Авторский блог Александр Елисеев 15:26 12 октября 2018

Царская Полнота

Царь обладает неким незримым и огромным (метакосмических масштабов) пространством, где и находятся поданные.

Царь включается в себя всех поданных, отсюда и его Царственное «МЫ». И внутри его Царской Плеромы, соборной Личности - множество «персонифицируется», становится Личностью – в противоположность аморфной «массе». И понимать это «нахождение внутри» надо буквально. Царь обладает неким незримым и огромным (метакосмических масштабов) пространством, где и находятся поданные. Это некое благое место, которое есть у всех, но у Царя оно совершенно особенное, в силу особой деятельности Благодати.
В древнеиранской традиции такое место называлось фарном (хварено) (*)
В. Н. Топоров сообщает: «Фарн восходит к древнеиран. *hvarnah-, обычно трактуемому как обозначение солнечного сияющего начала, божественного огня, его материальной эманации (ср. вед. svar, «свет», «сияние», «блеск», «солнце»), возрастающей, прибывающей, расширяющейся силы (ср. индоевроп. *suer o/-nes-), нечто желанное, достигнутое, откуда — «хорошая (благая) вещь», «желанная вещь», «благо», «имущество». Авест. xardnah, «слава», «величие», «блеск», «сияние», «харизма» и т. п., согд. prn, «слава», «знамение» и т. п., осет. farn, «обилие», «счастье», «мир», др.-перс. farna, ср.-перс, xvarrah, «царская слава», «царское величество», перс, farr, «блеск», «великолепие», «пышность» и т. п., согд. prn, frn, сакск. pharra, «положение», «ранг», «достоинство», «звание» и т. д.], в иранской мифопоэтической традиции божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество; державная сила. Видимо, Ф. выступал и как неперсонифицированное сакральное начало абстрактного или конкретного (материальный символ) характера, и как персонифицированный божественный персонаж. В «Авесте» Ф. — обычно некая сакральная благая доля, «хорошая вещь» («Яшт» XVII 6). Им могут владеть божественные персонажи, дарующие его людям («Датастан-и-деник»), сами люди, для которых Ф. обычно воплощается в богатстве («Яшт» X 8, «Ясна» 60, 2, 4), доме, жене, детях, скоте, здоровье («Яшт» XV 56, известна формула пожелания Ф. для сохранения здоровья в поздних зороастрийских текстах). Ф. имеет общие атрибуты с едой, пищей, которая в иранских языках может обозначаться тем же словом, что и Ф., или его производными (авест. xardnah, xardnti, xardtay, ardta, xardna и т. п.). .. Особым Ф. обладает селение, область, страна, народ. В ряде случаев говорится о Ф., скрытом в глубине вод («Яшт» XIX 51-64), о Ф., связанном с водами и реками, с солнцем, выступающим как даритель Ф. («Денкарт»). Иногда Ф. реализуется не столько в материальном виде, сколько символически — как счастье, доля, судьба (в этом смысле он сопоставим с греческой Тихе, римскими Фортуной, гением и т. п.)». («Фарн»)
Итак, перед нами материальная манифестация высших начал, незримое место, принадлежащее кому-то или чему-то. У Царя – особый фарн, то есть, особое место, где незримо находятся его поданные. Они обычно не видят фарна, но ощущают своё присутствие там, оно сообщает им чувство сопричастности Личности Царя («Батюшки»). Здесь любой человек есть Царственная Личность, хотя и не тождественен ей. То есть, часть выражает Целое и находится с ней в равновесии. А равновесное Целое не поглощает Часть, а делает её Целым. Именно о таком соотношении Целого и Части в Раю писал Плотин, причем, на его описание счёл возможным ссылаться еп. Василий Родзянко в своей замечательной книге «Распад вселенной и Вера Отцов». И тут - метафизические основы настоящего, традиционно-почвенного социалистического сообщества. («Метафизические основы русского социализма»)
На протяжению многих столетий сакральный Царский Род Руси-России составляли Рюриковичи. А. Г. Дугин связывал мистерию призвания Рюрика именно с иранской традиции, выходя при этом, на глубинный гиперборейский уровень. «Попробуем выявить сакральную подоплеку мистерии, которая утвердила в пространстве «внутренней России» священно-династический центр. Во-первых, обратимся к зароастризму, в котором мистическая сторона царской власти была детально разработана и который оказал значительное влияние на структуру сознания народов, населявших в древности русские земли. Зароастрийцы утверждали, что царь имеет особую, свыше данную санкцию на правление. Эта санкция воплощалась в обладании светоносной силой — хварено. Хварено (или фарн) — это конденсированная световая энергия, которая делает человека равным богам. Символом хварено традиционно считался сокол, «варган», а иногда и овен. С другой стороны, хварено отождествлялся со стихией огня, единственной естественно стремящейся вверх, к небесам. Каждый иранский царь имел свой личный огонь, символизировавший обладание хварено.
