Сообщество «Форум» 11:51 3 мая 2019

У подвига женское лицо. Часть 2

Военная проза и публицистика

В военной прозе и публицистике создано много прекрасных женских образов. Начну с моего любимого автора, Виктора Курочкина. Я считаю этого автора мастером прозы. Мне очень нравится его «Железный дождь». Это произведение можно отнести к группе военных произведений, повествующих о первых днях войны. Сюда можно отнести и роман Ивана Стаднюка «Война». В этом романе периодически мы читаем: «Третий день идёт война…» (№13, стр.175). Далее о других днях, и «война полыхала уже седьмой день…»(№13, стр.204). Не удивляет то, что так много написано о первых днях войны, эти дни были самые страшные - до этого был мир. Не случайно у писательницы «Ольги Кожуховой навсегда в памяти останутся снежные поля Подмосковья зимы 1941-1942 года» (№10, стр.30). Это жестокие оборонительные бои.
Но вернусь к «Железному дождю». Само произведение имеет небольшой объём, и образы в нём даны как бы штрихами, а, может, они так давались специально, чтобы возникало ощущение – в одном образе поместилось много образов, похожих человеческих жизней. И тут, автор пишет о женщине, которая была испугана войной, истосковалась по теплу и подарила себя главному герою. Они были знакомы только несколько часов. И вдруг немцы ворвались в городок.
«Женщина испуганно попятилась», - пишет Курочкин. Я думаю, что автор специально не дал ей имени – просто русская женщина.
Читаем дальше:
«- Уходи бога ради. Мы потом встретимся.
- Потом? – Женщина опустила вдруг руки, и Сократилин увидел
разорванный ворот и пухлую окровавленную грудь.
- Осколком? – машинально спросил Богдан.
Она не ответила, застыдилась, закрыла рукой грудь, повернулась и побежала к дому.
Ноги сами понесли за ней Сократилина.
- Погоди. Надо же перевязать! – кричал он.
Она бежала не оглядываясь, только сверкали её белые крепкие лодыжки.
Они выскочили на улицу. Взрыв снаряда отбросил Сократилина к ограде палисадника. Падая, он увидел её. Она всё бежала, но почему-то стала маленькой, квадратной, а потом закружилась на одном месте и растворилась в густой пыли. Когда пыль с дымом разжидились, показался выпотрошенный дом, а напротив дома на дороге что-то бесформенное, ужасное.
- Что же это такое? – громко неизвестно кого спросил Сократилин. – Бандиты! Сволочи! Вы убиваете наших женщин» (№6, стр.277-278).
Этот отрывок словно кричит о том, что война - неженское дело.Но здесь есть и маленький подвиг. Женщина узнала, что немцы вошли в город, и прибежала, чтобы предупредить об этом солдат. Она не спряталась в подвал, заслышав выстрелы, не схоронилась за печкой, а побежала спасать своих.
Военная проза часто построена на исторических документах и материалах. К этим документам писатель-прозаик прибавляет своё повествование, отталкиваясь от этих документов, строит сюжет. Часы работы над архивами составляют и часть работы писателя. Так написаны «Война» Стаднюка, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова. Я уже написала о том, что любимый военный фильм курдов «А зори здесь тихие…», а на Кубе таким любимым фильмом является «Семнадцать мгновений весны». За два года, прожитых мной в этой республике, я видела этот фильм по телевизору пару раз, и жители острова мне говорили, что любят его за динамизм. Однако в те далёкие годы и не приходилось думать о том, что один из действующих лиц сериала так изменит нашу жизнь. Я говорю сейчас об Аллене Даллесе. Его доктрина сыграла роковую роль в истории нашей страны. Сейчас многие знают об этом документе, а в 1997-98 году ещё мало кто слышал о нём. Однако уже и тогда замечательный актёр Юрий Назаров ходил с концертами по московским школам, и, кроме чтения стихов, рассказывал ребятам об этом жутком плане. Юлиан Семёнов во время подготовки своего романа не мог предположить, какова будет роль Даллеса в истории после 1945 года, но подробно (возможно, иногда врагов чувствуют интуитивно) остановился на его биографии. Так, мы узнаём из книги о том, что Аллен подготовил свой первый заговор в 1918 году, а «через год, в 1919-м, Даллес получил назначение первым секретарём посольства Соединённых Штатов в Германии» (№ 12, стр.73). Именно здесь и началась его борьба с большевизмом. Та борьба, которой во время Великой Отечественной войны, противостояли такие мужественные люди, как Штирлиц и радистка Кэт. Вспоминая о Кэт, надо сказать, что Юлиан Семёнов создал в своей книге образ смелой и мужественной женщины, но именно хрупкой женщины, вспомним о том, как она плачет, когда все её беды уже позади… Как ей трудно, как ей неимоверно трудно!
