Авторский блог Игорь Калашников 22:58 14 января 2016

Тень собора

Саровский монастырь, как печальный пример взаимодействия РПЦ и общества.

«...И ТЕНЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА...»

Успенский собор Саровского монастыря был сказочно красив. Пятимачтовым белым кораблём он величественно плыл над бескрайним зелёным морем заповедного леса. Настоящий флагман одной из крупнейших обителей — духовных эскадр Самодержавной России, откуда возносились к небу пламенные молитвы великого заступника земли русской — батюшки Серафима... Все мы, бывая в Городском музее, не раз любовались фотографиями этого замечательного храма, сделанными в дореволюционное время. Сравнивали их с другими снимками, 1930-х и 50-х годов, когда его обветшавшая, утратившая и кресты и белизну громада ещё высилась над монастырской площадью. Искренне жалели об утраченной красоте... Ваш покорный слуга более двух десятков лет назад даже рискнул написать стихотворную балладу о погибшем шедевре:

У С П Е Н С К И Й С О Б О Р

Из неба слёзы моросили,

Кругами расходясь в реке,

Когда над городом Россия

Склонилась в траурном платке.

Пришла, покрыта облаками,

В морщинах их блестит слеза,

И будто выцвели веками

Её лазурные глаза.

Уж не пружинят, как бывало,

Тугие косы – цвет земли;

Легли пушистым покрывалом

Седые волосы твои…

Застынув в горестных раздумьях

Здесь, над обителью пустой,

Где твой молитвенный заступник

Стяжал смиренье и покой;

Здесь, где нетленный свет Фавора

Сквозит, как прежде, в вышине,

И тень Успенского собора

Встаёт меж башен на холме.

Как встарь, стройна и величава,

И рвутся в небо купола…

Тут твой родник, твоё начало,

Что уберечь ты не смогла…

От бед лихих остереженье –

Как заколдованный двойник,

Погибшей церкви отраженье

Возникнет в памяти на миг.

Или в заоблачном аэре

Её главы сияют вновь,

Укором в осквернённой вере

Нам, позабывшим про любовь…

Там – белоснежная громада,

Ввысь – золочёные кресты,

Злу – нерушимая преграда –

Святая Русь – не меркнешь ты!

Здесь этот свет – лишь отблеск мягкий

Из горних, неземных миров.

Душа снесённой Пятиглавки –

Тут – странник, потерявший кров.

И о прощении просила

У древних стен монастыря

Земная, грешная Россия,

Заблудшей путницей стоя.

Когда статна и синеока,

И так румяна и бела,

И тёмно-русый вился локон… –

Кому ты косы расплела?..

Теперь печалью прилетела

В святые, тихие места,-

Как Богоматерь ты над телом

С Голгофы снятого Христа.

Услышь, о, отче Серафиме,

Молитву гибнущей земли,

И лик поруганной святыни –

Печать проклятья – просветли!

Времён грядущих панорама

Под вещим взором промелькнёт,

И дух разрушенного храма

Пусть в чутком сердце оживёт..

Так дай же Бог, чтоб воскресила

Себя, всю бездну мук пройдя,

Голубоглазая Россия,

В терпеньи веру возродя.

1993 год

Много воды утекло с тех разгромных времён. Ровно в два раза старше стал автор этих строк. Сильно изменились и страна и Саров. Восхищённое ожидание благих перемен, гревшее тогда многие наивные сердца оказалось перемолото бесчеловечной реальностью «новой России». Тысячелапый демон стяжательства, захвативший Русь с рубежа девяностых, оказался несравнимо сильнее и большинства высоких порывов, и простого здравого смысла.

