Авторский блог Марина Алексинская 16:05 19 июня 2019

Троянский конь в ГМИИ имени Пушкина

к открытию выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»

Две новости: хорошая и плохая.

Начну с плохой.

Вчера на почту мне пришло сообщение – скандал в блогосфере, оранжевый уровень опасности. «Бренд #luisvuitton подвесил живую лошадь на огромной высоте в одном из залов музея»! Речь шла о ГМИИ имени Пушкина, блогеры активно призывали объявить бойкот музею. Приложение к сообщению – видео. Подвешенная лошадь вращается под шансон Владимира Высоцкого «Вдоль обрыва, под над пропастью…» Лошадь, замечу a propos, гнедой масти, то есть она неприхотлива и вынослива. Еще мудрецы с Востока дали наказ: «не покупай рыжей лошади, продай вороную, заботься о белой, ездя на гнедой».

Новость хорошая.

Сотрудник пресс-службы ГМИИ имени Пушкина вчера же объяснила: лошадь под потолком – чучело! «такое же чучело, как и в зоологических музеях!» (цитирует «Ридус»). Инсталляция художника Мауриццо Каттелана в рамках предстоящей выставки современного искусства «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Открытие выставки запланировано на 19 июня.

В результате, имеем то, что имеем. А именно:

Вторжение торговой марки Louis Vuitton на территорию ГМИИ имени Пушкина. Марка, напомню, входит в синдикат небезызвестного Бернара Арно, «короля солнце» индустрии роскоши. «Современное искусство» для короля – всего лишь полезная опция эффективной торговли, продвижения товара.

Ну и рай для капитализации Мауриццо Каттелана. Художник-самоучка, он выхватил счастливый билет, ворвался в пул тридцати-пятидесяти художников, кто своими работами обслуживает сегодня пристрастия вкуса всей мировой денежной элиты. Впервые подвешенную лошадь вместо дворцовой люстры художник продемонстрировал в 1996 году, инсталляция называлась «Баллада о Троцком». С ней Мауриццо Каттелан призывал общественность к размышлениям «о русской революции и крушении её идеалов».

Прошло без малого двадцать лет. И ГМИИ имени Пушкина подхватывает тему Мауриццо Каттелана, сажает лошадь под потолок своего зала, развивает «Балладу о Троцком». Что характерно, в унисон с музеем выступает Алексей Кудрин. Буквально накануне открытия выставки он, глава Счетной палаты РФ, заявил о «возможности социального взрыва» в России.

«Нужно всё изменить, чтобы всё осталось по-прежнему» - цитирую не дословно рефрен из романа «Леопард» Джузеппе Томази ди Лампедуза, универсальный закон европейской жизни.

Точкой сборки социального взрыва называют сегодня Екатеринбург, он же Свердловск (Яков Свердлов, профессиональный революционер, соратник Троцкого), он же «город бесов». Излюбленное место встречи сотрудников Посольства США в РФ, Госдепа США, представителей Международного правозащитного общества «Мемориал» (внесен в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента) с бизнес-элитой, с интеллектуальной элитой, с показательными конференциями на тему «История сталинизма». В активе - Ельцин центр…. Можно сказать «из искры возгорелось пламя».

Был 2010 год. В Екатеринбурге состоялась Первая Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Попытка «демонтажа железобетонного имиджа города-завода» и приобщения его к «новой интернациональной системе ценностей, в которой искусство играет одну из важнейших ролей». Попытка, что очевидно, удалась. От Первой биеннале до первой репетиции Майдана, акции «кто не скачет, тот за храм» – дистанция в девять лет. Куратором биеннале выступила Катя Дёготь, ключевой игрок на поле «современного искусства» в РФ.

«Будем использовать государство только как источник своих личных средств к существованию, но пусть наш ум и сердце будут в другом месте» - из публикации манифеста Кати Дёготь на страницах «Ведомостей» в тот момент, когда государство решило вдруг обозначить свое присутствие в культуре. Сама Катя Дёготь возглавила через два года Академию искусств мира (Кёльн, Германия), в разгар «Русской весны» предупредила в эфире Deutsche Welle о политических событиях, «которые полностью перекраивают карту мира и карту Европы», в России происходит «фашистский клерикальный фундаменталистский переворот на всех уровнях».

Один из переворотов - рокировка в ГМИИ имени Пушкина. Сенсация! Публичное оскорбление легендарного директора музея Ирины Антоновой. На должность директора музея назначена Марина Лошак. Жена известного в либеральных кругах журналиста Виктора Лошака, кроме того, злые языки утверждают – родственница Михаила Швыдкого, организатора и вдохновителя «Культурной революции».

Из послужного списка: куратор коллекции банка олигарха на час Смоленского «Столичный»; арт-директор галереи современного искусства Tatintsian Gallery Inc; арт-директор Музейно-выставочного объединения «Манеж».

Нет сомнений, реализация выставки современного искусства «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» - продолжение карьерного роста Марины Лошак. Достойный пример «использования государства в своих целях». С дохлой лошадью Мауриццо Каттелана под потолком ГМИИ имени Пушкина музей впускает троянского коня. А это значит: дальнейшие размышления о «русской революции» пойдут на щедро удобренной конским навозом почве.

В другом вопрос... Что есть государство?

9 апреля 2024
1.0x