Авторский блог Геннадий Животов 00:00 2 мая 2013

«Тогда политика займётся тобой...»

Своим коллегам я хочу сказать: довольно житья-бытья в мастерских! На улицу! В политику! В активную жизнь! Вера и идеология двигают миром. И пора уже в этих терминах разобраться. Они близки где-то по своей сущности. Мир настолько напряжён, что просто не может быть таких ниш, которые позволяли бы жить в "расслабухе"

В одном из последних интервью небезызвестный персонаж культурной жизни России Олег Борисович Кулик выдал следующую фразу: "арт-группа "Война" — это мои дети, а Pussy Riot — внуки".
До этого он, кстати говоря, долгое время сидел молча, что особенно странно на фоне гигантского политического процесса, который стартовал в России и худо-бедно продолжает куда-то двигаться и постоянно развиваться. Из этого процесса, действительно, так или иначе, вышли два художественных явления: арт-группа "Война", которая сейчас благополучно смылась в Италию, и Pussy Riot. И вот Кулик пытается сказать, что со всем этим связан напрямую, буквально является родственником, более того — "отцом", духовным и не только.
Кулик сейчас — академик Российской академии художеств, получает за свою должность даже какие-то (не очень большие) деньги от Церетели, ёрничая по этому поводу. Выходит, что государство держит около себя некую структуру, которая его же и топит. Больших ненавистников современного политического строя, чем актуальные художники, у нас не найти.
Совсем недавно в журнале "Weekend" прошла статья о последнем проекте Винзавода, который называется "Госзаказ". Я уже не раз говорил, что когда-то существовал гигантский, необыкновенно разветвлённый и всепроникающий аппарат, становившийся заказчиком для всякого художника. Оказывается, истомились ребята-актуальщики по госзаказу. Сам я этой выставки не видел, но ознакомился с тем, как её описывают в "Коммерсанте". Один из самых главных объектов — это крокодил на плюшевом медведике. Главный куратор всего проекта, кстати, мечтает о том, чтобы все представленные на выставке работы были затем помещены в городскую среду. В какой-то степени это созвучно линии, проводимой сестрой олигарха Михаила Прохорова Ириной, которая предлагала "выкинуть всё советское и заменить это искусством". Отойти от антисоветизма актуальщикам, по всей видимости, очень тяжело. Кроме крокодила и медведя, мне запомнилось вот ещё что: один деятель перед каждым подъездом жилого дома предлагает поставить специальный почтовый ящик, куда люди должны опускать записки с именами собственных предков, загубленных тоталитарным режимом.
Почему же Кулик так старается поскорее породниться с Pussy Riot? Мне грустно об этом заявлять, но "пуссионариям" удалось затронуть важные болевые точки общественного сознания. Это религия, государственность, лидер. Моментально со всех сторон полились волны ответных реакций. И тут я не могу не обратиться к своим коллегам, которые являются членами нашего Союза художников. Они мечтают о некой нише, где можно свернуться в клубок и ждать мифической весны бесконечно долго, тем временем испытывая комфорт собственной берлоги. Но рано или поздно придёт лесник и всех выкинет из леса. Как случилось с Театром Гоголя. И никто никого даже не стал выслушивать. Рано или поздно придёт очередь каждого. Система не терпит промежуточных состояний и пустоты. Если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой. Нет у искусства своего собственного изолированного мирка и анклава, эту вредную идею вообще нужно выкинуть из головы. А человека, кстати, вычеркнуть из жизни — очень легко, всего-навсего стоит перестать обращать на него внимание.
Копков переделал Парк Горького, вымел оттуда грязные шашлычные, но теперь пирожное там стоит пятьсот рублей. Вот и вся тонкость манёвра. Теперь Копков уже заведует культурой города Москвы. Мы не говорим о том, хороший он или плохой. Крепкий администратор, который сейчас пытается разрулить сотню проблем: с Любимовским театром, с театром Станиславского и т.д. А в ответ обезьянничают: коль в Лондоне театров нет, то и нам они зачем? Спектакли не нужны, мы лучше на сцене сделаем презентацию журнала. Я не знаю, может, они в чём-то правы, но никогда ещё обезьянничанье не давало не то что шедевров — даже мало-мальски положительного результата.
Однако эти люди, будь они хоть сто раз мерзавцами, говорят о себе. Кричат о себе. Орут с экранов телевизоров и буквально кидаются на общественное сознание, желая оное сознание, если не порвать в клочья, то хотя бы серьёзно ранить. Чтобы запомнили! И боялись! А раз никто не соперничает с ними, то они побеждают, как в старой поговорке: "Зло одерживает верх только тогда, когда добро бездействует".
Своим коллегам я хочу сказать: довольно житья-бытья в мастерских! На улицу! В политику! В активную жизнь! Причём, я их в чём-то понимаю: многим просто показывают, что они больше не нужны. Вот проходит открытие выставки — бац! уже через несколько дней закрыли. Так и пошло уже вместо нормального художественного процесса какое-то непонятное муравьиное копошение: открыли-закрыли, принесли-унесли. Не интересно, деньги не идут. Оно ведь и понятно, почему. Всё уже было, такое мы уже видели. Посмотрите на работы Дейнеки — казалось, что всё происходящее на улице, на площади, в боях тут же оказывалось в мастерской, на холсте, в газете. Шло слияние жизни с искусством. И так должно быть.
Вера и идеология двигают миром. И пора уже в этих терминах разобраться. Они близки где-то по своей сущности. Мир настолько напряжён, что просто не может быть таких ниш, которые позволяли бы жить в "расслабухе".

1.0x