За прошедшие годы мне не раз и не два довелось высказываться на газетных страницах о и нашем возрождающемся монастыре вообще, и про возможное восстановление его главного храма в частности. Более пяти лет назад был написан довольно пространный материал «Города больше нет?», завершающий цикл статей под общим названием «Закон джунглей гласит...». Несколько выдержек из этого материала увидели свет в еженедельнике «Саров», но целиком статья не была опубликована. Пересмотрев на днях распечатку, пришёл к выводу, что фрагмент, посвящённый анализу желания определённых кругов сделать из Сарова религиозный центр федерального масштаба ни капли не устарел. Итак, цитирую самого себя, образца 2010 года:

* * *

" "САРОВ - ЦЕНТР ПРАВОСЛАВИЯ" ...Великолепная идея, давно продвигаемая и спонсируемая рядом местных предпринимателей-меценатов, авторитетных общественных и культурных деятелей и, понятно, церковными кругами. Идея. Великолепная, простите за невольную тавтологию, в идеале. А теперь поглядим, как и, главное, кем она может быть достигнута.

На волне «нового мышления» и возрождения православной жизни в начале 90-х годов многим казалось всё простым и быстрым. ВНИИЭФ – динозавра прошлого – долой, режим – долой, все вокруг друзья, советских бомб на наш век хватит, а рынок под звон колоколов, как в благословенном 1913 году, всех насытит. Вышло иначе. И не могло не выйти. Друзей днём с огнём не сыщешь, а вместо хлебного тринадцатого того и гляди наступит то ли четырнадцатый, то ли восемнадцатый. С бомбами и с наукой такой швах, что по признанию, прозвучавшему на одной конференции, кроме закрытых институтов атомной «десятки» и МО в стране больше и нет ничего. Одним словом, вопрос ликвидации РФЯЦ с повестки дня снят и, надеюсь, очень надолго.

Но отсюда немедленно следует задача совместного существования в небольшом городке двух центров общегосударственного значения с совершенно разной спецификой. Но Город ни по планировочной организации, ни по транспортной и социальной инфраструктуре не потянет обе. Одну-то тянет с трудом. Без коренного обновления контрольно-пропускной системы, железнодорожно-вокзального и аэродромного хозяйства, кратного развития дорожной сети те вереницы машин, что выстраиваются в часы пик на улицах и в выходные у КПП покажутся сущим пустяком. Про возможные социальные коллизии я уж не говорю… Для того, чтобы обеспечить полноценное функционирование Города, Федерального Ядерного Центра параллельно с православной «меккой», необходимы настолько колоссальные затраты, что цифра будет сравнима с полномасштабным национальным проектом типа сочинской Олимпиады или саммита АТЭС во Владивостоке.

Второе. Кадры. Специалистов по сотрясению воздуха, десятилетиями рождающих стратегии и концепции, оставим в стороне. Сосредоточим внимание на реальных структурах, действительно заинтересованных в подобном сценарии. А конкретно с той, которую обычно обобщённо называют Церковью, подразумевая при этом не только «попов», но и многочисленных «околоцерковных деятелей». На самом деле внутри огромного православного организма существует не меньше разнородных групп и интересов, чем в самом российском обществе, но речь сейчас не об этом, а о преобладающей тенденции.

Люди старшего поколения ещё помнят, как во время репортажей с заседаний Верховного (да и прочих) Советов, над рядами народных представителей «блока коммунистов и беспартийных», кое-где возвышались головные уборы церковных иерархов. С наступлением «эры демократии» РПЦ ушла из официальной политики, дабы не участвовать в сём грязном деле; (заметим в скобках, что дело это с тех пор стало намного грязнее…). Но главная интрига в том, что покинув политику, значительная часть клира – крепкие хозяйственники, особо востребованные в нынешнюю эпоху, - с успехом вписалась в рыночную экономику, зачастую сблизившись с наиболее энергичной и не особо прозрачной её частью. Частью, где про такую ерунду, как разрешения, КЗоТ, и прочую бухгалтерию слыхом не слыхивали, а большинство платежей производится наличными деньгами от пригоршни медяков до туго набитых ассигнациями портфелей, как в фильме «Берегись автомобиля». Всё быстро, эффективно, на личных связях и никакой бюрократии. Кредо этих деятелей ёмко пересказал больше десяти лет назад мой старый добрый товарищ, тогда слушатель Духовной Академии, а ныне настоятель одной из московских обителей. "Сейчас мы построим стены, а духовной жизнью займёмся потом…"

Нескрываемая горечь, с которой мой друг тогда привёл эту цитату, оказалась пророческой. Можете поверить двадцатилетнему строительному опыту автора этих строк, можете спросить знакомых строителей, но процесс возведения стен, отделки и украшения, благоустройства и озеленения настолько увлекателен и захватывающ, что до духовной жизни у этих людей дело не дойдёт никогда. Конца и края не видно строительству и реконструкции, кладке стен и сварке заборов, огораживанию новых территорий и покрытию брусчаткой старых, пилению деревьев и устройству цветников… Нравственный же «прогресс» в стране легко прочувствовать, даже не выходя из дома, включив вечерком на полчаса телевизор.

