Сообщество «Изборский клуб» 00:00 23 октября 2014

Святость русского оружия

на поле Куликовом

Заседание Изборского клуба, посвящённое Святой Руси и святости русского оружия, проходило в Тульской области, на просторах которой раскинулось священное для русского мира Куликово поле.

Владимир Груздев, губернатор Тульской области.

Хотел бы вас поблагодарить, Александр Андреевич, за прекрасную идею посетить Куликово поле, нашу губернию в юбилейный год 700-летия Сергия Радонежского. Вклад преподобного Сергия в становление государства российского велик. Без его пасторского слова тех побед, которые русские дружины смогли одержать на поле Куликовом, могло и не быть.

Сегодня остро стоит, как и испокон веков, вопрос сохранения государства российского. И неслучайно разговор о святости русского оружия ведётся на тульской земле. Город-герой Тула — оружейная столица России, и до сих пор играет важную роль в производстве оружия и сохранении оружейных традиций.

В последние годы страна не производила оружия так называемой ядерной триады. Нас убеждали, что не нужно оружие — наступила эпоха всеобщей любви. Но туляки — великие люди. Они работали ради Родины, вопреки многому сохранили промышленность — 25 крупнейших предприятий у нас работает. И производят в том числе такое оружие, как "Панцири". А ещё около 2 лет назад вопрос — ставить ли "Панцирь" на вооружение — серьёзно обсуждался в Министерстве обороны. И поставили на вооружение только благодаря Сергею Шойгу.

Многие события, которые происходят у нас, отражают состояние страны в целом. И мы понимаем, что впереди у России очень серьёзные испытания, что наша продукция нужна для защиты нашей Родины. Тульская область исконно русская — под русскими я понимаю весь многонациональный народ — православная территория, соль земли русской. Она всегда защищала Москву как символ российской государственности, столицу великой России. И будет защищать впредь.

Александр Проханов, писатель, председатель Изборского клуба, главный редактор газеты "Завтра".

Когда, Владимир Сергеевич, дорогие друзья, мы ехали по вашим удивительным просторам, среди серебряных и лазурных полей, душа ликовала. И всё побуждает нас говорить о таинственном, возвышенном и прекрасном, с чем связаны вся русская жизнь и вся русская история — о Русском чуде, Святой Руси, о святости русского оружия. О том, что же есть Святая Русь вчера, сегодня и завтра. Определить эту актуальную метафизическую, религиозную, богословскую категорию.

Понять, что такое Святая Русь, требует драматический момент сегодняшней русской истории. Связан он с тем, что ныне (как и прежде) на Россию направлены очень грозные воздействия извне. Запад пришел сюда на этот раз не с копьями, не с мечами и даже не с танками "Тигр". Он пришел с новой агрессивной русофобской культурой, направленной на уничтожение государства российского. А государство российское после 1991 года — очень молодое, хрупкое, находится в стадии становления. У него масса уязвимых мест, и эти уязвимые места нащупаны противником, он изучил нас, он хорошо знает, потому что после 1991 года его нога ступила на нашу землю и уже не уходила. Он знает нас гораздо лучше, чем мы его, и он витает там, где мы его не обнаруживаем.

"Холодная война", о которой говорят как о некой гипотезе, как о некой возможной реальности, идёт, мы живем в атмосфере "холодной войны-2", еще более грозной, чем та "холодная война-1", разрушившая Красную империю.

Принято считать, что Америка является прагматическим государством, что американский ум — это рациональный ум, умельца, инженера, конструктора, что американская цивилизация — это цивилизация разума, основана на причинно-следственных представлениях о мире. Но это заблуждение, потому что с некоторых пор американская цивилизация проникнута культом денег. Это не геополитическая и даже не идеологическая империя — это финансовая империя. И это не просто банковские счета, ценные бумаги. Финансовая система — это система, связанная с культом Золотого тельца. Золотой телец — это не символ денег. Это религия. Это символ представлений о мире, о мироздании. В центре мироздания, в котором царит Золотой телец, может быть, царит и сам князь тьмы. И американское миросознание — это сознание таинственной религии злата, религии тьмы, поклонения огромному космическому насильнику, что противодействует замыслу Творца, эскизу, который Господь предложил миру — в котором развивается богопознающее и самопознающее себя человечество.