Если мы вернемся к Рюрику, призванному из варягов на царство, мы увидим, что в нем этимологически воплощается весь комплекс этих зароастрийских (и видимо, некогда общеарийских) идей. «Рюрик» по-скандинавски значит «сокол», то есть преимущественный символ хварено. Кроме того, слово «рюрик» поразительно близко старославянскому «рарог», «огонь» или «дух огня» (кстати, старославянское «рарог» означало тоже «сокол»). Когда же произошло крещение Руси, Царь-Рюрикович стал также помазанником Божьим, наделенным силой Христа, именуемого «Агнцем». Таким образом, идея христианского монарха была духовным развитием и сакральным подтверждением древнейшей монархической традиции, воспринимавшей призвание Рюрика как общенародное стяжание небесной благодати — хварено. Так что и в этом случае, как и во множестве других, христианство не отменило, но возвысило и подтвердило древнюю дохристианскую веру». («Мистерии Евразии»)
Позволим себе не согласится только со «скандинавским следом». Рюрик – именно что Ререг (князь Сокол), это выходец с поморско-полабской Славии, где обитал славянский народ вагров-варинов-варнов. («Битва за Рюрика». Ч. II)
Вообще, в русских письменных источниках есть чёткое указание на славянство варягов. В «Киевском Синопсисе» (XVII в.) сказано: «Понеже Варяги над морем Балтийским, еже от многих нарицается Варяжское, селения своя имуще, языка Славенска бяху, и зело мужественны и храбры».
Хотя, конечно, к одному только славянству варягов «сводить» не следует. Это ещё и дружинно-воинская корпорация, даже более того – сакрально-мистический орден. («Варяжский орден гиперборейского Грифона»)
На сакральное значение варягов указывает и Дугин: «Не входя в споры об этнической принадлежности этого племени (что для нас не так уж и важно), попытаемся определить символическое значение этого термина. Раз зароастризм дал нам некоторые ключи, то снова обратимся к нему. Слово «варяг» или «варингр» по звучанию, а, возможно, и по происхождению, близко имени зороастрийского бога Вархарн (или Веретрагна). Вархарн — это один из семи высших «богов» маздеизма, «бог» Победы. Но именно этот «бог» считался основным носителем и подателем хварено, и именно с ним традиционно сочетается сокол «Варган» (сравни: «Варган» - «варингр», т.е. «варяг»), его постоянный спутник или даже его инкарнация. Итак, варяги, помимо своей исторической конкретности, могли представлять собой некое символическое понятие, воплощающее в себе полноту хварено, царского счастья, одна драгоценная частица которого — Рюрик-Сокол — снизошла, как манна, на жаждущие благодати племена. Но на этом мифо-этимологическая цепочка не обрывается. Слово «варяг» также вполне сопоставимо с санскритским корнем «svar» — «небо», «солнечный свет» (кстати, очень близким к персидскому «hvar», от которого произошло хварено). Возможно, что русское «север» тоже родственно «svar», так как Север у древних арийских народов считался «небесной божественной ориентацией». Поэтому соотнесение варягов с севером и небом прекрасно соответствует общей мистериальной логике призвания первого Царя».
При разборе данной темы было бы весьма уместным вспомнить об этимологическом родстве «вар-бор-пол». Варяжский Государь Рюрик пришёл в Ладогу, но его Династия всё же утвердилась в Киеве – столице державы полян. А поляне – борисфениты (боруски), наследники славянского сколотского племена – паралатов-палов-палеев-спалеев, о коих писал ещё Геродот. Борисфен же был назван по имени ветра Борея. Следовательно, жители Гипербореи, которую греки считали сакральной северной страной, должны называться бореями. Между прочим, в индоарийской традиции священная земля Норда именуется Варахи, что означает «земля вепря». В связи с этим Рене Генон писал: «Корень вар (var) в имени вепря встречается в форме бор (bor); точный перевод слова варахи стало быть, борея, и истина заключается в том, что общепринятое имя «Гиперборея» стало употребляться греками лишь тогда, когда они уже утратили смысл этого древнейшего названия; и, следовательно, было бы лучше, вопреки возобладавшему с тех пор словоупотреблению называть изначальную традицию не «гиперборейской», а просто «борейской», тем самым утверждая ее безусловную связь с борей или «землей вепря». («Вепрь и медведица». // «Символы священной науки»)
Подробнее о гиперборейском символизме полян, поля и полюса см. в ст. «Великая Скифия» (главка «Нордическое имя полян»)
Некогда с землей Борисфена-Днепра, в разные стороны распространились мощные волны миграции. Родство оказалось растянутым в пространственном плане. Однако, оно сохранилось на уровне разных этнических и географических названий, причем, охватывает обширное пространство. («Родная этимология»)
Пришествие Рюриковичей было грандиозной мистерией собирания родовых сил древнейшего славянства. И оно символически выражает единство поданных в Царской, Плероме. В Пол-юсе, в Пол-ноте, которые указывают на полярную, нордическую Гиперборею.
(*) Мы уже говорили неоднократно, но считаем нужным ещё раз сделать одну, весьма важную оговорку. Обращение к данным дохристианских традиций вовсе не означает согласия с их «догматическим корпусом». Однако, многие выводы, разумеется, при правильной интерпретации - верны, особенно, что касается космологии.
Впрочем, имеют место быть и традиции дохристианского монотеистического богословия.
«Крещение Руси»
«Тайны русской Троицы»

1.0x