Никто не спорит, среди священства есть (и немало) настоящих подвижников и народных заступников, но музыку сегодня заказывает совсем другая, богатая и влиятельная часть церковной иерархии. Уже давно не секрет, что вокруг многих епархий РПЦ за последние десятилетия сформировался мощный сектор промышленных, информационно-издательских, строительно-реставрационных, проектных и прочих доходных структур. Всем этим организациям нужны новые подряды и гарантированный фронт работ. И это было бы замечательно, если не учитывать одно обстоятельство: все решения здесь принимаются очень узкой группой лиц, абсолютно закрытой от общества. Поэтому интересы простых людей, степень необходимости и полезности того или иного начинания для Города и горожан оказываются на десятом месте.

Поясню на конкретных примерах. С градостроительной точки зрения, православный храм – учреждение для нужд населения, которое должно размещаться в местах проживания этого самого населения, подобно школам, детсадам, аптекам и т.д., и имеющее определённый радиус обслуживания (пешеходной доступности). С архитектурных позиций, церковное здание является прекрасным композиционным акцентом жилого микрорайона, собирающим вокруг себя дворовые группы, облагораживающим урбанистский ландшафт. НО! За последние 20 (сейчас уже 25! Прим. И.К.) лет якобы активного «православного возрождения» в Сарове возведён хоть один нормальный приходской храм в застроенных за это время микрорайонах?

Какой смысл продолжать концентрировать практически все действующие церкви на месте прежнего монастыря, вокруг которого на полкилометра вокруг нет, и, очень надеюсь, не будет никакого жилья? Ведь в единственном на весь Новый район больничном храме Пантелеймона и в обычные выходные, подчас, не продохнуть, а уж в праздники-то и речи нет (сейчас на кладбище церковь построили — чуть получше стало. Прим. И.К.). Так для кого или для чего ведётся упорная работа по монастырским зданиям – для людей или ради самого процесса с заветной целью блеснуть на всю страну своей приближенностью к первым лицам, богатством и роскошью заново отстроенной обители?.. Если кому-то нужны яркие иллюстрации к вышесказанному, то могу посоветовать ознакомиться со своеобразными «досками почёта», украшающими интерьер Серафимовской церкви (бывший драмтеатр) по бокам от входа. Золотыми буквами на белом мраморе увековечены имена Анатолия Чубайса, Олега Дерипаски и некоторых других …э-э-э… духовных светочей, искренне …м-м-м… любимых и почитаемых в русском народе. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты..."

* * *

Теперь, в свете вышесказанного, о текущем моменте существования Сарова, монастыря и о самом Успенском соборе. Лично моё, сугубо архитектурно-градостроительное мнение.

В одну реку нельзя войти дважды. Не стоит заливать новое вино в ветхие мехи. Оставьте мёртвым хоронить своих мертвецов. Можно ещё долго подбирать высказывания мудрецов прошлого и Самого Спасителя на ту же тему. Всё сводится к одному — время движется вперёд, и пытаться вернуть жизнь столетней давности — пустое занятие. Но только не для наших церковников. С упорством, достойным много лучшего применения, все эти годы они стараются «возродить» давно минувшие дни, порядки и внешний облик дорогих их сердцам мест. При сём игнорируются не только чьи бы то ни было предостережения, но и тысячелетний опыт их непосредственных предшественников — десятков поколений церковных зодчих!

