Авторский блог Александр Штибин 18:02 20 марта 2019

Теория корабля

Кафедра теории корабля института инженеров морского флота уютно расположилась на втором этаже здания, а окна смотрели прямо во двор и отсюда, из этих окон, хорошо было видно, как девчонки-второкурсницы, плотно рассевшись на красивых скамеечках, курили и весело щебетали о чём-то, о своём. Борьба с курением, в те далёкие благословенные времена, ещё не приняла чрезмерный и болезненный характер, присущий нашему современному миру, и поэтому всё происходящее во дворе института воспринималось окружающими обычно и естественно. Заведующий кафедрой был доброжелательным, умным и деликатным человеком и относился к нам, студентам, по-доброму и всегда шёл навстречу, если была малейшая возможность помочь. Впрочем, если даже и не было такой возможности, то всё равно помогал! Фотографии на стенах с Великими именами С.О.Макарова, А.Н.Крылова, И.Г.Бубнова и т. д., невольно освящали и ненавязчиво превращали кафедру в храм великой науки теории корабля, а статика и динамика становились состоянием твоей души, и на всю оставшуюся жизнь понятия остойчивости, непотопляемости, управляемости, ходкости были тебе родными и понятными. Институт располагал даже опытовым бассейном, без этого замечательного и уникального во всех отношениях сооружения невозможно было бы проводить ни одного серьёзного исследования в области проектирования судов, кораблей, гидротехнических и портовых сооружений.

А на третьем этаже располагалась кафедра конструкции и проектирования судов, где работали совершенно уникальные люди, фанаты-яхтсмены и прекрасные специалисты в области строительства катеров. Их идеально выверенные расчёты позволяли создавать совершенно замечательные маломерные суда, которые в акватории морского порта вводили в шок больших начальников, легко обгоняя их навороченные катера, с многосильными моторами. И надо было видеть их растерянные лица, когда катер преподавателей института описывал круги вокруг их «чудовищ». Настоящие были мужики и мы с упоением слушали рассказы о диковинных, в те далёкие времена, путешествиях на яхтах в Турцию, Грецию, Италию. Старший преподаватель кафедры иногда был не прочь посидеть в уютном кафе-подвальчике, с пивом и креветками, но на качество обучения эти редкие «сидения» абсолютно не влияли, ведь перед глазами был замечательный пример настоящего человека. Декан кораблестроительного факультета был пунктуален и в меру строг. В случае конфликтов всегда пытался разобраться в сути происходящего и решения принимал обдуманные и по-нашему мнению, мнению студентов, справедливые. А вот комендант большого студенческого общежития был источником всевозможных шуток и анекдотов, острой на язык студенческой братии, но человек по сути был не плохой и даже по своему добрый. На факультете учиться было трудно и мы немного подтрунивали над экономистами. Ну, что у них там за предметы. Вот у нас строительная механика корабля и так далее… И сейчас много лет спустя можно с уверенностью утверждать, водный институт, так на городском сленге назывался институт инженеров морского флота был действительно кузницей кадров и хороших людей.

Панорамные окна в домах и дорогие автомобили на проспектах и улицах города появятся ещё не скоро, а сотовой телефон, компьютер и интернет в корне изменят нашу жизнь, но всё это произойдёт потом, много лет спустя. Тогда, в финишном створе семидесятых, белые свечки каштанов радовали глаз, трамваи звенели от счастья, радуясь весне, в порту разгружались и грузились большие океанские сухогрузы, но одно я точно помню через бездну лет, как Чёрное море, немного волнуясь, признавалось нам в любви. Рассвет целовался с морем, а закат искренне сожалел об упущенных возможностях уходящего дня, и продолжалась жизнь…

Теория корабля

1.0x