Авторский блог Марина Алексинская 14:56 10 октября 2018

Сядет ли Серебренников?

поговорим о «деле», причём начистоту…

19 октября закончится срок домашнего ареста художественного руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова. Режиссер обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), в организации хищения не менее 68 млн. рублей, выделенных в 2011‑2014 годах АНО "Седьмая студия" на реализацию проекта "Платформа".

По уголовному делу проходят также: гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин, экс-сотрудница Минкультуры РФ Софья Апфельбаум, экс-гендиректор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, продюсер "Седьмой студии" Екатерина Воронова (находится в розыске) и бывший главный бухгалтер компании Нина Масляева. (Виновной себя признала только Масляева, дело в ее отношении выделено в отдельное производство).

Известно также, что дело режиссера Кирилла Серебренникова направлено в Мещанский суд для рассмотрения по существу. Дата начала процесса пока не называется.

При этом резонанс вокруг дела — взрывоопасен. В круг его интересов втягиваются всё новые и новые силы. И оно понятно.

Вердикт суда по делу Кирилла Серебренникова станет ответом на вопрос: продолжит или нет государственный театр за счет государственного финансирования разрушать государство?

Таланты и поклонники

Меньше всего эти люди склонны к сантиментам. Ко всем этим пароксизмам плаксивости "о, сад мой!", о "шкафик мой родной", к чрезмерностям неуёмного восторга, уменьшительно-ласкательности, демонстрации ранимости души.

"Наглости! Больше наглости! — призывает их вождь и учитель. — Ну, вымрет тридцать миллионов. Не думайте об этом — новые вырастут!". Классика жанра — и фотография Анатолия Чубайса на могиле вдохновителя и организатора побед Льва Троцкого (Бронштейна). Клятва верности слову и делу "превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми".

Тем более разителен эффект.

В начале сентября на видеосайте YouTube появился фильм. "Театральное дело". Презентация фильма состоялась на радиостанции "Эхо Москвы". телеканал "Дождь", портал "Медуза" и другие "правильные" площадки подхватили его продвижение в массы.

И что обращает на себя внимание?

Как будто подменили этих людей.

Вместо "фирменного" отвязно-развязного стеба, вместо цинизма, превосходства гопника, похлопывающего по плечу Пушкина — сплошные розы-мимозы, душещипательные сцены, графики и картинки, выдавливающие слезу. Исчез даже набор дико модных фигур обсценной речи среди приблатнённого жаргона и англицизмов o'key и wow. Да и сам фильм сюжетно и композиционно выстроен таким образом, чтобы дать понять: речь идет о человеке исключительном.

"Мамочка и папочка, я делал всё, что вы хотели, — говорит такой родителям, — а теперь буду делать, что я хочу. Я ухожу с этого завода, я не могу жить в тюрьме".

Ключевое слово — тюрьма. Один из военных заводов Ростова-на-Дону. Ящик. Шарашка. Сюда герой фильма загремел по окончании университета, "походил один месяц", но… Будучи натурой тонкой, ломкой, глубоко интеллектуальной так и не смог вынести пыток решетками на окнах кабинетов, хмурым небом с копеечку, контролем сдачи-приема документов под грифом ДСП. Занялся творчеством. Как раз наступило время художников. Был замечен Москвой. Куда и приехал, чтобы показать козу рогатую спящим на ходу московитам, встряхнуть общественность "европейским современным театром".

Фильм не лишен свежести, пытлив и куртуазен, но — не оригинален. Есть в нем что-то досадно вторичное… Вот что. Давно это было. В 2003-м вышел на экраны фильм "Дитер Рот" режиссера Эдит Юда. Тот же богемный, задумчивый, истерзанный муками творчества герой. Тот же посыл — дать внятное доказательство незаурядности героя. Нью-Йоркский музей современного искусства и выставочный комплекс Базеля финансировали фильм Эдит Юда, а через год индекс аукционных цен художника Дитера Рота дал рост на пятьдесят процентов. Будем надеяться, что и вброс "Театрального дела" в мировую Сеть повысит его герою если не инвестиционную, то репутационную привлекательность.

