Авторский блог Шамиль Султанов 00:00 20 февраля 2014

У нас коррупции нет

…Летом 2011 года Генпрокуратура РФ объявила в международный розыск Алексея Кузнецова — бывшего зампреда правительства Московской области. Его обвиняют в мошенничестве на 11 миллиардов рублей. Несколько недель назад суд французского города Экс-ан-Прованс принял решение об экстрадиции Кузнецова в Россию. Когда бывший министр об этом услышал, то он почти забился в истерике

Что такое коррупционная система? Это циничное недоверие правящего класса своему же государству.

…Летом 2011 года Генпрокуратура РФ объявила в международный розыск Алексея Кузнецова — бывшего зампреда правительства Московской области. Его обвиняют в мошенничестве на 11 миллиардов рублей. Несколько недель назад суд французского города Экс-ан-Прованс принял решение об экстрадиции Кузнецова в Россию. Когда бывший министр об этом услышал, то он почти забился в истерике. Вот это интересно! Циничный мошенник с почти интеллигентным лицом в составе организованной преступной группы ограбил население Подмосковья почти на 350 миллионов долларов. Часть этих денег, видимо, уходила еще выше. И вдруг — плач, аки невинное дитя!.. С чего бы это? Он что, думал, всё сойдёт с рук, как сходило другим? Или причина в чём-то ином?

Сегодня практически всё российское общество пронизано щупальцами гигантского спрута — общенациональной коррупционной системы (ОКС) — самой мощной корпорации в стране.

ОКС стала складываться еще в Советском Союзе во второй половине 70-х годов прошлого века. Например, в начале 80-х годов должность инструктора ЦК КПСС стоила некоторым представителям республик Средней Азии и Закавказья в 40 тысяч рублей — тогда это были очень большие деньги. К концу же 90-х годов ОКС превратилась в "государство в государстве".

В настоящее время общенациональная коррупционная система контролирует ключевые сферы жизнедеятельности общества. При этом в большинстве случаев ОКС стремится заменить официально продекларированные общегосударственные цели и задачи собственными партикулярными интересами.

…Несколько лет назад я разговаривал с тогда еще президентом одной из северокавказских республик. И он мне рассказал о достаточно типичном случае. Как известно, на Северном Кавказе одна из самых больных проблем — быстрорастущая безработица. И вот только что назначенный президент решил руководителем республиканского агентства занятости поставить действительно знающего специалиста. А предыдущего начальника, который просидел в кресле лет двадцать, отправить с похвальной грамотой на пенсию. Вызвал он этого бывшего, объявил о своем решении, а тот пожал плечами и сказал: "А вы это в Москве проговорили?" Президент сначала ничего не понял, потому что имел полномочия самостоятельно, без согласования, назначать такого рода руководителей. Но потом он все же позвонил в соответствующее министерство в Москве. Там ему объяснили, что если начальник этого агентства "уйдет", то с финансированием соответствующих республиканских программ могут возникнуть проблемы. Хотя формально все эти деньги уже заложены в бюджет. Президент все понял, а начальник ведомства, который оказался важным компонентом "распила", продолжал "рулить"…

Российская ОКС — штука крайне сложная: это одновременно и иерархическая, и сетевая структура; она имеет свои внутренние традиции, особые корпоративные правила игры и даже силовой потенциал.

…Несколько лет тому назад, будучи в командировке, оказался я в одном большом и богатом крае. И там познакомился с очень любопытным типом, который поведал мне свою историю.

