Сообщество «Коридоры власти» 00:00 14 августа 2014

Так дальше есть нельзя!

Продовольственная безопасность — это не просто громкое словосочетание. Это, хотим мы того или нет, — один из важнейших элементов национальной безопасности. Во время Великой Отечественной войны американская тушенка и яичный порошок были не меньшей, а даже куда большей помощью для победы над Третьим рейхом, чем военная техника, которая поставлялась по ленд-лизу. Нынешние 36% импортного продовольствия на российском рынке (а для Москвы и Питера этот показатель колеблется в пределах 60-70%) на общую сумму в 43,1 млрд. долл., т. е. более чем по 300 долл. в год на каждого россиянина, — это не просто позор, но прежде всего свидетельство системной неприемлемости модели "глобального рынка" для нашего общества.

Введенное 6 августа правительством РФ годичное эмбарго на импорт некоторых видов продовольствия из стран, поддержавших антироссийские санкции, вызывает целый ряд вопросов. Вполне логичных и сразу же заданных в медиа-пространстве самыми продвинутыми представителями "креативного класса".

"Почему [россияне] радуются тому, что в наказание врагам президент запрещает нам есть?" — вопрошает, например, авторитетный на сайте slon.ru публицист Дмитрий Глуховский в материале "Собачья жизнь" и после целого ряда риторических вопросов и прочих метафор приходит к печальному выводу: "Я думал, мы люди. А оказалось — мы лайки. Гав". Ну, ладно, что с публициста взять. Лайкнем его.

Есть еще профессиональный экономист с того же "слона", отучившийся не где-нибудь, а в самом Чикаго, Андрей Мовчан: "У нас будет дефицит продуктов (временный, как вы говорите; постоянный, как я говорю)... В результате этих санкций Запад сильно не пострадает, цены вырастут, качество — упадет, а отечественное производство не увеличится. Тогда зачем всё это?.. Самозапрет на импорт еды, отказ от оливкового масла, средиземноморской рыбы, подорожание и дефицит мяса и птицы должны для народа России играть роль соломинки, возбуждающей агрессию и патриотизм. И, судя по реакции, получается".

Оказывается, наши "креаклы" так заботятся о счастье и сытости открыто презираемого ими российского "быдла", "биомассы", "шариковых" и т. д., так заботятся... Ненавидят "ватников", но сострадают им, поскольку те будут отныне лишены оливкового масла, средиземноморской рыбы, сыра пармезан и прочей фуа-гра. Ну, и мяса-молока с фруктами-яблоками, конечно же...

Причем западные санкции относительно финансов и "высоких технологий" те же авторы рассматривают, напротив, как катастрофические и даже убийственные для "путинской России". В общем, всё здесь плохо, а там всё хорошо...

Но если повнимательнее вчитаться в приведенные выше строки, становится ясно, где именно "креаклы" лгут. "ОНИ радуются тому, что президент запрещает НАМ есть". То есть Путин посягает на привычный уровень потребления "креативного класса", которому без оливкового масла, средиземноморской рыбы и прочей фуа-гра, и правда, уже жизнь не в жизнь, а "быдло" почему-то этому радуется, не понимая, что колбаса, молоко и хлеб с картошкой тоже подорожают...

Что тут сказать? Сытый голодного, ясное дело, не разумеет. Оливковое масло? Есть подсолнечное. Средиземноморская рыба? Это деликатес, нашу рыбку ловят в Тихом океане прежде всего. А теперь еще и в морях Черном с Азовским. Слышали про мойву, кильку, минтай и хек?

Не знаю, как на slon.ru, а на regnum.ru проводят интернет-опрос на тему: "Одобряете ли вы решение властей России наложить эмбарго на поставки продовольствия из США, ЕС, Канады, Норвегии и Австралии?" Промежуточные результаты на время написания данной статьи были таковы: да — 91%, нет — 7%, не знаю — 2%, проголосовало свыше 25 тысяч человек. Социальная структура современной России, можно сказать, как на ладони. Без всяких скидок на "ангажированность" посетителей сайта.

Ладно, пусть у нас всего 7% населения — умные, а 91% — тупые. Так сказать, избранное меньшинство и "агрессивно-послушное большинство". Которому избранные просто наизнанку выворачиваются, но доказать, что дважды два — четыре, не могут.

А что же на благословенном Западе, как там прореагировали на российские санкции? Как на очередную "глупость" Кремля? О, там такие умные люди сидят, они сделали вид, что испугались, а на самом деле только рады. Европейцы говорят, что "удивлены", "смущены", "не понимают" такие политически мотивированные, нарушающие правила ВТО и попирающие нормы международного права шаги российской стороны, но будут обращаться куда-то там с исками против России. "Цена вопроса" называется в пределах от 10 до 13 млрд. долл. в течение ближайшего года. Сотни тысяч крестьян по всей Европе, особенно в Польше и республиках Прибалтики, будут разорены, если не получат соответствующей компенсации за утраченный рынок сбыта. Поляки даже подсчитали, что если каждый из них купит и съест за год дополнительно всего 17,5 кг яблок, это примерно по два яблочка в неделю, никаких убытков не будет. 670 тысяч тонн — это же ерунда для 39-миллионной страны!

