Авторский блог Светлана Тишкина 11:22 14 декабря 2016

У истоков паломничества Аллы Дмитриевны

Удивительные, добрые люди живут рядом с нами, в нашем родном Луганске, в нашем многонациональном бескрайнем Отечестве с историческим названием Святая Русь. Это ничего, что нас сегодня со всех сторон окружают пограничные заставы. Любовью к просторам люди рушат эти чуждые нам «Берлинские стены» и едут к своим родным, едут налаживать утерянные связи, едут по святым местам. Мудрость Божия, смекалка народная, широта души русского человека побеждает узколобость гражданской войны, развязанной Киевом.

Удивительные, добрые люди живут рядом с нами, в нашем родном Луганске, в нашем многонациональном бескрайнем Отечестве с историческим названием Святая Русь. Это ничего, что нас сегодня со всех сторон окружают пограничные заставы. Любовью к просторам люди рушат эти чуждые нам «Берлинские стены» и едут к своим родным, едут налаживать утерянные связи, едут по святым местам. Мудрость Божия, смекалка народная, широта души русского человека побеждает узколобость гражданской войны, развязанной Киевом.

Мне будет очень приятно познакомить читателя с одним из таких удивительных людей – это Алла Дмитриевна Шершун. Её имя известно многим православным людям. Это она со своими помощницами время от времени обзванивает любителей паломничества и предлагает те или иные маршруты. Это она, уже на протяжении многих лет, занимается организацией многодневных поездок в Луганской епархии.

Молитвословы, акафисты, другие церковные книги и многочисленные ряды иконок на стенах, привезенных из разных монастырей, вот и все убранство ее небольшого домашнего кабинета. Да еще фотографии детей, внуков и духовных лиц, среди которых выделяется фотография хорошо знакомого мне по Свято-Вознесенскому храму г. Александровска протоиерея Димитрия. Это сын Аллы Дмитриевны. Муж Иван Петрович – также пономарит в этом храме.

Алла Дмитриевна – замечательная хозяйка! Её консервация удивляет разнообразием и необычностью рецептуры. С такими заготовками любой длинный пост – в радость! Отведав за декабрьской трапезой, закрытый еще летом салат из свежих! помидор, садимся с Аллой Дмитриевной за письменный стол ее кабинета. Желая показать мне фотографии поездок, она включает компьютер, а я – диктофон.

– Алла Дмитриевна, я знаю, что паломничество – это ваша стезя. Вы давно этим занимаетесь, много ездите. А с чего все началось? Что дало толчок к тому, что вы занялись именно организацией поездок?

– Как-то в 2000 году я поехала в Молдавию в гости к сестре. Приехала, а она и говорит, что их батюшка везет людей в Почаевскую лавру. Я давно мечтала там побывать, поэтому предложила поехать туда вместе. Вот так я первый раз попала в паломническую поездку. И, попав туда, я так загорелась, так скорбела, что моей семьи, моих детей из воскресной школы в Александровске, которых я вела в те годы, не было рядом со мной в этом святом месте. То, что я почувствовала там, я хотела, чтобы и они почувствовали вместе со мной. И вот я приехала домой и рассказала обо всем увиденном. И как-то так Господь управил, что псаломщица и преподаватель воскресной школы (ныне регент) Свято-Вознесенского храма Алла Грантовна Дядус сразу подхватилась: «Так давайте мы все вместе туда поедем.» Настоятель храма протоиерей Иаков Лобов благословил поездку, помог в организации. Мы собрали детей воскресной школы, муж мой Иван Петрович захотел ехать, о. Дмитрий согласился поехать, и мы поехали по почаевскому кольцу. Маршрут сами разрабатывали, но это были только наметки маршрута, и мобильной связи тогда еще в дороге не было. А дорога длинная до Почаева. Предварительно мы знали, что можно будет остановиться на ночлег в древнем Свято-Троицком Корецком женском монастыре. Он расположен над рекой Корчик, в небольшом городке Корце на Волыни.

У нас была с собой только карта, на которой были отмечены все монастыри. По ней мы благополучно добрались до Почаевской лавры. Все было хорошо, но когда мы были в пещере преподобного Иова, которую нужно было переползать, я поранила ногу. Я вроде бы как уже ездила, все там знаю, ну и залезла в эту пещерку первой, чтобы принимать людей. И вот кому-то из женщин помогала перелезть, а она как-то грузно навалилась на меня, я не удержала ее и мы вместе упали вниз. И я на левой ноге содрала кожу. Небольшая ранка была. Я на нее и внимания никакого не обратила сначала.