В свое время американский президент Рейган назвал Советский Союз "империей зла". Это был метафизический приговор. И под это метафизическое зло, натравливая на Советский Союз все остальное подвластное американцам человечество, были разработаны технологии уничтожения СССР. А совсем недавно Обама назвал Россию главным источником мировой нестабильности, мирового зла. И это тоже призыв к походу на Россию, призыв под эту метафизическую формулу подверстать самые разные технологии. И эти технологии брошены сейчас на нас.

Они направлены в первую очередь на уничтожение государства российского, на уничтожение всех основ, символов, которые и делают государство государством. Ведь государство государством делают не армия, не флот, не финансовая система, не дипломатические корпуса и даже не пространство, а символы, представления, смыслы, понятия. Если эти смыслы крепки, выработаны в недрах народа, то государство стоит. Если эти смыслы поколеблены, государство превращается в бесформенную медузу и становится добычей стоящего у порога этого государства хищника.

На заседании Валдайского клуба президент Путин выступил с речью, где среди других постулатов обвинил современный Запад в том, что он, Запад, отошел от традиционных христианских ценностей, превратился в машину, фабрикующую зло, что содомитские тенденции современного Запада представляют огромную угрозу для всего остального человечества. И это был наш, русский, путинский метафизический ответ на американскую угрозу.

Они бросили в нас это раскаленное ядро ненависти, которое должно было нас уничтожить, разорвать. Мы ответили им тем же самым. Мы сказали, что если ты, Запад, превращаешся в содомитское государство, то здесь, по другую сторону баррикад, царят традиционные ценности, причем не только христианские, но и мусульманские, и иудаистские ценности. Речь Путина сделала его лидером всего монотеистического мира.

Дипломаты, военные, конспирологи, конфликтологи до конца не понимают смысл происходящего. Движение флотов, создание американских баз, санкции, "список Магнитского", удары по нашим корпорациям… Они думают, что это и есть основа борьбы и войны. Но это следствие, это проекция метафизических, космогонических схваток, которые происходят в современном мире. Поняв эти схватки, их природу, закономерность, можно понять сложнейшую полифонию схваток в других сферах, в других зонах сегодняшнего человечества.

Когда Путин обвинил Запад, назвав его, по существу, инфернальной средой, он противопоставил этому другой мир — наш с вами мир. И задача современных русских религиозных философов, священнослужителей, мыслителей, художников в том, чтобы тот объем, в котором была произнесена речь, наполнить определениями: какой же образ мы противопоставляем нашему врагу? Какой идеал живет среди нас, заставляющий нас давать отпор этому чудовищу, не подчиняться ему, защищаться? Что заставило Дмитрия Донского выйти на этот бой? Что он защищал? Свои чертоги? Конечно. Свои нивы и поля? Конечно. Свои великие русские пространства? Конечно. Но он главным образом защищал те великие, прекрасные и таинственные смыслы, что дарованы русскому народу православием. Добывать эти смыслы — задача каждого поколения русских людей и каждого верующего русского человека. Не даются эти смыслы даром. Это результат огромного труда.

Для одного человека — это результат духовного индивидуального труда, а для народа — это результат гигантского исторического труда. Мессианство русского народа и заключается в том, чтобы постоянно взыскивать эти райские смыслы, пытаться создать здесь, на земле, хотя бы подобие рая, внести в нашу жизнь благодать, любовь, прощение, красоту, божественную справедливость. Потому что русское сознание даже в языческие времена мечтало о вселенской справедливости. Наши волшебные сказки — жар-птица, молодильные яблоки, живая вода — постоянные мечты о чуде воскрешения и бессмертия.

Что такое образ Святой Руси, ради которого мы столько несем страданий, так часто умираем за него, не отдаем на откуп врагу? Что такое Святая Русь? Эти формулировки имеют и каноническое звучание. Но помимо них есть масса линий, поэтических образов и метафор, И ни одна из них не должна быть потеряна.

Смысл существования русского народа — в создании идеального мирового бытия. Русские не просто пашут землю, строят дома и храмы. Они являются мессианским народом и несут в мир божественную заповедь, чтобы люди жили по совести, по правде, по райским принципам, по новозаветной молитве "Отче наш". В этом смысл русского народа, всей русской истории. И русский народ, русская история, русское государство, при всём иногда кромешном состоянии нашей жизни, при всей жёсткости, а иногда и жестокости нашего правления, при всех бедах и пожарах, которые вокруг нас бушевали и бушуют, всё равно несёт в себе светоносную мечту о божественном бытии.

