Авторский блог Фрол Владимиров 00:40 9 марта 2019

Ценностно-рациональный протест?

Размышления в преддверии запланированного на 17 марта митинга «За Великую Россию, справедливость и Новый курс!»

Итак, митинг санкционирован. Состоится в воскресенье 17 марта на площади Суворова в Москве. Начало в 13 часов [1].

Ситуация

Теперь вопрос в том, сколько людей примут в нем участие. Это важно потому, что рыночная элита понимает только язык цифр. На нее могут подействовать лишь количественные показатели: миллионы рублей в казне оппозиции и сотни тысяч сторонников на улицах. Категорий качественных — совесть, суд истории и т.д. — кремлевские технократы по-видимому не понимают, или во всяком случае, не уважают.

Что касается денежных единиц, то пророссийская оппозиция никоим образом не может соревноваться с оппозицией прозападной. В обществе, где журналистика, политика и гражданское общество торгуются оптом и в розницу, отсутствие денег равнозначно политическому небытию. Поэтому сравнительно низкая известность ключевых фигур пророссийской оппозиции и малочисленность митингующих закономерна. Без дорогостоящей пропаганды патриотам невозможно собрать на митинг хотя бы такое же количество участников, какое легко собирают западники, что в очередной раз показал недавний марш памяти Немцова. Несмотря на то, что Стрелков в пух и прах разбил Навального в дебатах [2], известность Стрелкова не идет ни в какое сравнение с узнаваемостью Навального. И это при том, что запрос на пророссийскую оппозицию в Российской Федерации действительно есть. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть недавний репортаж би-би-си об освобождении Квачкова. Те из опрошенных на улицах Москвы, кто смог вспомнить Квачкова, одобряли его «античубайсовские» действия. [3]

Мотивация

Для жителей Москвы посвятить одно воскресенье участию в митинге — сущий пустяк. Час-два пути — и ты на Суворовской площади. Тем, кто собирается ехать из провинции сложнее — дорого и хлопотно. Возникает резонный вопрос: Зачем тратить на политику скудные деньги, которые можно отправить, например, на помощь конкретным людям на Донбассе? Ответить на него, можно так: Затем, что на Донбассе идет война, а политика — это продолжение войны мирными средствами. Судьба конкретных людей на Донбассе сейчас решается в Москве, в том числе на ее улицах. Отправляя деньги, мы помогаем единицам на Донбассе, но, оставаясь в стороне от протеста, отдаем весь Донбасс на поток и разграбление. Впрочем, не только Донбасс, но и всю Россию.

Нашей нефтью и нашим газом, нашей Одессой и нашим Киевом завладело какое-то полуимпортное жулье, а мы не можем выдвинуть политиков, которые представляли бы нас и отстаивали наши интересы. Перефразируя Наполеона: Народ, который не хочет кормить своих политиков, будет кормить чужих.

Понятно, что пророссийские общественные деятели — это пока не политики, а пророссийские протестные акции — не политика. Слишком малочисленны они, слишком маргинальны. Политика — это целе-рациональная деятельность, если использовать классификацию различных типов деятельности Макса Вебера. При целе-рациональной деятельности люди ставят перед собой цель, выбирают рациональные средства ее достижения и планомерно идут к ней. Если цель патриотической оппозиции выражена в лозунге «За Великую Россию, справедливость и Новый курс!», то при нынешних капиталах и количестве митингующих она с целе-рациональной точки зрения абсолютно недостижима.

В терминах Вебера участие в патриотических митингах можно скорее определить как деятельность ценностно-рациональную, т.е. деятельность, где ценен не результат, а само действие. Например, с рациональной точки зрения, бесполезно и даже гибельно неподготовленному человеку бросаться в драку, защищая девушку от насильников, но настоящий человек бросится в драку, потому что, если он этого не сделает, в нем умрет нечто, делающее его человеком. Бесполезно и даже гибельно для горстки патриотов бросаться в политику без необходимых ресурсов, защищая Россию от мародерствующих олигархов, но настоящий патриот будет вести политическую борьбу, потому что, если он этого не сделает, в нем сломается нечто, что делает его патриотом. Пока патриотический протест — это деятельность не целе-, а ценностно-рациональная, не политика, а идеализм. Но история знает примеры, когда идеализм создавал средства, необходимые для достижения цели.

Перспективы

Вернемся к репортажу русской службы би-би-си. Что говорят случайные прохожие, которые смогли вспомнить о Квачкове хоть что-то, кроме фамилии? «Посадили его из-за Чубайса. … Ну, патриот своей Родины, я так думаю». «Полковник. Настоящий полковник, боевой. Вы знаете, у меня скорее положительное к нему отношение, хотя, я думаю, что лично я бы ему не понравился». «Ну, хотел разобраться с Чубайсом. Ну, наверное, правильно сделал». Так говорят люди, которым за сорок. Молодежь идет за Навальным, то есть за дорогостоящей упаковкой, за «трендом».

Но навальные растворятся, как только закончится игра в поддавки, а вот борцы типа Квачкова, Удальцова или Стрелкова [4], с высокой долей вероятности, останутся. И вот тогда-то в их распоряжение поступят ресурсы тех, кто предпочтет поделиться и жить в России, нежели повторить участь Слободана Милошевича, Саддама Хусейна, Муамара Каддафи других б/у партнеров "мирового сообщества". Когда все документы окажутся дешевле бумаги, на которой написаны, единственной гарантией будет слово надежных людей. Люди, которые ради убеждений рискуют карьерой, свободой, да и самой жизнью, надежны. Кроме того, они обычно идут до конца. В России же, как правило, побеждает тот, кто идет до конца.

[1] http://meeting17.03.tilda.ws/

[2] Дебаты Live. Навальный vs. Стрелков https://www.youtube.com/watch?v=cjbQdbJUibc&t=821s

[3] "Хотел разобраться с Чубайсом" : что москвичи помнят о полковнике Квачкове

https://www.youtube.com/watch?v=cw9I4ji4PXM

[4] И. Стрелков, М. Калашников, С.Удальцов, А. Лапушкин: Хватит терпеть! Митинг 17 марта

https://www.youtube.com/watch?v=jmObit2iPCU

1.0x