Авторский блог Сергей Сокуров 17:12 17 октября 2018

Театральные Соловки в Ленинскую эпоху

Навеянное постами Людмилы Фёдоровой и Михаила Мороза С


Спешу предупредить, что моего здесь – только эта преамбула да связки предложений из чужих трудов при их сокращении. Уж не знаю, кого назовёт сейчас клеветниками «озлобленная фёдоровщина» (термин С. Тамбовцевой). Под трёмя моими компиляциями на тему «дачной жизни ссыльного Ульянова в Шушенском» обвинения меня в злом вымысле я переадресовал Ленину и его близким, как авторам восторженных писем о приятной ссылке. А сейчас в кого будут тыкать классово искривленными пальцами краснолинялые (термин мой)? Любопытно.

На мои «шушенские публикации» отозвалась 14 октября Людмила Фёдорова отдельной статьёй «В.И. Ленин в сибирской ссылке в Шушенском», в которой привела, опровергая и своего Кумира, «козырный факт» ленинских тайных страданий в неволе на кисельном берегу молочной реки. А именно: «В.И. Ленин, оторванный от большого мира, пережил в сибирской глуши немало тяжелых дней и горечи». Ах, какие страдания! Браво, Нина Фёдоровна: обретя желанные всем творческим людям «покой и волю» (А. Пушкин), обложившись 15-ю пудами книг, не прерывая переписки с единомышленниками, ссыльный страдал оторванностью от большого мира? Ни в одном из шушенских писем Ульянова нет мотива страданий. К слову, насчёт «барана в неделю» - это из письма его близких. Удосужьтесь прочесть, сударыня!

Но, видимо, Людмила Фёдорова сама прочувствовала всю неубедительность такого «оторванного» довода. И призадумалась, чего ещё лишён был будущий Вождь всего человечества в сибирской глуши.

… Эврика! Николай Кровавый лишил революционера столичных театров. А какие в Шушенском театры? И балаганы не каждый год заезжали. Эх, не успел Ильич побывать в Советской ссылке, например в учреждениях СЛОНа, что в Белом море. Ведь там, в северном Раю, вспомнила Людмила Фёдорова, этих театров на каждом этапе народная власть понастроила для сугреву душЮ каждой по потребности. И поместила под своим же сочинением победный пост:

-Точно так же (применительно к Шушенскому .- ССЪ.) можно рассуждать и о свежем воздухе Соловецких островов, куда выселяли для наказания осужденных отступников в советское время.
"Провинившихся в лагерях наказывали. Но в то же время на Соловецких островах
для любителей светских развлечений 23 сентября 1923 года открылся лагерный театр. На занавесе этого театра была вышита беломорская чайка… В конце 1924 года в лагере возник еще один самодеятельный театр под названием «ХЛАМ»… (художники, литераторы, актеры, музыканты).
Одновременно с театром открылся краеведческий музей, разместившийся в надвратной Благовещенской церкви, и биосад-питомник под руководством М.И. Некрасова, при котором состоял кружок любителей природы соловецкого отделения Архангельского общества краеведов.
Наличие среди заключенных литераторов и журналистов помогло наладить регулярный выпуск периодических изданий. Уже с 1 марта 1924 года стал выходить ежемесячный журнал «СЛОН», переименованный в 1925 году в «Соловецкие острова» — орган УСЛОН ОГПУ. Появляется и еженедельная газета «Новые Соловки», а с мая 1926 года бюро печати УСЛОНа приступило к изданию «Материалов Соловецкого отделения Архангельского общества краеведов» (всего вышло 17 сборников). ("Древо". Открытая православная энциклопедия)

А как насчёт Театра оперы и балета в лагере особого назначения, дражайшая Нина Фёдоровна? Не найдя на него ссылки у Вас, я начал собственные поиски и обнаружил многие другие подобные заведения. Вот, например (привожу в сокращении):

Из доклада комиссии А.М. Шанина Коллегии ОГПУ о положении заключенных в Соловках. 1930 г. Сов. Секретно. Москва.

Комиссия предполагала найти в режиме Соловков, старейшего лагеря СССР, более или менее установившийся правопорядок…На деле оказалось другое. Издевательства, избиения и пытки заключенных… перешли в систему режима. Комиссией осмотрен карцер. Это дощатый сарайчик площадью в одну квадратную сажень, без печи, с громадными дырами в потолке, с которого обильно течет вода, с одним рядом нар. В этом «помещении» буквально друг на друге находилось 16 полураздетых человек, большинство из которых пробыло там от 7 до 10 суток… Только накануне приезда Комиссии арестованным стали давать кипяток… туловища и руки (людей) были покрыты кровоподтеками и ссадинами от избиений. Лекпом (медработник) оказался осуждённым попом. Мотивы избиений – легкие дисциплинарные проступки, иногда – побеги и попытки к ним. Контингент избивающих – надзиратели, конвоиры, стрелки, десятники, комсостав охраны – в подавляющем большинстве из заключенных. Наиболее изощренные художества некоего надзирателя Курилко: он заставлял заключенных испражняться друг другу в рот, учредил специальную «кабинку» для избиений, ставил голыми на снег («стойка»), принуждал прыгать зимой в залив и пр. Лишь в несколько более легкой форме проявили себя другие «администраторы».
Комиссии удалось выявить тяжелую картину общего режима. Штрафизолятор, в котором помещается 51 человек, представляет большую комнату, отапливаемую раз в два-три дня; в полу и стенах щели; масса клопов; нар нет совсем; в несколько рядов стоят простые скамьи без спинок в четверть аршина шириной; все арестованные (штрафники перемешаны со следственниками) одеты только в белье, в белье же выводятся оправляться (два раза в сутки) и в баню. Режим следующий: с 3 часов утра до 9 часов вечера арестованные сидят («на жердочке») неподвижно и молча; за малейшее нарушение распорядка – побои. В 8 часов вечера – поверка, с 9 до 3 сон на полу. Для укрывания выдается по одному предмету из вещей заключенного. Сидят в таких условиях неограниченное время, многие до года. Освободившиеся вспоминают о «жердочке» с ужасом. При освидетельствовании избитых обнаружены не только ссадины, рубцы, кровоподтеки, но и значительные опухоли, а у одного и перелом бедра. «Особо» провинившихся сажают в «кибитку» – карцер. В карцере нет нар, сквозь крупные щели пробивается снег. Провинившихся держат в нем независимо от погоды по 2–4–5 часов в одном белье. Заключенные в общих бараках также в отдельных случаях жалуются на избиения. Культивируется эта система пыток начальником изолятора, осуществляется надзирателями и конвоирами и поощряется
начальником командировки, членом ВКП(б).

