Авторский блог Елена Сапрыкина 13:12 30 октября 2016

Тема урока – смерть

Известно, что цельность события, объекта, художественного произведения, да и просто линия жизни, нашим сознанием интуитивно воспринимаются как положительное начало, а вся разорванность, разбросанность, выветренность отторгаются как тлетворные. Оказывается, мы просто неправильно воспитаны, несовременны. Далеки от чаяний и запросов молодёжи. Увиливаем от вызовов нового времени.

Так ответили нам учителя одной московской школы на вопрос о том, почему они поставили в свой план уроков английского языка – «праздник Хеллоуин». Как такое может случиться в школе, концепция которой предполагает соответствие образовательным стандартам, где основной составляющей является духовно-нравственное воспитание, в школе, где государственный стандарт является основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы? И почему отдельно взятой группе учителей (пусть даже и всеми любимого нынче английского языка) позволено планировать уроки «поперек закона»? Имеется в виду «Приказ О переходе на федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в государственных общеобразовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, с 1 сентября 2012 года».

А что такого? В чём, собственно, вина педагогов, собирающихся в рамках урока знакомить учащихся в непринуждённой, игровой обстановке с традициями страны изучаемого языка. Вина есть, она прежде всего в нарушении целостности концепции воспитания. Уроки Хеллоуина проводятся в этой школе преимущественно в 3-6 классах, когда ребёнок ещё не может противостоять духовному обидчику и любому действию, развращающему его как личность.

Основная тема «праздника» - смерть, нечисть, колдовство… Детей нынче напугать трудно. Привыкли они и к страшилкам. Но, во-первых, страшное и праздничное в сознании ребёнка не совпадают (пока не совпадают!), добро и зло не размыты (пока не размыты), но если эти уроки повторяются из года в год, интерес к ним подпитывается в интернете изо дня в день, тогда чему мы удивляемся, получая на выходе подростковую жестокость. Во-вторых, в младших классах преподаётся предмет «Основы православной культуры», который дети и их родители выбрали для изучения. Это примерно пятая часть класса. Празднование Хеллоуина для таких детей может обернуться бомбой в сладкой конфетной обёртке, и всё достигнутое в первые семь-восемь лет их жизни окажется бесполезной тратой усилий. Какое же право имеют учителя, не подумав, не согласовав свои действия с общей образовательной концепцией учреждения, превращать урок в фарс, мистификацию, подлог, ужас и отвратительное действо?

Представьте себе такой «праздник» на третьем уроке по счёту. Ученик, не желающий участвовать в нём, не может даже уйти домой. Его не выпустит охранник. Его задержат учителя, поступая согласно правилам безопасности. Таким образом, получается, что под охраной, как в тюремных стенах, над душой ребёнка совершаются действия, разрушающие его психику, не предполагающие для него никакого выбора и выхода. «Следуй за всеми, делай как я, шагай на духовный эшафот», - предлагает педагог. И это сегодня, когда фигура учителя – ключевая в системе образования. Учебники – под вопросом. Программы – под вопросом. Но учитель… Недавно в телеинтервью Министр образования Ольга Васильева резонно произнесла: «Главное в школе, и то, что у нас осталось – это наш великий учитель... Личность, которая определяла, зачастую, наш выбор".

Ученик слаб и мал, родители не осведомлены о сути происходящего. Тема урока «Смерть» постепенно становится для детей, к сожалению, интересной. Мне самой доводилось наблюдать, как шестиклассники, переодевшись в проституток и вурдалаков, вооруженных длинными игрушечными косами, весело бегали по школе, вопя что-то о «Кровавой мери», после такого утренника о стране изучаемого языка. С этими же воплями они являлись на уроки математики, русского языка и литературы, сидя в этих же костюмах с ужасными наклеенными когтями и в дурацких колпаках, изучали великую российскую историю. И вряд ли их родители предполагали, что единая концепция образования позволит школе вытворять такое.

А мы говорим – интернет. А мы говорим – улица. Не менее страшна школа. Да, подчас, и семья, в которой к «празднику» шьют своими руками подобные костюмы.

1.0x