Ехали мы микроавтобусом, я упросила водителей на обратном пути заехать еще в Мгарский монастырь, г. Лубны Полтавской области. И вот мы приезжаем в Мгарский монастырь, помолились там на вечерней службе, и в разговоре с наместником узнаю, что Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь всего-то в 70 км от них. А батюшка Зосима (Сокур), когда был жив, всегда благословлял посещать чудотворную Козельщанскую икону Божией Матери. Это очень древняя икона. Ей молятся об исцелении ног.

«Характер письма иконы говорит об её итальянском происхождении. В XVII веке икона принадлежала жене запорожского войскового писаря Сиромахи, который в 1764 году подписал акт окончательного присоединения Малороссии к России.»

Было всего 5 часов вечера, я подумала, что для нас это всего час езды отсюда. Мы попросили прощения у монахов, уговорили нашего водителя Женю (он часто потом с нами ездил), и он согласился нас отвезти туда. Наместник сказал, что это очень хорошая идея поехать и поклониться чудотворному Козельщанскому образу Богородицы, объяснил приблизительно как доехать и благословил нас в дорогу.

Выехали мы часов в шесть вечера. Едем, едем, едем, едем. Уже стемнело, уже 10 часов вечера, с нами дети лет 13-15 из воскресной школы. Мы с Аллой Грантовной молимся святителю Николаю и Матери Божьей, дети уже задремали, а мы все никак не доедем. Уже и 11 часов ночи! А мы все едем и едем. Нигде никакого света, ни зги не видно. Смотрим, по дороге идут двое. Водитель спрашивает, а они и говорят: «Да вы по селу едете!» Мы удивились, что по селу едем, а ни одного огонька от лампочки не видим. Эти люди нам сказали, что мы поворот на село Козельщина давно проехали. Возвращаемся, ищем в полной темноте тот поворот. Ни одного указателя на дороге нет! Уже половина двенадцатого. Слава Богу, нашли. Доезжаем до Козельщины, а где искать монастырь – опять не знаем. Уже первый час ночи! Смотрим, идут два парнишки. Они нам: «А мы вам покажем, где монастырь.» Садятся к нам в автобус и мы едем с ними. У меня мысли: «Хоть бы не обманули, а то доедут куда им надо, и бросят.» Но порядочные оказались. Доезжаем до монастыря, стучимся, кричим. Одно окошко загорелось. Оказалось, что это не сам монастырь, а монастырские строения, где люди живут. А монастырь – дальше. Так я наощупь искала калитку входную. Хорошо, что открытой оказалась. Вошла на территорию монастыря. Обошла здание, смотрю, в одном месте тряпка лежит у входа, думаю, значит люди здесь ходят. Давай тарабанить в дверь. Слышу, с верхнего этажа голос: «Кто там?» Я ей: «Матушка, милая, откройте! У нас дети! Мы еле доехали! Молились: Царице Небесная, доведи нас!»

Монахиня спустилась к нам, устроила в трапезной на ночлег, матрасы нам вынесла. А на следующий день мы поняли, что это сама игуменья монастыря была. Она, когда на ночлег нас определяла, спрашивала меня: «Ну вы же на литургию останетесь?» Для меня этот вопрос прозвучал, как благословение остаться. Я ответила, что останемся, хотя мы собирались выезжать рано утром, потому что водителям нужно было вечером обязательно быть в Луганске. Представляете? Мы уже не успеваем! Я Жене объяснила, что нельзя нарушить благословение, иначе, будем стоять где-то в дороге. И мы литургию все-таки отстояли, и все приложились к Козельщанской иконе Божией Матери. Те, кто собирался причаститься, причастились, еще и пошли на экскурсию в летний большой собор. Покормили монахини нас.

А еще мы приобрели для Свято-Вознесенского храма икону Божией Матери «Козельщанская». Матушка игуменья, когда нас провожала в дорогу, передала эту икону о. Димирию и сказала, чтобы он шел в храм и приложил ее к чудотворному образу. После этого она взяла эту икону, благословила нас и, повернув ее боком, чтобы Богородица и на нас и на нее смотрела, обратилась к Ней: «Матушка Божья, ты привела их, благополучно доведи домой… И приводи к нам снова!» Я тогда восприняла это, как благословение, что должна еще раз привезти сюда паломников.

