Авторский блог Александр Андрух 14:00 23 апреля 2018

Так "двигатель" реклама или где..?

чему способствует этот "двигатель торговли", кроме раздражения и "незлого тихого слова" у нормальных людей?

Как поздней осенью пожухлые листья с деревьев, осыпались за четверть века и сказки-небылицы о "прелестях" и "преимуществах" капиталистического общественного бытия! Кто ещё и поныне верит в "регулирующую руку рынка", в "здоровую конкуренцию", в "стимулирование посредством этой самой конкуренции деловых качеств и активности народонаселения" и прочую галиматью, так упорно нам навязываемую "в начале славных дел"? Цену всему этому каждый из нас знает уже не понаслышке, прочувствовав на собственной шкуре. Но есть одна ниша, оттягивающая у предпринимателей на себя солидную часть их средств, но неизвестно как их оправдывающая. Неизвестно в том смысле, что никакие исследования не могут пока ещё определить ту степень духовного ущерба, какая причиняется людям, под её воздействие попадающим. Имею ввиду пресловутую рекламу и приписываемые ей чудеса движения "товар-деньги-товар" на рынке. Утверждают даже, что над эффектом магически-суггестивного воздействия на человеческий разум посредством рекламных ухищрений, работают целые институты! Не знаю.., не знаю… Разве лишь при том, увы, правдоподобном предположении, что человеческий разум претерпел изрядные метаморфозы, что скукожился он в размерах своих и избавился от изрядной доли серого вещества, а сами люди, его обладатели, выродились в, пардон, лабораторных мышей, над сознанием и поведением которых возможно проводить любые манипуляции. Лично я, сколько себя помню, кажется, не удосужился купить по наущению рекламных трюков ни единой вещи! И дело тут, похоже, не в её, рекламы, неэффективности в отдельном частном случае, а в банальной человеческой упёртости и нежелании быть в стаде! Ибо есть, вероятно, в каждом из нас этакий психологический бзик, что, когда тебя давят и прессуют, когда тебе чего-то беспардонно навязывают, появляется сначала тихий, но нарастающий со временем внутренний ропот, переходящий в протест и даже сопротивление. Есть ещё и опыт вышеупомянутого "рынка", который заключается в знании того факта, что когда тебе упорно хотят что-то "впарить", то как правило, это "впариваемое" не представляет из себя ничего хорошего и стоящего, а является пустышкой. И ещё знание того, что истинно хорошие вещи не нуждаются в рекламе, в силу хотя бы того, что не рассчитаны они на массового потребителя и, следовательно, "их на всех не хватает" или "не у всех хватает на них средств" – кому как нравится!

Особых слов заслуживает наша специфическая доморощенная телевизионная реклама, по части которой мы, естественно, "впереди планеты всей" и которая самого терпеливого человека с самыми крепкими нервами может довести до белого каления! Ведь, если вам через каждые 12-15 минут передачи или фильма навязывают 6-7 минут низкопробных (за редким исключением, как в случае с девочкой и учительницей из "Папа может" и ещё пары-тройки других!) рекламных роликов, то это выведет из себя и быка!

Скажем, в той же пресловутой Европе с большим вниманием и более щадяще относятся к потребителю: там, если за 30-40 минут трансляции выскочит 1-1,5 минуты рекламы, то это и хорошо – есть время в этот вынужденный перерыв сходить на кухню попить водички или посетить туалет (ещё нужно умудриться успеть!). Допускаю, что там львиная часть рекламы плавно перебазировалась с телеэкранов в интернет, но почему же у нас такого не происходит? Чай, давно уж не при "сером совке" живём, чай даже бабушки-старушки пасутся уже в интернете!

Законодательно влиять на это, похоже, бесполезно! Вон в Украине лет десять, а то и больше, назад пытались ограничить количество рекламного эфирного времени, кажись, 15-20-тью процентами (т.е. не более 12 минут в час), но эффект оказался обратным – лично измерял: 15-18 минут трансляции с 15-16 минутным "перерывом на рекламу", т.е. в наиболее тяжких случаях доходило до 50%! Словом, телетрансляции медленно, но уверенно перетекают в трансляции "ненавязчивой" рекламной мишуры с редкими вкраплениями сериалов, всеразличнейших ток-шоу и прочего мыла. А то, чего хотелось бы посмотреть, чего душа желает, если иногда и присутствует в эфире, то задвинуто оно на часы глубокой ночи и под утро… Конечно, на разных каналах чуточку по-разному, но общая картина – мрак!

А заметили ли вы, как перекликаются между собой все эти звенья одной цепи – реклама, "мыло", низкопробные шоу? Как незримыми нитями между собой сшиты? Конечно, не для всех они, эти нити, незримые, ибо некоторые, самые зоркие из нас, видят, что нити те являются вполне себе белыми, т.е. не "тайною за семью печатями"! А есть и те, кто понимает, откуда ноги растут, откуда ветер дует. Но большинство-то не понимает. У большинства-то, если и возникает некий неосознанный ропот, то выливается наружу он лишь в виде неясного раздражения и латентных неврозов. И большинство, именно в силу своего преобладания, в силу своего этого большинства "соглашаются с самыми вопиющими искажениями действительности, ибо не понимают всего безобразия подмены и, мало интересуясь общественными событиями, не замечают, что происходит вокруг. Непонятливость спасает их от безумия. Они глотают все подряд, и то, что они глотают, не причиняет им вреда, не оставляет осадка, подобно тому как кукурузное зерно проходит непереваренным через кишечник птицы" (Дж. Оруэлл "1984"). Тут поспорил бы насчёт того, что "не причиняет им вреда, не оставляет осадка", да и насчёт непереваримости зёрен кукурузы в желудке птицы тоже! Но оставляю это на совести автора сих утверждений…

Так чему же способствует этот "двигатель торговли", кроме раздражения и "незлого тихого слова" у нормальных людей? Как вы считаете?..

1.0x