За прошедшие века множество храмов горели в пожарах, рушились от землетрясений, становились жертвами войн и чьей-то злой воли, банально ветшали, наконец. И практически каждый раз отстраивались в новом облике: с расширением или смещением основания, в другом (более современном) материале, в модном на то время стиле... Буквальное восстановление было редкостью даже в случаях, когда окружение оставалось неизменным — строители всегда стремились отвечать запросам настоящего, а не догмам ушедшего.

В случае Саровской обители обстановка за столетие изменилась самым радикальным образом. Вместо затерянной в лесах Пустыни — многолюдный город. Вместо редких экипажей и ломовых телег — тысячи автомобилей. Нет, и в обозримом будущем не предвидится ни многочисленной братии, ни обширного монастырского хозяйства. Вместо популярного места всеправославного паломничества — закрытая зона, где режим, судя по военно-политическим тенденциям, будет лишь ужесточаться. Так к чему все эти потуги и многомиллионные затраты?

Когда выкорчёвывались деревья на монастырском холме, поразило обоснование церковных деятелей — так, дескать было исторически. Да ведь «исторически» вокруг обители на десятки вёрст шумел вековой лес, а теперь шумит стотысячный город, задыхающийся в бензиновых выхлопах! Что, прикажете его сровнять с землёй, а потом засадить соснами? Правильные травянистые склоны среди непроходимых чащ были эстетически логичны и оправданы с противопожарной точки зрения, а то же самое теперь, посреди городской застройки, выглядит ненужным пижонством. То же и с подсобными зданиями. Владея огромными землями и развитым производством, монастырь нуждался в разнообразных служебных постройках: конюшнях и житницах, лесопилках и квасоварнях, кузницах и пекарнях... а сегодня? Кто-то собрался тут плоты сплавлять по Саровке или лошадей сотнями разводить?

Воссоздание Свято-Успенского собора в прежнем облике было бы уместно лет пятнадцать назад. Поясню. В городе тогда работала одна-единственная церковь Всех Святых, вместимости которой катастрофически не хватало. Постройка большого, главного общегородского храма была настоятельно необходима со всех точек зрения. Количество автотранспорта в те годы было ещё не так велико, и временное частичное перекрытие проезда через монастырское «каре» не стало бы особенно болезненным. Единственное условие, на котором надо бы категорически настоять и сегодня: расположение здания собора необходимо было изменить, передвинув его в центр площади (ближе к колокольне, относительно первоначального расположения). Такое решение позволяет сохранить кольцевой автомобильный проезд и обеспечить свободный круговой обход собора, необходимый для канонических Крестных Ходов (чего, кстати, лишены и Троицкий и Предтеченский храмы). Да и видовая композиция панорамы монастыря в этом случае выглядела бы более цельно. Там же, где некогда располагался алтарь, можно возвести небольшую сень или часовенку, дабы место не попиралось ногами случайных прохожих.

Обретя свою главную святыню, Саров мог бы спокойно перейти к строительству небольших уютных приходских церквей в жилых микрорайонах, дабы бабушки с клюшками и мамочки с младенцами могли за пять-десять минут добраться от дома до храма.

Вместо этого простого и здравого пути был выбран совершенно иной. Ценой колоссальных затрат из бывших монастырских строений были изгнаны: театр, вечерняя музыкальная школа, детская библиотека, гастроном, радиостудия, несколько подразделений Института, электросетевая компания и ряд других организаций. Как следствие, это повлекло строительство новых зданий, реконструкцию существующих, затраты на перебазирование... В итоге на пятачке 150х300 метров возникло минимум ПЯТЬ храмов: Троицы, Иоанна Предтечи, Ильи Пророка, Зосимы и Савватия, Пещерный. Да, ещё шестой — Николая Чудотворца в колокольне. Не многовато ли для практически не функционирующего монастыря? Почему «практически»? - а вы спросите у десятка-другого горожан — Какую роль играет обитель в жизни Сарова? — бьюсь об заклад, большинство в лучшем случае пожмут плечами. Получается: денег ухнули немерено, а результат неизвестен...

И вот теперь начались подготовительные работы по возведению копии Успенского собора, функционально (подчёркиваю — функционально) уже не очень-то нужного. Рассмотрим плюсы и минусы. Начнём с плюсов.