Хотела бы ещё рассказать о трёх произведениях, где виден жуткий, огромный контраст между любовью и смертью. А смерть на войне всегда рядом.
Это «Первая любовь» Владимира Богомолова, «Последний поклон» Виктора Астафьева и «Чистые пруды» (о Жене Румянцевой) Юрия Нагибина.
Любовь – самое прекрасное, возвышенное чувство. Смерть – самое ужасное.
Женя Румянцева – фантазёрка, любительница путешествий, мечтавшая стать астрономом. И сразу бросившая свою любимую астрономию, потому что решила, что её место на фронте. В заключение рассказа о Жене, Нагибин сообщает нам, что майору авиации Румянцевой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В «Последнем поклоне» этот контраст не так заметен, произведение более крупное. Но он тоже есть. Вспомним, как выглядит получившая похоронку, тётя Августа: «сидела, безжизненно свесив руки, волосы у неё растрепались, лицо опухло; засветились красные жилки в выплаканных глазах, губы и нос тоже распухли» (№3, стр. 249)). Вспомним, как она решила удавиться и сообщает об этом племяннику. А мальчишка начинает ей с жаром говорить, почти кричать о том, что никогда не надо сдаваться, приводить примеры великих людей, которые выстояли все трудности. И женщина постепенно приходит в себя и начинает заниматься домашними делами. Ей надо поднимать маленьких дочек.
Но самый сильный контраст добра и зла мы видим в рассказе «Первая любовь». Только что автор был в окопе вместе с любимой женщиной – медсестрой. И узнал от неё, что у них будет ребёнок. Ему так захотелось «уберечь её, оградить от войны, от боя на заре…» (№ 4, стр.69). Но любимая погибает. Узнав о её смерти, автор думал: «Солнце…если б я мог загнать его назад, за горизонт! Если б я мог вернуть рассвет!.. Ведь всего два часа назад нас было трое…» (№4, стр.69).
Страшно читать о войне. О женщине на поле боя («Горячий снег» Юрия Бондарева), о женщинах-разведчицах («Солдатами не рождаются» Константина Симонова).
Я сейчас писала о военной прозе, но хочу сказать и несколько слов в защиту публицистики. Белинский, Добролюбов, Герцен, Пушкин, в конце концов, писали публицистические статьи. И не считали это чем-то зазорным. Тоже могу сказать и о современной публицистике. Очень интересно было прочитать книгу Светланы Алексиевич «У войны неженское лицо». Да, это не проза. Но книга многосторонняя. О больших и малых подвигах женской жизни на войне, о женщинах самых различных профессий, которые принимали участие в этом трудном деле. Необыкновенная работа, но на Нобелевскую премию никак не тянет. Это не достижение автора, а тяжелые судьбы русских женщин, пострадавших на войне. Их рассказы, надиктованные на магнитофон.
И главное, Нобелевскую премию надо давать за вклад в литературу, а не за деятельность по развалу социализма и борьбу с Лукашенко. Темы произведений Алексиевич после написания книг о Великой Отечественной - Афганистан и Чернобыль – уже говорят о её непорядочности. Начала свою литературную карьеру, восхваляя советский образ жизни (именно благодаря ему, мы и победили в войне), а продолжила - вот такими книгами. Уверена, что многие героини книги «У войны неженское лицо» впоследствии пожалели о том, что когда-то ей поверили и рассказывали о самом главном и сокровенном. Она их, в общем-то, предала.
Чернобыль был диверсией, а наш уход из Афганистана, граничащего с Таджикистаном (в Таджикистане много урановой руды), обеспечил приход туда американцев.
(продолжение следует)
Библиография.
3.Виктор Астафьев. Последний поклон. Москва, «Молодая гвардия», 1989.
4.В.Богомолов. Момент истины. Москва, Издательство «Правда», 1985.
6.Виктор Курочкин. На войне как на войне. Железный дождь. Санкт-Петербург, Амфора, 2015.
9. Б.А.Леонов. Русская литература о Великой Отечественной Войне. Москва, Литературный институт им. А.М.Горького, 2010.
10. Б.А.Леонов. Русская проза второй половины ХХ века о Великой Отечественной Войне. Москва, Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2008.
12. Юлиан Семёнов. «Бомба для председателя», романы. Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство министерства обороны СССР, Москва – 1975.
13.Иван Стаднюк. Война. Ордена Трудового Красного Знамени Военное Издательство Министерства Обороны СССР, Москва – 1979.

(продолжение следует)

1.0x