Ну а пока:

"Документальный фильм о профессиональной деятельности Кирилла Серебренникова, — рассказала в эфире "Эха Москвы" Катерина Гордеева, один из авторов фильма. — Он должен объяснить непосвященному зрителю как именно работала организация, сотрудников, которых сейчас обвиняют в мошенничестве".

Ирония судьбы

"Организация" — это автономная некоммерческая организация (АНО) "Седьмая студия". Основана в 2011-м году Кириллом Серебренниковым для реализации проекта "Платформа" с целью расширить масштабы "современного искусства", перенести его на театральные подмостки.

О "современном искусстве" я столько раз говорила со страниц газеты "Завтра", что не будет лишним воспроизвести: "современное искусство" — оно не про искусство. Про информационные коммуникации, про бизнес, про механизмы смены культурных парадигм, про бархатные революции, про ту самую "мягкую силу", что без шума и пыли взращивает протестные страты, перекодирует с помощью операции лоботомии сознание человека, стирает с лица земли государства, перекраивает геополитические карты.

Ренессанс "современного искусства" в России принято относить на годы президентства Дмитрия Медведева. В 2009 году он выступил с Посланием президента Федеральному собранию, в 2011-м посетил выставку "современного искусства" в Мультимедиа Арт Музее, где встретился с писателями, артистами, певцами из пула "прогрессивных деятелей искусств" и повторил основные свои интенции о необходимости модернизации страны, о "современном искусств", что существует в других странах, а в нашей "влачит жалкое полуподпольное существование и очень мало кому интересно". Дмитрий Медведев призвал к развитию "современного искусства", пообещал ему поддержку и поощрения. В одном маху дал. Интерес к современному искусству и в других странах условный. В вечер премьеры двенадцатитоновой оперы "Бульвар одиночества" Ханса Вернера Хенце западная публика изнывала, "словно проделывала крестный путь от начала до конца и обратно".

Был среди "прогрессивных деятелей искусств" на встрече с президентом Дмитрием Медведевым и режиссер Кирилл Серебренников. Как рояль в кустах в его руках оказалась папка с презентацией "Платформы", проекта как раз по устройству и развитию "современного искусства". Дмитрию Медведеву проект понравился. 214 млн. рублей упало на проект от Министерства культуры. И вот уже Кирилл Серебренников хозяин-барин, в его распоряжении "Гоголь-Центр" как куст центра современного искусства "Винзавод", подарка бизнесмена Романа Троценко своей жене Софье Троценко, но — под государственным омофором.

На чужом несчастье, как говорится, счастья не построишь.

Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя, с более чем полувековой историей, упразднили специально под "Гоголь-Центр": старье, архаика — ругательски ругали — пустые залы, висит на шее государства. Трех лет не прошло, как супернавороченный "Гоголь-центр" — под колпаком банкротства. В результате проверки были обнаружены "довольно серьезные экономические проблемы", нарушения в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Ну и пошло, как по нотам. Крах "Гоголь-Центра" потянул за собой крах "Платформы", "Платформы" — "Седьмой студии"… Заговорили о мошенничестве в особо крупных масштабах…

Кстати говоря, тогда-то непосвященный зритель и услышал впервые о Кирилле Серебренникове, "режиссере с мировым именем".

Триада

"Процент людей, определяющих не только политическую, но и общекультурную повестку — ничтожен, — цитирую журналиста Андрея Бабицкого. — В России с 90-х годов этой прослойке удается удерживать дискурс вокруг запущенных по кругу тем о "свинцовых мерзостях" российского быта, тупиковости российской истории, чудовищного настоящего и беспросветного будущего. В настоящее время — это своего рода культурный код. Не продемонстрировав знакомство с ним и абсолютную лояльность составленной на его основе оценке событий, ты не можешь попасть в круг избранных — закрытую секту, являющуюся негласным лидером в областях, связанных главным образом с творчеством".