·Собор, несомненно, украсит город, обогатив большинство видовых ракурсов. ·Появится возможность проводить канонические Крестные Ходы в Рождество и на Пасху вокруг главного храма.

С достоинствами всё. Перечислим издержки.

·Зданием будет перекрыт классический вид перспективы улицы Мира, замыкаемой по оси колокольней. ·Останавливается сквозное движение транспорта через территорию монастырского «каре», что повлечёт перегрузку других улиц со всеми вытекающими... То есть завтра придётся строить и расширять по-живому объездные пути, возможно - новый мост. ...И кто, интересно, даст на это денег? Неужто епархия? ·Уничтожается великолепный сквер. Судя по всему, намечено восстановление и следующего храма — Живоносного Источника, поэтому немного погодя вырубят и западную часть. С последним храмом история и вовсе абсурдная: в старину-то церкви парами строили не от любви к расточительству, а наоборот — экономии ради. Большой собор был летним, а малый — зимним, легко прогреваемым. Сегодня, понятное дело, все новые церкви круглогодичные: эффективные материалы стен и остекления, современные отопительные системы сняли эту проблему. Так какой смысл городить новоделы, используя методы Царя Гороха? Восьмой(!) храм, с его приземистой, тяжеловесной архитектурой — ну, совершенно ни к чему!!! ·Ставится под угрозу целостность окружающей застройки и всего существующего мыса. Старый-то собор был разобран не из-за безбожия злыдней-большевиков, а по причине аварийного состояния: появившаяся ещё в ХIХ веке трещина непрерывно увеличивалась и грозила обрушением. За прошедшие годы несущая способность доломитовых грунтов под монастырём явно не выросла, так что постройка весьма массивного здания Пятиглавки рискует перегрузить холм. ·Отсутствует общественное согласие по данному вопросу. Отнюдь не подавляющее большинство горожан горячо поддерживает ведущиеся на монастырском холме работы. Это — не дальний глухой угол, а самый центр города, где пролегают пути и связаны нужды, привычки, памятные моменты многих тысяч людей. И вот, нимало не удосужившись узнать мнение жителей, не потрудившись хоть как-то объяснить настоятельнейшую необходимость и полезность своих действий, некто разворачивает очередной этап реконструкции. Об людей в очередной раз вытерли ноги — прямо как до этого, когда загородили проход под колокольней. Целых два года множество народа нешуточно рисковало здоровьем и жизнью, пробираясь сквозь боковые арки. Ради чего? За такой срок Святые Врата можно было выложить золотом — а получилась некая примитивная раскраска.

Сегодня, может как никогда, страна крайне нуждается в народном согласии и единстве. Православная церковь, по идее, призвана быть одним из столпов такого согласия, но выходит иначе. В соседнем Дивеево монастырь перегородил весь центр железными решётками, выгнал с насиженных мест ряд социальных учреждений, заставив старых и малых кружными дорогами добираться до школ и аптек — дело кончилось гибелью ребёнка на обочине... Немалая часть дивеевского народа настолько обозлена на местных церковников, что я лично не слышал подобных проклятий даже в самые махровые атеистические советские времена.

Хотя всё проще некуда: хотите учинить ту или иную переделку городской среды — спросите людей, проявите элементарное уважение: «глас Народа — глас Божий...» Куда там! Не прошло столетия с времён, когда то же безразличие к простонародью сыграло злейшую шутку с Русской Церковью — кто нибудь чему нибудь научился? К чему именно сейчас сеять смуту в умах и провоцировать очередной раскол в обществе?

