Трасса
Авторский блог Сергей Угольников 23:19 18 апреля 2014

Трасса

Формально выставка приурочена к датам начала (Брежневского призыва комсомольцев на строительство) и окончания («золотого звена» на разъезде Мирошниченко) строительства Байкало-Амурской магистрали. Но работы художников, представленные на ней, от пятидесятых годов прошлого века до десятых годов нынешнего века, шире заявленной темы.
0

Современные галереи редко удивляют настоящей актуальностью. Тем более удивительным было открытие выставки «Магистраль» в галерее «Культпроект». Формально выставка приурочена к датам начала (Брежневского призыва комсомольцев на строительство) и окончания («золотого звена» на разъезде Мирошниченко) строительства Байкало-Амурской магистрали. Но работы художников, представленные на ней, от пятидесятых годов прошлого века  до десятых годов нынешнего века, шире заявленной темы.

Во-первых, потому, что и сам БАМ начали строить ещё до войны, а реальным завершением стройки можно считать только пуск составов через Северомуйский тоннель. А, во-вторых, картины и арт-объекты экспозиции, представляющие железные дороги как двигатель прогресса, вместе с тем, сам «прогресс» позиционируют не только как линейное измерение, но как изменение способа восприятия самих железных дорог. От метода соцреализма до технологий видео-арта проходит тема движения, освоения пространства во времени. И если на заре художественного осмысления «локомотива вокруг нас» движение поездов виделось, в основном, через клубы чёрного дыма, вырывающиеся из трубы летящего состава, то с течением времени образы прогресса сменились «гуманизмом», людьми, обеспечивающими это движение. А потом и «очеловечиванию» лязгающих на стыках вагонов, цистерн и хоппер-дозаторных вертушек. Галерейное пространство эстетически не замкнуто, не нацелено исключительно на «воспоминания о былом величии», оно может и «приращать смыслы», причём в самом актуальном контексте. Ведь, именно сейчас, БАМ позволяет развивать и осваивать пространства Забайкалья, одновременно подтверждая уверенность в своей правоте «здесь и сейчас». Если уж такую стройку осилили, то трассу через Керченский пролив – наведём, без вопросов. Рефлексировать вокруг «Стройки Века» можно долго, но, в какой-то мере, приятно, что её уже никто не называет «самым длинным памятником эпохи застоя». Можно подумать и о том, насколько резкоконтинентальный климат и вечная мерзлота смогут изменить восприятие реальности хипстерами, креаклами, гражданами, которым «не нужен Крым». Не увидят ли они что-то новое, внезапно запечатлев северное сияние на экранах смартфонов.

Но, по своему скромному опыту, могу сказать, что к московским холодам после строительства «Трассы» люди обычно относятся без истерик. Конечно, площади галереи не могут вместить в себя всё, но то, что есть, представлено очень грамотно. Некоторые современные картины, висящие на стене, кажутся специально для этой поверхности и написанными. А работы восьмидесятых годов расположены и подсвечиваются именно так, как и положено для соответствующего периода.

Выставка проводится при поддержке компании  «ГеоПроектИзыскания», а значит, есть надежда, что освоение темы будет продолжено.

Выставка продлится до 30-го апреля
Галерея КультПроект: м. «Кропоткинская»,  2-й Обыденский пер., 12а.  +7 962 906 71 51

Загрузка...

22 августа 2019
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой