Авторский блог Виктор  Власов 20:40 3 апреля 2018

Трудно ли быть современным учёным?

Быть лидером, ректором, учёным, академиком – задача не из лёгких.

Быть лидером, ректором, учёным, академиком – задача не из лёгких. Для начала нужно успешно защититься, затем отлично разбираться в том, что делаешь и вскоре правильно организовывать коллектив для эффективной работы. Постоянно следить за процессом, уметь подбодрить коллег и предложить хорошую идею, последовательно реализовать образовательный проект – это ещё не всё, поверьте. Управляющая должность в академии – это не только серьёзная ответственность перед собственными решениями, но и кредит доверия со стороны окружающих. Талантом, способностью вести за собой людей обладают далеко не многие. В силу своего характера и профессиональных качеств не все встают у руля учебного заведения, как это здорово выходит у Владимира Ивановича Гамаректора Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия Непрерывного Образования».

Откуда у меня интерес именно к этому омскому ректору и учителю? Расскажу подробней. Владимир Иванович – доктор педагогических наук, академик РАЕ, заслуженный учитель РФ. Федеральный эксперт качества профессионального образования. По сути, член Гильдии Экспертов, профессионально оценивающих качество образования в России.

Есть такие начальники, которым достаточно заразить сотрудников своей харизмой и они с радостью будут служить им верой и правдой. Чаще всего основную роль играют, конечно, деловые и личностные качества руководителя. Такими качествами, я подмечаю, общаясь с академиком, обладает Владимир Иванович Гам. Он – тактичный, терпеливый, спокойный, строгий и весёлый одновременно. Любитель остроумно пошутить и прийти на помощь в тот момент, когда это действительно необходимо. Сколько в качестве журналиста посещаю-обозреваю мероприятия на площадке «Многопрофильной Академии Непрерывного Образования» не слышал, чтобы Владимир Иванович повышал голос на сотрудников. Коллектив педагогов всегда рад увидеть ректора и пообщаться с ним. Пошутить и услышать ценные рекомендации.

Лично я Владимира Ивановича знаю мало, зато наблюдаю, как трепетно к нему относятся сотрудники академии, учителя. Руководитель одинаково по-доброму общается с родителями, обращающимися за помощью, с их детьми, которых нужно «подтянуть» по предмету или основательно подготовить к сдачи экзаменов. С гостями, которые представляют другие организации и проводят площадки на базе академии, Владимир Иванович поддерживает деловые и дружественные связи. Мы привыкаем оценивать деятеля со стороны, так и я слышу замечательные отзывы, например, от Светланы Петровны Баранцевой – специалиста Омской епархии, которая вместе с ОРО ООО «Российский комитет защиты мира» проводит Международные аксиологические чтения на базе «МАНО», совместно ведёт постоянно действующий семинар для воспитателей дошкольных образовательных организаций уже в течение пяти лет. О руководителе и ректоре я слышу добрые слова от протоиерея Димитрия Олихова – секретаря Митрополита Омского и Таврического Владимира. На базе академии отец Димитрий ведёт воскресную школу. Что касается самого Владимира Ивановича, то он выступает на Рождественских образовательных чтениях и других крупных площадках.

К академику и профессору, доктору педагогических наук я прихожу побеседовать об образовании. Спрашиваю как насчёт личного, так и общего.

– Владимир Иванович, правда ли, что диссертация обходится дорого в прямом и переносном смысле?

– Совершенно верно, Виктор, эта работа требует много времени. Защищая любую диссертацию, вы соблюдаете массу условностей. Высшую аттестационную комиссию интересует в первую очередь формальная сторона, а во вторую – содержание. Поэтому ваши исследования и результаты не всегда получается вложить в те форматы, которые требует диссертации ВАКа. Не каждый диссертационный совет рассматривает все темы, например, по педагогике. Там идёт довольно узкое деление на классификации, коды, в результате надо подгонять под эти коды вашу диссертацию. Если говорить обо мне – я защищался в калининградском совете Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта. Соответственно из Омска туда добираться – не дёшево, а по интернету всё не оговорить. Это сложно и финансово. Мне пришлось съездить, чтобы подать документы, потом – приехать на кафедру на предзащиту, а потом – на саму защиту.

– Я хочу защититься! Что мне для этого нужно?

– Омские учёные имеют определённые узкие научные интересы. Прикрепляясь к научному руководителю, можно начать работать. От темы руководителя отойти далеко нельзя. Если хотите защищаться по другой теме – это другой совет, другой город и другие деньги. Сама защита платная.

– Как вы оцениваете деятельность омских учёных?

– В Омске крайне мало учёных в чистом виде, в основном это преподаватели высших учебных заведений. Средства они получают за проведённые часы со студентами, а если имеете степень доктора наук, то получаете больше. В Омске есть исследовательские институты, такие как Омский филиал Института математики им. С. Л. Соболева, СибНИИСХоз, переименованный в «Аграрный научный центр», затем НИИ и другие – в них учёные реально получают новые знания, продукты, разработки – и всё это может стоить дорого. Многие открытия родных учёных мы не умеем продать. Что это значит? Запустить в производство, посеять на поля, привлечь бизнес для реализации, наладить маркетинг. У тех же японцев было слабо с наукой. Но они с удовольствием читали советские журналы «Наука и жизнь» и тут же, не имея самой разработки, а только её описание, внедряли в производство. Яркий пример – непрерывная разливка стали. Разработали у нас, а Япония внедрила. Причём очень это прибыльно, фантастически прибыльно.

– Что получается: умные люди не слишком востребованы?

