«На нейтральной полосе цветы необычайной красоты» — всем памятна песня, которую пел на пределе чувств хриплым голосом пророк с гитарой, зовя нас в зияющие потемки будущего, которого в равной степени любили и высокопоставленные генеральные конструкторы перестройки и реформ, и рядом с ними стоящие разного рода завлабы-прорабы, но и не в меньшей степени, если не в большей, вот вам поразительный пример сплоченности и общественного единодушия плебс.
Теперь этих цветов, что когда-то там росли, пьяня и дурманя всех, кругом море разливанное и не только там, но на всех, пожалуй, захудалых задворках ополовиненной и погрязшей в нескончаемых триумфах страны.
Буквально на днях об этих цветах прочел статью Александра Проханова. «Цветы зла».
Статья — великолепная. Рождающая много мыслей и чувств.
Выказывая постоянное восхищение текстам автора, но всё ли я, однако, могу принять в ней за истину?
Судите сами:
«В этом студне барахтаются партия власти, коммунисты, «Справедливая Россия», националисты и монархисты, либертарианцы и секс-меньшинства, партия инцеста и суицида. Среди них — колдуны и ворожеи, отъявленные мошенники и палачи».
В изображенной здесь более чем яркими мазками этой образной куче мале есть все же большая доля натяжки. Это все же не очень справедливая оценка некоторых субъектов политического действа, скажем — коммунистов, которые борются с этой напастью, обрушившейся из шлюзов глобализации на Родину, но не барахтаются в стуне вместе со всей остальной феерически запредельной братией, являющейся им полными и запредельными антиподами.
Диалектика момента требует тут все-таки немного иных критериев оценки сути момента. Пожалуй, было бы правильным тут все же агнцев отделить от козлищ (что ныне есть жесткое, повелительное и непреложное веление времени!), и тогда дорога в пространстве и времени нынешнего сознательно пестуемого сумбура и хаоса покажется, может быть уж не такой и веселой, но все же более оптимистичной.
В метафизике ярких образов, среди студня и киселей сомнений и тревог, в которые действительно с головой утоплена страна, в толпе всех этих работающих на разрушительную идею «разделяй и властвуй!» мелких бесов и упырей, помня главную дышащую смрадом и тяжестью беды, нависшую над всем и вся сущим теперь идею преуспеяния любою ценой, и нужно провести четкую и ясную, как линия фронта, разделительную черту.
И тогда станет дышать легче!
Эх, как бы здесь была бы еще уместна цитата из Шарля Бодлера, с именем которого бренд «цветов зла» более чем основательно и крепко повязан.!
Вот, к примеру, более чем актуальные для нынешнего дня его строки:
«Машинное производство так американизирует нас, прогресс в такой степени атрофирует у нас всякую духовность, что никакая кровавая, святотатственная, противоестественная утопия не сможет даже сравниться с результатами этих американизации и прогресса... Все, что будет похоже на добродетель, что не будет поклонением Плутусу, станет рассматриваться как безмерная глупость. Правосудие если в столь благословенные времена еще сохранится правосудие, поставит вне закона граждан, которые не сумеют нажить состояние. Твоя супруга, о Буржуа! твоя целомудренная половина, законность которой составляет поэзию твоей жизни, ...она, ревностная и влюбленная хранительница твоего сейф превратится в завершенный образец продажной женщины. Твоя дочь, созрев преждевременно, уже с детства будет прикидывать, как продать себя за миллион, а ты сам о Буржуа, еще менее поэт, чем сегодня, ты и не станешь ей перечить... Ибо прогресс нынешнего времени ведет к тому, что из всех твоих органов уцелеет лишь пищеварительный тракт! Время это, может быть, совсем близко, кто знает, не наступило ли оно!»
А вот его поэтические строки.
Разве они не о нашей нынешней жизни?
РАЗДУМЬЕ
Будь мудрой, Скорбь моя, и подчинись Терпенью.
Ты ищешь Сумрака? Уж Вечер к нам идет.
Он город исподволь окутывает тенью,
Одним неся покой, другим — ярмо забот.
Пускай на рабский пир к тупому Наслажденью,
Гоним бичом страстей, плетется жалкий сброд,
Чтоб вслед за оргией предаться угрызенью...
Уйдем отсюда, Скорбь. Взгляни на небосвод:
Ты видишь: с высоты, скользя меж облаками,
Усопшие Года склоняются над нами:
Вот Сожаление, Надежд увядших дочь.
Нам Солнце, уходя, роняет луч прощальный...
Подруга, слышишь ли, как шествует к нам Ночь,
С Востока волоча свой саван погребальный?
(перевод Михаила Донсконо)
Он толк в таких мистериях знал. И именно французские коммунисты перед лицом эпохи, его, как бы представителя упадничества (вопрос другой — чьего?) реабилитировали. И подняли до гордого уровня национального классика.
Плотно поджав губы, становись в наши ряды с нами, Шарль, Ты более чем сегодня в демократической России востребован! Ты только взгляни, сколько у нас ныне этих цветов-лютиков повсюду понатыкано!