Сообщество «Форум» 09:34 2 ноября 2019

Только песня остается с человеком

О Марии Пахоменко, Галине Ненашевой и других певицах России

Мне повезло в жизни с родителями. Отец и мать были талантливыми во всем. Отец прекрасно играл на мандолине и домре в ансамбле художественной самодеятельности в войсковой части еще до войны. Поэтому музыка и песни меня сопровождают всю жизнь. В них я беру веру в будущее, твердость в жизни, в уверенность в победе справедливости. Видимо, с тех пор у меня сложилось критическое отношение к песенному репертуару, к исполнительскому мастерству певцов. Выбирать и слушать не все и не всех подряд, а опираясь на свой вкус и свои пристрастия. У любого человека есть свои любимые певцы и композиторы.

Как-то Путин высказался, что ему очень нравилась группа «Битлз». Действительно, у этой группы было много фанатов и подражателей в мире. Раскрученная мода это великая сила, и пропаганда образа жизни (идеология под видом искусства). Но лично для меня мода не интересна. Она как липкая лента для мух: приклеился и «гуди», а оторваться и критически взглянуть вокруг уже трудно. Есть у Битлз отдельные красивые песни, но это «массовая культура», которую подняли вверх, благодаря рекламе. В ее рекламу вкладывали деньги, как их сейчас вкладывают в рекламу «Кока-колы» или авто. На эту «конфетку» не стоит «клевать». Это не есть подлинная культура нации и, тем более, человечества. Это, по моему мнению, все же суррогат!

Я хочу рассказать о двух исполнительницах песен, которые, как я полагаю, стали выдающимися певицами своего времени. Они по моему личному впечатлению оставили яркий след в искусстве пения российской эстрады. Это Мария Пахоменко и Галина Ненашева. У них удивительный дар неразрывно сливаться с песней, Есть модное понятие «харизма». Под данным словом в психологии используется понятие, которое означает воздействие с помощью обаяния одного человека на других. То есть такой индивидуум вызывает к себе уважение и восхищение. Обе они обладают этим даром.

У нас было много известных певиц с сильными голосами, например, Людмила Зыкина, Ольга Воронец и другие. Они исполняют песни, именно «исполняют». Исполняют хорошо, но в их исполнении я не вижу той «харизмы», той яркой внутренней искренней самоотдачи, которая есть у Пахоменко и Ненашевой. Любое их исполнение это маленький шедевр.

Людмила Пахоменко моя одногодка. Впервые я услышал в ее исполнении песню «Качает, качает, качает…» https://www.youtube.com/watch?v=CtSKAEsweSI

Как она прекрасно обыгрывает ритм песенного строя. А разве не маленький шедевр исполнения «Лучше нету того цвета..» https://www.youtube.com/watch?v=LUZlBtSXbIk

Сильный, проникновенный голос, искренность, которой не хватает многим певицам, удивительное неразрывное соединение или слияние с песней. Пожалуй, наиболее восхитительным шедевром является исполнение песни «Чудо кони» https://www.youtube.com/watch?v=xM_r7P4hFf0.

Потрясающая внутренняя связь исполнения, содержания и музыки. Никто не смог исполнить эту песню как Пахоменко. Так и представляешь снежную равнину и несущуюся тройку, чувствуешь ветер от быстрой езды в санях. Потрясающее впечатление!

А эта песня «с глубоким смыслом» - «Мужчины, мужчины, мужчины…» https://www.youtube.com/watch?v=uD2TzRRlRTc . А как вам слышится укоризненная фраза: «Мужчины, мужчины, мужчины к барьеру вели подлецов!». Где эти «мужчины, мужчины, мужчины…», присягнувшие на верность СССР? Где они, те из КГБ, кто должен был поставить к барьеру Горбачова, Ельцина, Яковлева…? К сожалению, лакейское чинопочитание и меркантильность оказались выше ЧЕСТИ. Хватит политики.

Я хочу вспомнить еще одну старую песню в ее исполнении. Песню написал Соловьев-Седой – один из ярких мелодистов среди композиторов-песенников СССР. Это песня «Не тревожь ты себя, не тревожь» https://www.youtube.com/watch?v=tAS33lawDRI&list=RDtAS33lawDRI&start_radio=1&t=122. Я невольно вспоминаю и сравниваю первые послевоенные годы, когда остались позади продовольственные карточки военного времени, засуха 1946 года и голодный 1947 год. Это было время, когда люди оживали от пережитого, оттаивали душой. Эстрада СССР, отвечая на запросы страны, оказалась на высоте. Прекрасные стихи, музыка и не менее глубокое, искреннее исполнение этой песни Марией Пахоменко. Песня отражает и те нравственные отношения, которых мы сейчас уже не видим.

Да разве можно сравнить песни тех лет с современной дешевой эстрадой, когда песни однодневки «сгорают» сразу же после первого исполнения. Певица Валерия, например, поет пошловатую песню: «А потом обними, а потом обмани…» («Часики», https://www.youtube.com/watch?v=SPjKJZObcQk). Вот под «любовью» понимают беспорядочные половые связи, и рожают девчонки в 12 лет. А популярный «шлягер» Газманова: «Я морячка – ты моряк…!». Как говорят, шлягер-ширпотреб, «серый, как штаны пожарника».

