Авторский блог Андрей Болдырев 19:36 12 июня 2019

ТАНКОВЫЙ АРГУМЕНТ ПРОТИВ МАРКСИЗМА

Я хотел бы поделиться своими наблюдениями в военном деле, а именно в танкостроении, как наши танки сначала соответствовали положениям марксизма, но впоследствии от него ушли.

О том, что советский союз был, что называется, насквозь идеологизирован, говорилось и говорится неоднократно. Марксистко-ленинские лозунги висели на каждом углу. Любые более-менее серьезные книги начинались и заканчивались цитатами. Но там, где реальность требовала, в СССР уходили от требований идеологии. Я хотел бы поделиться своими наблюдениями в военном деле, а именно в танкостроении, как наши танки сначала соответствовали положениям марксизма, но впоследствии от него ушли.

В своей теории, в частности в «Капитале» Маркс рассматривает только труд рабочего, как источник создания стоимости. О труде умственном, управленческом он вольно или невольно «забыл». В советской практике это выразилось в претензиях пролетариата на всю полноту власти в обществе. Небольшое исключение делалось только для «трудового» крестьянства. Интеллигенции было отказано именоваться классом, ученым, инженерам, врачам, учителям и пр. приходилось довольствоваться именованием «прослойка». С соответствующими последствиями в финансовой сфере. Рабочий получал в разы больше инженера или учителя. Даже термин такой существовал: «сторублевая интеллигенция». А теперь давайте взглянем на состав экипажей советских серийных танков производства довоенного и начального периода Великой Отечественной войны:

МашинаСостав экипажа
Т-26 – однобашенный (легкий)Командир – наводчик орудия

Заряжающий

Механик-водитель

БТ-5 (легкий)Командир – наводчик орудия

Заряжающий

Механик-водитель

Т-28 (средний)Командир – заряжающий пушки – стрелок из пулемета пушечной башни

Наводчик пушки

Радист – второй заряжающий

2 стрелка в пулеметных башнях

Механик-водитель[1]

Т-35 (тяжелый)Главная башня с 76мм орудием:

— Командир танка – наводчик

— Пулеметчик

— Радист – заряжающий

2 башни с 45мм орудием

— Наводчик

— Заряжающий

2 пулеметные башни

— Стрелок

Механик-водитель

Т-34-76 (средний)Командир танка – наводчик

Заряжающий

Механик-водитель

Стрелок-радист

КВ-1 (тяжелый)Командир танка

Наводчик

Заряжающий

Механик-водитель

Стрелок-радист

Как видим, только в КВ командир танка – только командир. В остальных машинах на нем еще целый ряд обязанностей. Мы намеренно не упомянули малые танки, где в башне находился один человек, совмещавший все обязанности. Там это было обусловлено принципиально малыми размерами машины.

С точки зрения марксизма вполне логично. Если управленец ничего конкретного материального не производит, то и не работает. А значит, командир может заодно выполнять полезную работу: заряжать орудие или крутить маховики прицела. К тому же, минус один человек из экипажа – это меньший объем боевого отделения, меньшая масса машины и еще множество полезных вещей. Мы же давайте представим, как командир, например Т-28, руководит работой пяти подчиненных, управляет огнем пушки и трех пулеметов, контролирует движение машины, контролирует обстановку на поле боя, отслеживает цели, держит связь со своим командиром и т.д., попутно подавая снаряды в казенник. Заметим, что масса унитарного выстрела пушки КТ-28 составляла 9 кг. Вроде бы не много, но в тесном, душном, загазованном боевом отделении на 10-15-м выстреле может показаться иначе. А если командир танка – это еще и командир взвода, роты, батальона?…

Иначе обстояло дело на машинах родины Карла Маркса – Германии. Pz-I и Pz-II не в счет, их и в самом Вермахте всерьез не особенно воспринимали. А вот в Pz-IIIи Pz-IV – машинах более слабых, чем Т-34, командир был только командиром. Не говоря уже о «Тиграх» и «Пантерах». С Pz-III наши специалисты предметно познакомились уже осенью 1939-го[2].

Трудно сказать, проводились ли тогда какие-то специальные исследования на тему боевой эффективности освобожденного командира танка, но факты говорят следующее: Разработанный уже весной 1941-го года модернизированный Т-34М, помимо всего прочего, имел увеличенную башню и освобожденного командира. При оснащении летом 1943-го танков КВ более мощной и более габаритной 85-мм пушкой, увеличили башню и погон (выйдя за габариты бронекорпуса), но освобожденного командира сохранили. На Т-34-85 также увеличили башню и погон; и против Т-34-76, ввели в состав экипажа еще одного человека, освободив командира от обязанностей наводчика. Танки серии ИС имели освобождённого командира. Освобожденные командиры даже получили специализированные рабочие места – командирские башенки, которые могли вращаться независимо от основной башни. Как точно это повлияло на ход войны трудно сказать, но итог известен: 9 мая 1945-го года гитлеровская Германия капитулировала. В послевоенном советском танкостроении командиры средних, тяжелых, а в последствии основных танков обязанностей не совмещали.

Возможно, кому-то это сравнение покажется «притянутым за уши». Где марксизм, а где танки? Но как-то все сходится. До Войны командир-управленец совмещал обязанности, выполняя в дополнение к своей работе еще и «полезную». А когда начались реальные бои, труд его признали отдельным, и специализированное рабочее место предоставили. Согласитесь?

Источник

[1] В состав экипажа также входили младший механик-водитель и моторист, которые в танке не размещались.

[2] Одна машина, брошенная экипажем досталась нам во время Польского похода. Еще одна машина была приобретена позднее.

1.0x