Формирует и определяет "круг избранных" — триада, стержневые проекты которой (по мере необходимости корректируются) таковы:

1. Медиа-ресурсы: "Look at me", "Openspace.ru", "Slon.ru", "Lenta.ru", "Сноб", "Большой город", "The Village", "I’m Siberian.ru", "Colta.ru", "Fur Fur", "Партизанинг", "Royal Cheese", "Метрополь", ТК "Дождь", "Эхо Москвы" и т.д. и т.п.

2. Общественные пространства: ЦПКиО имени Горького, Библиотека Дизайна, Парк и школа искусств "Музеон", московские пространства, включая ряд ресторанов, баров и коворкингов.

3. Многофункциональные культурные центры: бар-институт "Стрелка", центр современного искусства "Гараж", Мультимедиа Арт Музей, дизайн-центр "Флакон", клуб "Солянка", Московское выставочное объединение "Манеж", театры "Практика", Театр.doc, Гоголь-центр и т.д. и т.п.

Каждый проект в той или иной степени завязан на другой, каждый продвигает и рекламируют другой. "Нет ни малейших сомнений, — отмечают специалисты, — что реализуются они единой по своим интересам и ценностям группой российской элиты".

И мы эту элиту знаем. Ценителей эпатажа, "насилия, секса и смерти" — темы, с которой "выстрелили" еще в начале 90-х "Молодые британские художники", спектакля "Гора Олимп" от Яна Фабра в Эрмитаже, "Смерти Сталина", "абсолютного пасквиля на нашу страну, народ и правителей" от Иануччи Армандо в кинотеатре "Пионер", спектакля "Нуреев" от Кирилла Серебренникова в Большом театре. Русофобия, антисталинизм, верность ЛГБТ, презрение к Русской православной церкви — программные ценности, система опознавания "свой-чужой".

Кирилл Серебренников — креатура этой элиты. Бенефициар его назначения на должность художественного руководителя "Гоголь-Центра" — Сергей Капков. Политтехнолог из команды олигарха Романа Абрамовича, активный помощник Бориса Немцова на губернских выборах, член Высшего совета партии "Единая Россия", директор Департамента культуры Москвы (2011‑2015).

Власть и секс

Режиссер-радикал с "нестандартным взглядом на российскую действительность", он не знает ни запретов, ни табу, ни нормы, ни совести… с ловкостью скорняка он сдирает старые обои со стен русского театра. Секс как способ раскрепощения тела и высвобождения духа — его ноу-хау, "власть и секс" — главные темы, о чем сообщают "жирные кроты", мэтры театральной критики.

Кирилл Серебренников ставит "Пластилин", спектакль, где герой-подросток "лепит из пластилина фаллос до колена". Придумывает "Похороны Сталина", проект как "реакцию на предпринимаемые в последнее время попытки сталинизации страны и реабилитации кровавого диктатора, как своеобразный ответ на открытия памятников убийце". "Все эти Сталин поднял страну из руин", "Сталин выиграл войну" лично Кириллу Серебренникову слышать "мучительно больно". Бьет по православным попам и Путину демонстрацией фильма про Pussy Riot, когда те чаи распивают с Хиллари Клинтон в Белом доме… Как бы немножко маркиз де Сад, он увлечен еще "сценическим развратом". Показывает скандально известный фильм "Жизнь Адель" про детей-ЛГБТ, "заряжает" публику "зажигательным танцем" десятка голых мужиков в анфас и в профиль, поговаривали — в пору работу над "Нуреевым" — он и премьера Большого театра заставлял голым носится по сцене. Вообще, работа с "абсолютно голыми людьми" чрезвычайно важна для Кирилла Серебренникова. "Невероятный, — как сказал бы режиссер, — еxperience".