Мы видим две культуры. С одной стороны социалистическая культура, где была высокая планка нравственности, а цензура целенаправленно работала на воспитание морально здорового поколения. А с другой стороны капиталистическая культура, где главный принцип – «ковать» деньги. Именно деньги «открывают» везде двери, создают видимость «свободы и вседозволенности». Добывай деньги любой ценой, а «победителя не судят!».

Мария Пахоменко оставила яркий и глубокий след в песенной культуре СССР и России. Ей на смену пришла (тоже ленинградская) певица Людмила Сенчина. У нее прекрасный мягкий голос, задушевное исполнение песен. Я долго не мог понять: кого она мне напоминает обликом и манерой исполнения? Догадались? – Марию Пахоменко. Людмила Сенчина не скопировала, а творчески переняла все лучшее: манеру исполнения, искренность, обаяние. Это не плагиат, это творческий подход. Послушайте в ее блистательном исполнении песню «Любовь и разлука» https://www.youtube.com/watch?v=30oaSatcs-4.

Еще одна интересная певица, на мой взгляд, не избежала влияния Марии Пахоменко. Я имею в виду певицу Валентину Толкунову. У нее свой «домашний» репертуар. Она «своя» в каждом доме. По манере исполнения, в искренности она очень сильно напоминает Марию Пахоменко. Она исполняет песни мягче, но с громадной душевной теплотой. Послушайте в ее исполнении песню «Поговори со мною мама…» https://www.youtube.com/watch?v=5lh7PoDihz0 .

С исполнительским мастерством Галины Ненашевой я познакомился случайно, услышав в ее исполнении песню «Белая лебедь» https://www.youtube.com/watch?v=3J589d4lo14. Ее исполнение произвело на меня сильное впечатление. Это особый стиль обращения к слушателям. Искренность исполнение подкупает. Она как будто обращается к вам лично со своими мыслями, заставляя сопереживать.

Но, удивительная сторона Ненашевой в ее прекрасном исполнении патриотических песен. Эта область требует особого таланта. Не продекламировать под музыку стихи, а заставить слушателя сопереживать и соучаствовать в исполнении. У многих исполнение патриотических песен выглядит, как парадный марш. Послушайте в ее исполнении песню «Я люблю тебя Россия!» https://www.youtube.com/watch?v=ReAHjoRKn-A

Я слышал исполнение этой песни многими певцами Кобзоном, Сличенко и другими исполнителями. Но такого яркого исполнения этой песни я не встретил ни у кого.

А вот еще одна песня «Любите Россию» https://www.youtube.com/watch?v=vfdX6v0IVog . Какие проникновенные слова в песне: «Любите Россию, которую я защищал!». Я вспоминаю колонны «Бессмертного Полка», где запрещено нести портреты маршалов, главнокомандующего. Почему?

Советский солдат защищал Советскую Россию. Не Сечина и не Путина он защищал, а Советскую Родину. Современная политика «декоммунизации» подталкивает к фальсификации истории. Это политика, которую используют, чтобы вычеркнуть из сознания молодежи и извратить в сознании славный 70 летний период истории Родины. Горько за тех, кто сложил свои головы за свободу и независимость страны Советов! Знали бы они, чем обернутся их усилия.

Я остановился на двух исполнительницах песен. Есть много других прекрасных певиц, например, Анна Герман, Алла Пугачева. О последней скажу свое мнение. Мне очень нравилась ранняя (молодая) Алла Пугачева. Но по мере роста своей популярности она кое-что потеряла в своем исполнительском мастерстве. Я говорю не о ее прекрасном голосе, которым она великолепно владеет. Я говорю о том, что в поздней Пугачевой появилась какая-то самоуверенность (вера в свою непогрешимость и вера во всепрощение за допущенные ошибки). Связано это со снижением критического отношения к своему репертуару и творчеству. При прекрасном пении в ее исполнении проскальзывает, мягко говоря, пошловатость, вульгарность. Досадно, но что делать? Этот имидж она сама себе создавала.

Я не рассказал ничего о любимых певцах. Их у меня трое: Магомаев, Хворостовский и Гуляев. Об этом следует написать отдельную статью.

Я надеюсь, что читатели и слушатели поделятся своими мнениями о выдающихся певцах и певицах СССР и России. Современная эстрада имеет «задрипанный» вид: «шлягеры-однодневки», певцы со слабыми голосами. Есть в России здание с вывеской «Министерство Культуры». Если судить по развлекательным программам ТВ, то у министра культура отсутствует и в министерстве тоже. А интернет? Судя по назойливой рекламе у всех россиян (начиная с младенческого возраста) рухнувшая половая потенция, простатит и аденома простаты! Жаль наших мужиков!

Я надеюсь, что читатели напишут о своих любимых певцах и певицах.

1.0x