Приехали мы домой, а нога, которую я поранила в Почаевской пещерке, никак не проходила, и она начала гнить. Нога опухла, рана сделалась ямой. Я и по врачам ходила, и мази, и порошки различные применяла – ничего не помогало. Нога мерзла, что-то непонятное с ней творилось. И вот перед престолом святителя Спиридона Тримифунтского в нашем храме, баба Мария из Тепличного, царствия ей Небесного, говорит: «А я, деточка, на престоле не буду, я еду в Почаев. Мне, как участнику боевых действий ВОВ, билеты дали туда «горящие».» Я ее попросила тогда: «Баба Мария, ну раз вы там будете, помолитесь в той пещерке, чтобы святой преподобный Иов ножку мне полечил, потому что в его пещерке я ее поранила.» И через два дня, как раз, когда она должна была добраться до лавры, я первый раз без повязки ночь спала, потому что рана перестала течь. После этого нога стала заживать, остался только след от раны. Я думаю, потому рана не затягивалась, что людей я, как обещала, в октябре-ноябре не привезла.

И вот в Великий пост р.б. Иоанн взялся красить иконостас в Свято-Александровском храме. И просит, чтобы ему кто-то помог. О. Иаков благословляет меня в помощь ему. Остается всего неделя до Пасхи, а он просит, чтобы я сама все докрасила, потому что у него билеты до Почаева взяты. Их 5 человек вдруг собрались ехать. А у меня тоже семья. Перед Пасхой нужно прибраться в доме, приготовить все, чтобы как положено встретить Воскресение Господне. У нас так сложилось в семье, что эти вопросы все на мне были. Я обещаю р.б. Иоанну, что сама повезу его в Почаев, но прошу вместе доделать эту работу. Он мне: «Точно повезешь?» Я ему: «Точно повезу!»

Так Господь и управил. Мы на светлой седмице собираем группу паломников и едем на микроавтобусе в Почаев, еще больше расширив маршрут. Даже в Чернигов заезжали. Вернулись мы домой, а люди стали мне звонить и предлагать: а давайте поедем туда-то и туда-то. Вот как бульдозер, который перед собой гребет и мусор, и глину, и все, что попадется. Вот так и я оказалась, как бы, на лопате бульдозера. Люди стали звонить отовсюду. Я им, чтобы не отказывать, отвечала: «Ну давайте подумаем, может и получится.» И сама удивлялась, все Господь управлял и мы ездили, и Украину, и всю Россию изъездили.

А тогда еще при Луганской епархии не было ни службы, ни отделов паломнических. Как-то о. Димитрий мой приезжает домой и говорит: «Мама, тебя и меня владыка Иоанникий вызывает в епархию.» Я разволновалась, не пойму, что могло случиться, чтобы меня с сыном вызвали вместе. Где и в чем мы провинились? Но собрались и поехали.

Когда приехали, нас проводили в кабинет. Кроме владыки Иоанникия там были отец Варфоломей, секретарь Оксана и благочинный протоиерей Виктор со Стаханова. Оказалось, что патриарх Всея Руси Кирилл издал указ, чтобы в каждом епархиальном управлении был создан паломнический отдел. Мне предложили возглавить Паломнический отдел Луганской епархии. Владыка еще так, ка бы смеясь, говорит: «Упрашивайте, упрашивайте ее…» А что тут упрашивать, если благословение владыки на то дано.

А потом начались семинары в Киево-Печерской лавре. Там мы и жили. Занятия у нас проходили в здании напротив трапезного храма. Нам читали лекции, обучали, как оформлять документы на регистрацию отдела. По окончании курсов мы сдали экзамены, все как положено. Первый раз дорогу нам оплатила епархия. Потом уже за свои ездили. Нас собирали один-два раза в год на семинары паломнического центра. Но тогда было попроще с финансами. Кстати, Луганская епархия в феврале 2012 года первой регистрацию получила. У нас документы были под номером один. И на совете Луганской епархии этот вопрос согласовывался и оглашался. 4 человека из нашей епархии получили специальность паломниковедов. Это давало нам право организовывать поездки и возить людей. И мы возили людей по всем маршрутам. И в Иерусалим ездили. Вот так при Луганской епархии появился первый паломнический отдел.

Ну а когда владыку Митрофана назначили в Луганскую епархию, он приехал со своей командой. Тогда уже Паломнический отдел возглавил протоиерей Максим Волынец. Но, если честно, мне было тяжеловато руководить. Меня, как женщину, не все священники воспринимали на этой должности. Не все приходы вывешивали мои объявления о поездках, потому что и сами приходы организацией паломнических поездок занимались. Но, не смотря на это, мы всегда набирали группы и продолжали ездить. И ездим до сих пор. И, хотя о. Максим давно уехал из Луганска, митрополит Луганский и Алчевский Митрофан во всем нас поддерживает и благословляет организацию паломнических поездок.

Беседовала Светлана ТИШКИНА

1.0x