– Не везде, Виктор. Что делать с большим количеством умных людей? Такой пример… В 90-ые годы, когда британские, американские и немецкие учёные пришли сначала в СССР, чуть позже в Российскую Федерацию, они проводили семинары по организации научных исследований, рассказывали, как это делать правильно. Русские учёные спорили с ними, у гостей был один вопрос, которым они практически «убирали» наших. «Если вы такие умные, почему тогда бедные?» Ответа в России нет до сих пор! Дело обстоит следующим образом: если вы умный, должен иметь средства, чтобы защищаться. В противном случае ваши идеи, исследования не нужны и потом не могут вас кормить.

– Тогда напрашивается вопрос – что создаёт основу общества? Не образование ли?

– Образование, конечно. Начиная с дошкольного, заканчивая высшим. Каждая ступень является основополагающей частью. Дошкольное образование – если система не научила ребёнка обслуживать себя, а также основным навыкам освоения нового, то вы не сможете учиться в начальной школе. Начальная школа – основные навыки обучения, это письмо, счёт, база… основная школа – первый подход к основам наук. Старшая школа – подготовка к освоению самой науки. Если этому не уделяется достаточное внимание, то дальше не будет соответствующего уровня обучения, позволяющего подготовить специалистов высокого класса. Кто поступает в педагогические университеты? В основном контингент со средним балом – «3,5». Может ли «троечник», не успешный человек в обучении, подготовить успешного школьника? В результате родители носятся с детьми по репетиторам, прочим дополнительным занятиям. Оптимизация системы образования в последние годы привела к тому, что были отвергнуты нормативы советского времени, что в классе 25 учеников, а ставка учителя 18 часов в неделю и пришли к тому, что учеников может быть до 35. А нагрузка может быть до 40 часов в неделю. В результате интенсивность труда учителя резко возросла. В коллективах идут процессы профессионального выгорания и как следствие – падение качества обучения.

– Предоставляет ли закон выход из ситуации оптимизации?

– В законе предусматривается несколько форм обучения. Одна из них семейная. При семейной форме обучения родители могут взять ребёнка из школы, уведомив об этом органы управления образованием. Далее – родители подбирают репетиторов, образовательные организации, либо специалистов, которые будут заниматься с ребёнком индивидуально или в группах – по тем дисциплинам, которыми они не могут научить дома в семье. Соответственно родитель может выбрать комфорт, уровень и качество предоставляемых образовательных услуг. Родители несут ответственность за качество, за стандарт, за полноту образования, поскольку ребёнок находится на семейном обучении.

– Занимается ли учениками на семейном обучении ваша академия?

– Мы занимаемся этим четыре года. К нам обращаются родители – мы составляем договор. Ребёнок может осваивать в стенах академии от одного до 12 предметов. Обучение у нас в основном групповое, но количество детей в группе не превышает 15 человек. Нам удалось собрать высокопрофессиональный педагогический коллектив. Мы бережём своих учителей от излишней нагрузки, выплачивая достойную заработную плату.

– Какая ответственность возлагается на родителей?

– Во-первых, необходимо обеспечить качественную подготовку по всем предметам. Во-вторых, сдать промежуточную аттестацию в государственных или муниципальных образовательных организациях, в-третьих, пройти государственную итоговую аттестацию, это в четвёртом классе, девятом и в одиннадцатом.

– Чем родители могут помочь детям, чтобы сделать их интеллектуалами и специалистами высокого уровня?

– Самое важное – в семье должен царить культ знаний, культ чтения, культ изобретательства, культ исследования проблем. Но поскольку мы знаем, что в семье обеспечить это сложно, то есть целый ряд занятий, которые помогут это сделать лучше. В академии мы предлагаем ряд технических и технологических новшеств обучения. Например, тренажёр по каллиграфии. Абак – это счёты для ментальной арифметики. Скажем, урок по игре в шахматы – 2 часа в неделю, английский язык – 4 часа, робототехника – с третьего класса 3 часа в неделю. Хореография – 2 часа. Если это уроки искусства – мы на них развиваем левое и правое полушарие одновременно. Лобную долю с оперативной памятью и мозжечок с двигательными функциями.

– Слышал, у вас есть полезный проект, который дети реализуют на протяжении почти всех школьных лет?

– Проект «Я и мой дом». В первом классе мы строим картонный дом, во втором – населяем его людьми, в третьем и четвёртом – украшаем, описываем среду этого дома, таким образом, с начальной школы закладывается программа семейных ценностей. Семилетнему ребёнку реализовать такой проект одному невозможно. И мы рекомендуем, чтобы в нём участвовали родители. Для нас важен не отчёт по результатам проекта, а именно занятия ребёнка с родителями, когда моменты проговариваются. И не всегда родители к 4 классу понимают, что им есть место в доме их ребёнка. Эта программа начнёт работать через 15-20 лет, когда наступит время заводить семью. Данный проект длится до 10 класса. Поскольку он весь устроен на исследованиях: физических, химических, педагогических, психологических, биологических, то за 10 лет ребёнок приобретает серьёзные навыки исследовательской деятельности. Ему гораздо легче будет учиться в любом вузе.

Владимир Иванович Гам надеется, что усилия педагогов «Многопрофильной Академии Непрерывного Образования» по развитию головного мозга приведут к формированию интеллектуальной элиты нашего общества. Я ему верю – он очень убедителен. Я вижу оценки знакомых мне учеников – они действительно улучшаются. Меняются и сами ребята, становясь серьёзнее в учёбе и основательнее в суждениях. И сам я часто рекомендую образовательную организацию во главе с академиком Гамом тем родителям, которые видят меня на общешкольных собраниях. В следующем нашим материале я предложу замечательному ректору «МАНО» ответить на вопросы, касающиеся уже омского и российского образования в целом.

Приглашаю в наше Родное Православное Прииртышье

1.0x