Правда, вдобавок к яблокам, полякам нужно будет еще дополнительно скушать мяса, молока, овощей и фруктов — правда, не бесплатно, а за деньги. И на эти высокие цели придется потратить каких-то несчастных 40 "баксов" с каждого человека, от глубоких стариков до грудных младенцев, всего чуть более полутора миллиардов долларов.

Конечно, поляки — большие патриоты своей прекрасной страны, и "скинуться" по полпроцента своих номинальных доходов они, в принципе, могут. Но вряд ли захотят, потому что если среди них найдется кто-то, кому лишнее яблоко и всё остальное не по вкусу или не по карману, остальным сразу придется и потреблять, и платить больше, а с чего ради? И не получится ли в итоге так, что есть все эти дары садов придется на пару Туску с Коморовским или Коморовскому с Туском? Занятное будет зрелище, скажу я вам. Как в том старом анекдоте, который — надо же, как пророчески! — был связан с Украиной (даю в переводе на русский).

— Петро, а что ты будешь делать, если у тебя будет ведро яблок?

— Съем!

— А если мешок яблок?

— Съем!

— А если вагон яблок?

— Нет, вагон не съем. Но понадкусываю!

Смогут ли польские политики хотя бы "понадкусывать" эти 670 тысяч тонн яблок? Даже если на помощь президенту и премьер-министру придут все министры, депутаты Сейма и журналисты, которые специализируются на русофобии?

Для Литвы, Латвии и Эстонии ситуация выглядит еще более серьезной — в связи с куда меньшим объемом их экономик и куда большей "завязанностью" их агропромышленного сектора на российский рынок. Да и Германия (1,83 млрд. долл. продовольственного экспорта в Россию в 2013 году), Франция с Голландией (по 1,42 млрд. долл.), Италия (1,34 млрд. долл.) и Испания (1,26 млрд. долл.) понесут от контр-санкций РФ вполне ощутимые потери. Про США даже говорить не стоит — для них потеря даже всей доли на российском рынке продовольствия (1,54 млрд. долл.), наверное, не слишком чувствительна. Хотя вокруг "ножек Буша" еще те войны в недавнем прошлом шли. Но фермеры Среднего Запада — не электорат Обамы и демократов, они по-любому будут против него голосовать...

Так что заявления ряда европейских политиков о необходимости "выйти из логики санкций", которые начали звучать после 6 августа, можно только приветствовать.

Но вот что делать с импортозамещением? Ведь наше сельское хозяйство как сидело без дешевых кредитов, госдотаций и налоговых льгот, так и сидит. А ЦБ повышает "ключевую ставку", а "заморозку" базовых тарифов в 2015-2017 годах грозят не просто отменить, но компенсировать нашим "естественным монополиям", а налоговые ставки растут, а...

Не будем еще раз оглашать весь список претензий отечественного реального сектора экономики в целом и агропрома в частности к правительству и Центробанку, но ситуация с контр-санкциями наглядно свидетельствует, что "так дальше жить нельзя!" И так дальше есть нельзя!

Потому что невозможно всерьёз противостоять Америке, осуществляя эмиссию рубля только в объемах долларовых запасов ЦБ, допуская бесконтрольный вывоз капиталов из России etc. в рамках "вашингтонского консенсуса". А без кредитно-финансовой базы нарастить выпуск отечественного продовольствия не получится. И если импорт из ближнего зарубежья придется замещать импортом из Латинской Америки и Азии, то, по большому счету, что это за импортозамещение? Шила на мыло?

Продовольственная безопасность — это не просто громкое словосочетание. Это, хотим мы того или нет, — один из важнейших элементов национальной безопасности. Во время Великой Отечественной войны американская тушенка и яичный порошок были не меньшей, а даже куда большей помощью для победы над Третьим рейхом, чем военная техника, которая поставлялась по ленд-лизу. Нынешние 36% импортного продовольствия на российском рынке (а для Москвы и Питера этот показатель колеблется в пределах 60-70%) на общую сумму в 43,1 млрд. долл., т. е. более чем по 300 долл. в год на каждого россиянина, — это не просто позор, но прежде всего свидетельство системной неприемлемости модели "глобального рынка" для нашего общества.

Даже Ираку после "Бури в пустыне" схема "нефть в обмен на продовольствие" была навязана в качестве запретительных санкций со стороны ООН. А в современной РФ та же унизительная ситуация вроде бы "так сама собой сложилась".

И если нынешние контр-санкции Кремля против Запада на продовольственном рынке приведут к пересмотру государственной политики по данной проблеме, что принципиально невозможно без смены социально-экономической модели российского государства и российского общества, это будет для всех нас (включая даже "креаклов") самым лучшим — хотя, возможно, и незапланированным — следствием нынешнего конфликта внутри Украины и вокруг неё.

1.0x