И очевидно, "еxperience" этот имеет свою целевую аудиторию, свою публику. Как имеет свою публику "улица красных фонарей" Парижа или Амстердама, стриптиз-клубы или фирмы сексуально ориентированного бизнеса Стэнфорда или Нью-Йорка или же сеанс Энтони Роббинса, автора бестселлера по лайф-коучингу, в Олимпийском.

Вопрос: за чьи деньги?

Вопрос встал ребром, есть версия, после внушительных торжеств в центре современного искусства "Гараж" по случаю присвоения государственной премии "Инновация" арт-группе "Война" за акцию на Литейном мосту. Монолит российской элиты дал трещину, стали наблюдаться тектонические сдвиги…

А вскоре — и "Русская весна".

Сергей Капков при всем благоприобретенном европейском лоске покинул вельможное кресло в мэрии Москвы. Кирилл Серебренников еще в вихре экзальтации и обожания хипстеров… Но что-то подсказывало уже: король-то — голый!

Тупик

"А был ли мальчик?" — яблоко раздора "Театрального дела". Состоялся ли в рамках проекта "Платформы" спектакль "Сон в летнюю ночь"?

Следственный комитет РФ выражает неуверенность в существовании спектакля, предъявляет Алексею Малобродскому обвинение в хищении денег, выделенных на "Сон в летнюю ночь".

Кирилл Серебренников настаивает: "Сон в летнюю ночь" был, обращается к публике повлиять на Следственный комитет, доказать факт существования спектакля, заявить о "невиновности товарищей, попавших в беду".

Факт: сумма хищений с 68 млн., выделенных на проект "Платформа", подскочила до 133 млн. рублей (показания бухгалтера Нины Масляевой) обнулил проблему. Ни Кириллу Серебренникову, ни его товарищам не до сна. Да и калькуляция расходов на другой "богатый" спектакль, что представлена в "Театральном деле", смахивает на подставу: раскладушка-винтаж из подмосковного сарая, клизма образца 60-х, пластиковые рейки и т. д и т.п. — итого, под миллион рублей.

Сакральная жертва

"Ну, я, наверное, хамелеон. Я хамелеон. Я как-то быстро подстраиваюсь…"

Признание Кирилла Серебренникова в такого рода гуттаперчивости, способности приспосабливаться, "менять окраску тела" не может не вызывать обеспокоенности.

"Театральное дело" все ближе и ближе к развязке. Вердикт суда — тайна за семью печатями. Гадают как на кофейной гуще. Одни говорят: отправят, куда Макар телят не гонял, другие — германским поездом в Германию… Так невнятно, так тягомотно, так муторно долго длится процесс, что Кирилл Серебренников как новая "сакральная жертва" устроил бы любого, примирил бы друзей и врагов.

Друзья, "просвещенные либералы", им только дай повод, только кинь кость, чтобы скрежеща зубами вгрызться в "проклятый режим", в "кровавую гэбню", в "карательную медицину в СССР". Чёрные "воронки" уже в засаде, ждут интеллигента в очках, нового Мейерхольда.

Враги, "православные активисты" или "вечно обиженные", махнут рукой: еще одной заразы в Москве меньше станет. Подумать только, сколь всемогущ был Марат Гельман энд Ко?! Чуть отрегулировали потоки государственного финансирования — и поминай Кощеево царство, как звали.

Бонус получат и "заокеанские кураторы". Немецкое издание Die Welt получит ещё один шанс повторить: "Это похоже на то, что описал Джулиан Барнс в романе „Шум времени" о композиторе Шостаковиче. Времена, когда художники спали на чемоданах, откликаясь на каждый подозрительный шум, услышанный в прихожей, кажется, вернулись".

Итак, финал "Театрального дела" пока еще открыт.

Faites, votre jeu! Делайте ставки!

Фото: «И мы эту элиту знаем»

1.0x