Тот или иной соловецкий (властитель над невольниками), отметила Комиссия, понуждал к сожительству женщин, присваивал деньги и вещи заключенных; устраивал в пьяном виде оргии с изнасилованиями, смотры, занимался муштровкой заключенных, избивал их нагайкой, устраивал инсценировки расстрелов. Отмечены случаи, когда заключённых опускали в прорубь, потом часами выдерживали на улице и привязывали к столбу. Ещё под звуки гармошки избивали заключенных валенками с металлическими гирями. В виде особого наказания заставляли стоять в «параше». Существовал карцер высотой не более 1 метра, пол и потолок которого были обиты острыми сучьями; побывавшие в этом карцере в лучшем случае надолго выходили из строя. Отмечено несколько случаев прямого убийства заключенных в лесу. Несколько человек умерло в карцере. Многие, доведенные до исступления, кончали самоубийством или же на глазах у конвоя бросались бежать с криком «стреляйте» и действительно пристреливались . Таким образом, обследованием Комиссии охвачена система пыток, избиений и истязаний заключенных по всем отделениям УСЛОН.
(ССЪ: по воспоминаниям выживших, применялось «наказание комариками» (вплоть до умерщвления), когда назначенного на смертельную пытку привязывали летом головой к столбу посреди топи. Ещё - плотно стягивали жертву по всей длине тела с обрубком дерева и эту «куклу» спускали по 365 каменным ступеням крутого спуска с г. Секирная к морю. Внизу собирали уже куски мяса – для чаек…).

Как повсеместное явление отмечена Комиссией жалоба заключенных на отсутствие нормированного рабочего и выходных дней. Отмечены случаи недодачи пайков, изготовления крайне однообразной пищи и проч.
Жилищные условия заключенных чрезвычайно тяжелы, ни о какой норме говорить не приходится, так как обитатели обследованных бараков из-за крайней скученности в большинстве спят, тесно прижавшись друг к другу. На постельные принадлежности нигде нет и намека.

Из рук вон плохо медицинское обслуживание. На 57 000 человек населения лагерей имеется всего лишь 28 врачей.
В значительной степени, как следствие жестокого режима и сурового быта заключенных, чрезвычайно высока заболеваемость и смертность последних.

А вот культурно-просветительное обслуживание заключенных налажено в своей структуре удовлетворительно. (Кроме театров) имеются красные уголки, очень приличны стенгазеты, читаются лекции на различные темы, но объекты обслуживания ввиду крайней тяжести работы не в состоянии заниматься культурным времяпрепровождением. Кроме того, культпросветработа явно не соответствует жестокости режима.
Комиссией предложено немедленно ликвидировать «кибитку» и соответствующим образом оборудовать все прочие помещения.

Было возбуждено несколько дел в отношении редчайших в мире пыточных дел мастеров и палачей.

Чем закончились дела? Сказано же Вам: Совершенно секретно. Назначили «козлов отпущения», наказали по обычаю того сурового времени. Скорее всего это было расследование «на публику», ведь несколько лет до того лагерь пыток и смерти существовал, подтверждая известную истину: у нас власть не Советская, а Соловецкая.
***
Ну, как Вам, честнейшая Людмила Фёдорова и Вашей краснолинялой поддержке этот ТЕАТР? Вы именно такой хотели бы видеть в Шушенском в годы пребывания там злоумышленника Ульянова? Скажите откровенно, прочтя выводы Комиссии, Вы для своего Кумира какое место лишения свободы выбрали бы, старорежимное (царское) или советское, здесь показанное объективным расследованием? Хоть сейчас перестаньте лицемерить. А пока Вы собираетесь с духом, ищете на ощупь для поддержки руку правдолюба Михаила Мороза, я так, чтобы заполнить паузу, напомню читателям о других театрально-музыкальных местах «рабства дикого, без чувств и без закона».

Близко к тому времени, в других ландах, в Освенциме, музыканты, из заключённых, будут исполнять Шумана для своих истязателей и палачей, для ведомых на казнь или ждущих её. Будет работать музыкальный коллектив в Белжеце во время казней, а узники Треблинки, обладающие сценическими талантами, станут выступать на разгульных вечеринках надзирателей. Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере "Яновский" (г.Львов), будет исполняться «Танго смерти».

Жизнь коротка, а искусство вечно, говорили в Риме, разумеется, на латинском языке.

Жду возмущённого воя на эту публикацию. Но оправдать описанное ответственной Комиссией в 1930 году способны лишь лишённые чести и совести, простого человеческого сострадания.

Напоминаю читателям, что за несколько лет существования лагеря на Соловках, там погибло в 100 раз больше узников, чем за 400 лет истории царского узилища там же.


1.0x