В лихие 90-е годы сколотил он довольно приличное состояние, а затем, от греха подальше, решил вернуться к деятельности, которой профессионально обучался — юриспруденции. Навел справки, и ему сказали, что 80 тысяч долларов (тогда это были большие деньги) будет достаточно, чтобы стать федеральным судьей где-то в близлежащем районе. Сделка состоялась, и мой знакомый надел судейскую мантию. Но, будучи российским бизнесменом по складу характера, через некоторое время стал думать, как "отбить" вложенные деньги. Те дела, которые ему направлялись, не давали никакой возможности что-то заработать. Когда же он осторожно, через третьи руки, навел справки, ему объяснили, что ближайшие три года — его испытательный срок, когда за ним будут внимательно следить и наблюдать. Всё это время он будет сидеть на "мелочёвке". Если испытание он пройдет и оправдает доверие "старших товарищей", ему потихоньку начнут давать дела, которые "поправят" его финансовое положение…

Поскольку общенациональная коррупционная система является самой мощной, политико-экономической корпорацией и одновременно достаточно законспирированной структурой, то реально с ней бороться не могут. В лучшем случае происходят странные "пляски борцов с гидрой коррупции".

ОКС рассматривает Россию исключительно как объект извлечения материальных выгод. В то же время основная часть коррупционных доходов, отмытых в России, вывозится на Запад.

Эта система становится ключевым мультипликатором обострения целого ряда крайне опасных для общества угроз.

Продолжает возрастать недоверие российского общества практически ко всем официальным государственным институтам, за исключением президента. Люди рассматривают эти учреждения как неотъемлемые компоненты общенациональной коррупционной системы. В конечном счете нарастает очень опасное, для всего государства, отчуждение между властью и обществом. Сегодняшняя украинская ситуация — аглядный пример результатов такого отчуждения.

В 90-е годы ОКС эффективно влияла на весь законотворческий процесс в России, устанавливая контроль над ГД и региональными законодательными собраниями, формируя особые механизмы принятия нужных нормативных актов. Стандартная схема заключалась в следующем: принятие "рамочного" закона, практически сразу же принятие поправок к нему, а затем, по мере необходимости, принятие многочисленных поправок к поправкам. В настоящее время более оптимальным считается прямой контроль ОКС за процессом принятия ведомственных подзаконных актов.

Особая сила и роль ОКС в российском обществе были бы невозможны, если бы она не интегрировала самые различные компоненты силовых структур и правоохранительных ведомств.

Важным фактором устойчивости нынешнего политического режима в стране является его опора на государственные силовые структуры. Поэтому обеспечение постоянной и безусловной лояльности и скоординированности этих структур остается ключевой задачей для Москвы. В том числе и за счет того, что на "многие" шалости "правоохранителей" на нижних этажах госаппарата, где в основном и происходит основная "сцепка" коррупционной системы, государство практически не реагирует.

В качестве только одного примера приведу недавнее высказывание Бориса Резника, члена Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ: "Я попросил нескольких адвокатов, работавших в Люберецком районе по делам, связанным с подброской наркотиков, подсчитать, сколько было за последние годы обращений в различные инстанции от них, от самих подследственных, осужденных, от их родственников? Оказалось — писали во все правоохранительные органы, во властные структуры. И не получили ни одного конкретного ответа — только издевательские отписки".

Но одновременно усиливается интервенция в Россию т.н. евразийской наркосистемы, объединяющей афганских производителей героина, среднеазиатских транзитеров и собственно российскую сбытовую сеть. Ежегодный доход с российского рынка героина и искусственных наркотиков оценивается экспертами в несколько десятков миллиардов долларов. Понятно, что именно ОКС получает львиную долю прибылей с эксплуатации российского наркорынка.

…Наши либералы никогда не говорят о том, что главной мишенью "большого террора" 1937-38 годов была коррупционная система, которую создали вместе т.н. "старая ленинская гвардия" и десятки тысяч "героев НЭПа". Для Сталина накануне "большой войны" гораздо важнее было доверие десятков миллионов советских людей своему государству, чем лицемерная лояльность сотен тысяч чиновников.

Потому Советский Союз и выиграл войну.

Но отчего же разрыдался Алексей Кузнецов? Потому что понял: он обречен, и никакие деньги его уже не спасут. Ведь главная вина Кузнецова в том, что он "скрысятничал", а потому, как отщепенца ОКС, сейчас его используют по полной, чтобы он дал показания на ту часть коррупционной корпорации, которая проиграла и вылетела. А потом…

…Характерная особенность российской коррупционной системы — полное исчезновение инстинкта самосохранения.

1.0x