·Собственно, стоимость строительства. Сметы, понятно, не видел (да и при возведении подобных объектов в сметы сроду не укладывались), но по грубым прикидкам — никак не менее полумиллиарда. Да плюс объездная с мостом. Школа и парочка детсадов. У нас больше нет социальных проблем? Город всем обеспечен настолько, что может позволить себе разворотить великолепно благоустроенную территорию в самом центре исключительно ради ещё более красивого облика? Особенно сейчас, когда бюджеты всех уровней безжалостно урезают, сокращают зарплаты, выгоняют работников. Что за пир во время чумы? Предвижу возражения, что ясли-садики, дескать, не церковное дело. А мне представляется, что напротив, за этакую уйму деньжищ в обоих районах города можно было бы возвести по отменному детскому комбинату с православным уклоном. Оснастить по последнему слову, обучить сотрудников, явить наглядный пример общественного служения и заодно подготовить достойную смену. С младых ногтей, когда чистое сознание особенно крепко впитывает Добро и Любовь.

Или второй вариант. Мы живём в информационном мире. Бесспорно, камни церковных зданий тоже несут Благую Весть. Старые, подлинные — побольше, выстроенный заново дубликат — поменьше, но в любом случае отдача от здания как такового (тем более в закрытом городе) невелика. Однако, те шестьсот или восемьсот миллионов, которые хотят потратить на украшение Сарова кафедральным по размеру (но без кафедры) собором, даже в масштабах страны деньги немаленькие. По крайней мере информационную компанию на них можно развернуть очень мощную. Например, по запрещению абортов. Тут уж РПЦ все карты в руки — борьба со злодейским душегубством. Статистика криком кричит: за годы «свободы» и «возрождения духовности» в «новой» России только по официальным данным, в утробах зверски убито 45 миллионов младенцев. Ирод, Гитлер и Пол Пот нервно курят в сторонке. Не будь этого, нас сейчас было бы не меньше 190 000 000 — совсем другая страна! И каждый день совершаются новые тысячи безнаказанных убийств. Думаете, что долготерпение Божие умилостивится свежепозолоченными куполами? Или, что вернее, столь погрязшая во грехе страна будет сметена с лица земли гневом Господним? Так донесите со всех экранов и газетных страниц весомым пастырским словом ПРАВДУ о творящемся кошмаре и его неизбежных последствиях! Пролоббируйте соответствующий законопроект в Госдуме — все здоровые силы общества двумя руками вас поддержат в сём святом деле!

Не хватает пороху на взаправдашнюю борьбу с детоубийством? Боитесь, что заклюют либералы? Есть опыт Греческой Церкви - там многодетные матери каждый квартал получают от Патриархии по 1000 евро. Чем не дело? Кто посмеет возразить?

А для местных властей, с учётом сегодняшней обстановки, не актуальнее ли было бы заняться срочным приведением в порядок объектов Гражданской Обороны, чем соучаствовать в дорогостоящем чисто имиджевом проекте?

В завершение приведу ещё одно высказывание о необратимо текущем времени, на сей раз современное. «Кто не жалеет о крахе Советского Союза, у того нет сердца, а кто хочет вернуться в СССР — у того нет ума» - примерно так не очень давно выразился наш Президент. Как человек советского воспитания, я остро переживаю крушение родной страны, но прекрасно понимаю, что если мы возродим Союз — он будет совершенно другим, чем тот, первый. На новых экономических принципах, с новой идеологией... Так почему же церковные иерархи упорно тянут нас обратно в замшелую царскую империю, рухнувшую под непосильным бременем собственных грехов и преступлений? От ума великого? В империю, где войска расстреливали демонстрации, а семинаристы организовывали марксистские кружки и палили из револьверов в жандармов. Где тотальная коррупция и полное безразличие светских и церковных властей к народным нуждам привело к аварийному сносу всей государственной надстройки, гибели династии и Гражданской войне, залившей кровью всю огромную страну?

Зачем нам бесцеремонно навязывают «наследников российского престола» - семейку Гогенцоллернов (седьмая вода на киселе Романовым, зато прямые потомки сразу нескольких гитлеровских генералов)? Зачем бесконечные заборы и котлованы под новые церкви вместо поликлиник и Домов культуры? Ещё сильнее разобщить и озлобить народ? Так «царство, разделившееся внутри — неминуемо погибнет» - не мною и не вчера сказано. Не выйдет ли так, что под недавно возведёнными и повапленными сводами вскоре дети совсем других народов станут молиться совсем другим богам?

Игорь Калашников, архитектор, ноябрь 2015 г.

1.0x