с Васковым) ласково называет её «воробьиным заморышем». И Соня, чувствуя доброе отношение старшины, бежит за его кисетом и её убивает фашист.
У Лизы Бричкиной своя непростая биография. Она не ходила на кабана, как Женя, не было ничего весёлого в её жизни. Была больная мать, отец – лесник, работа в колхозе. И… ожидание любви, чуда какого-то. Из-за болезни мамы Бричкина не успела поучиться, а из неё, видно, был бы толк. Елизавета очень наблюдательная, «глазастая» (№1, стр.75) и способная. По внешности девушки сразу видно, что она деревенская. «Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах – не поймёшь, где шире» (№1, стр.44). «И вообще ничего, такая всегда пригодится: здорова, хоть паши на ней» (№1, стр.44), - пишет о Лизе Борис Васильев. А Федот Васков говорит о её фигуре: «Есть на что поглядеть…» (№1, стр.71).
Бричкина бесхитростна и проста. Все девушки сразу замечают, что она влюблена в старшину, но Лиза и не думает врать. А потом плачет. И, на вопрос старшины к девушкам, умаялись ли они, все промолчат, а Лиза поддакнет: « - Умаялись…» (№1, стр.57). Лизе нравится не притворяться, не лгать, у неё и отец такой же «неосторожный». Лиза и скажет о нём торопливо: «Красный партизан». И отец не отсиживался, не жил по принципу «моя хата с краю», и дочь туда же. Оказалась за Валдаем и «прилепилась к зенитной части» (№1, стр.120). Пошла воевать. Да и может разве «лесной» человек леса свои отдать врагам на поругание? Нет, не может.
Лизе очень хочется понравиться Федоту, и она вызывается кухарить, видимо, девушка хорошо готовит. А чуть только Федот обращается к Лизе построже, как она расстраивается, даже голос становится «упавшим».
Федоту Евграфовичу рядом с Лизой, «лесным человеком», и уютно, и тепло, как у «русской родимой печки» (№1, стр.79). Так ему хорошо, что петь хочется. И он обещает Лизе попеть вместе, как расправятся с диверсантами, и это его обещание, так радует Лизу, что она думает только об этом. И погибает в болоте.
Трудно писать о пятой героине этой повести. Комелькову и Бричкину воспитывали отцы, которые учил их смелости, Осянину воспитывал и муж, и вся его погранзастава. А «пиголице», всего трёхпудовой Гале не повезло. Она была детдомовская. Ей за маленький рост и фамилию дали – Четвертак.
«Замухрышка» Галка Четвертак была «худющая, востроносая, косички из пакли, и грудь плоская, как у мальчишки» (№1, стр.28).
Женька Комелькова сделала всё для того, чтобы Галка похорошела. И чудо произошло, а Галя искренне привязалась к Жене.
Галка – неплохая девушка, она отдаёт продукты для Ритиного сына, и сама она вызвалась на войну. Но, видимо, сил своих не рассчитала. Бори Васильев рассказывает о том, какой фантазёркой и выдумщицей была Галя в детдоме. Она фантазирует и в отделении. Всем говорит, что мама её – медицинский работник. Ей не хватает тепла.
Видимо, Галя хотела на фронте романтики, но война оказалась слишком страшна для неё, да и не знала она, что бывает так сложно.
Кажется, что Галка родилась не под счастливой звездою. То вдруг сапог и портянка в болоте утопли, то заболела, простыла от этой пропажи.
И приходится Федоту быть в роли и мамки, и няньки для «непутёвой». И пожалеет её старшина, когда струсит боец Четвертак. Девушка ведь, да из детского дома. Но не спасёт. Как у Лизы Бричкиной был растревоженный взгляд перед последним заданием, так и Галя «на него во все глаза смотрела, не моргая» (№1, стр.94), когда Федот объявил о шестнадцати диверсантах. Да и до этого «улыбка у неё не получалась» (№1, стр.94). И после она смотрит «испуганно»(№1, стр.167).
Но отоспалась и «сама в караул вызвалась» (№1, стр.97).
Окончательно сломала впечатлительную Галю смерть Сони Гурвич. Сонино лицо всё время стояло у неё перед глазами. И Четвертак уже ничего не могла соображать от ужаса. Боец была убита, «ни разу по врагу не выстрелив…» (№1, стр.169).
Погибли пять девушек, очень разных девушек, разных и по характеру, и по внешности, и по уже прожитой жизни. Они сами по своей воле пошли на фронт, сами рвались воевать с врагом. И, когда Федот начинает сокрушаться и говорить о том, что может не стоило им гибнуть, то умирающая Рита всё ставит на свои места. И говорит ему о том, что они Родину защищали. «Сначала её, а уж потом канал (Беломорско-Балтийский – Н.Д.)» (№1, стр.210).
И таких девушек на войне было много. Тех, что отдали за неё жизнь.
Интересные характеры получились в повести и у Кирьяновой, и у Марии Никифоровны. Но, если хозяйка Мария Никифоровна, не рвётся на фронт, но всей душой переживает за Федота, то для некоего противопоставления в повесть введена Полинка Егорова. Васильев пишет о ней так: «Самая беспутная из всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла» (№1, стр.14). А кругом война. И другие девчата совершают подвиги, защищая родную землю.
(продолжение следует)
Библиография.
1.Борис Васильев. А зори здесь тихие…Санкт-Петербург. Издательство «Азбука-классика», 2004.
7.Борис Леонов. Колоски и зёрна. Из блокнота критика. ООО «ИД «Русь» - «Олимп», 2010.
10. Б.А.Леонов. Русская проза второй половины ХХ века о Великой Отечественной Войне. Москва, Издательство Литературного инстиута им. А. М. Горького, 2008.
11. «Москва», 1970, №2, с.216-218. Статья Вл. Воронова «Серьёзный дебют».
Интернет-ресурсы.
14.Васильев Борис Львович – Википедия ru. wikipedia. org/wiki/Васильев… 18.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/proza-borisa-vasileva-o-frontovikakh-posle-voiny70-80-e-gg#ixzz3zPVUgMIL


1.0x