С этой проповедью мы обращаемся не только к себе самим, но и ко всему миру. Мы говорим: мир, ты живёшь не по правде. Мир, ты погряз во зле. Мир, ты погряз в богоотступничестве.

Для того чтобы подавить очаг этой мировой проповеди, они присылают сюда Стефана Батория, Наполеона, Гитлера. Сейчас они присылают сюда магистров "холодной войны". И русский народ отражает эти нашествия огромной для себя ценой. А эти отражения ведутся из века в век — русским оружием. Ведутся копьём Пересвета, стальным наконечником, булавой, палицей, мортирой, пищалью, мосинской трёхлинейкой. А сегодня — "Искандерами", подводными лодками класса "Борей" и нашими орбитальными группировками. Получается — русское оружие защищает райские смыслы. Рай является полем битвы, где Россия сражается с супостатом. И русское оружие можно назвать райским оружием.

Святость русского оружия древнего и нынешнего объясняется святой борьбой, священным сражением, которое ведёт Россия за то бесценное состояние, что даровано человечеству — за божественную православную правду.

Великая Отечественная война. Это, конечно, была война идеологий — фашистской и советской. Это была война геополитическая — немцам хотелось отхватить территорию до Урала. Это было и военное соперничество. Но это была прежде всего, война двух гигантских космогонических концепций: фашистской космогонической концепции тьмы, мрака, победы одного народа над всем человечеством. И другой космогонии — космогонии русского света, русского блаженства и рая. Это была одна из самых великих религиозных войн в истории человечества. И в этих войнах советский народ, русский народ понёс неисчислимые траты. Тридцать миллионов погибших на этой войне — это христовы жертвы, это тридцать миллионов агнцев, которые Россия принесла на божественный алтарь, коллективная Христова жертва. Это столь великая жертва, что можно истолковывать эту войну как войну, которую вёл сам Христос против супостатов, против своих противников. И на полях брани под Москвой, Сталинградом, Курском, Берлином совершилось второе пришествие. Его все ждут, Но оно уже состоялось. Тридцать миллионов, сражавшихся и погибших — это и был коллективный Христос. И советское оружие — ППШ, трёхлинейки, "Катюши" — было в руках Господа.

Потому оружие Великой Отечественной войны, советское оружие — священное. Это — всё то же копьё Пересвета со сверкающим наконечником, которым Россия отражала образ тьмы.

Вся история России — это история битв, которые ведёт российское государство с тьмой, с преисподней. И в этих битвах участвует великое русское оружии. И история этих священных битв делает русскую историю священной историей. И оружейники, о чём уместно сказать именно в Туле, которые из века в век создают в своих КБ русское оружие, создают в системе "Сплав" современное оружие, установки залпового огня, создают "Панцыри", "Корнеты", пишут эту священную историю, а значит, являются своего рода богословами.

Олег Розанов, предприниматель, руководитель аналитического центра "Копьё Пересвета".

Здесь, на тульской земле, встретившей нас солнцем, светом, вспоминается строки Есенина: "Буераки, пеньки, косогоры, отпечалили русскую ширь". И я остро чувствовал, что буераки, пеньки, косогоры гармонизировали русскую ширь, что это та земля, на которой хочется жить, за которую не жалко и жизнь отдать.

С точки зрения западного практического гуманизма, это совершенно ненормально — отдать жизнь за землю, на которой живешь. Но таково мировоззрение русского человека, который с рождения своего впитал великий подвиг предков по собиранию земель в единое целое, в единое пространство.

Сейчас приделы русского храма собираются. Крым — это один из приделов Русского мира, Новороссия — такой же важный придел, как и тульская земля. Мы переживаем великое время — время собирания земель, время выстраивания новой русской традиции. Метафизика русской жизни парадоксально заключается в том, что, обороняясь, Россия прирастала. Все войны, которые вела Россия, были оборонительными. И сейчас на нас напали — через важную часть русского мира — Украину. И мы, обороняясь, прирастили свои территории. Крым. Это оборона или нападение? Новороссия — оборона или нападение? Обороняясь, мы увеличиваемся.

Мы переживали много империй, рушились системы политические, но целым, единым оставались Русский мир, русская цивилизация, церковь православная. Вряд ли мы построим рай на земле, но наша задача — не дать утвердиться аду на всей земле. Россия сейчас — тот самый бастион, который не дает утвердиться мировому аду, поэтому по нам наносят такой удар, такая льётся ненависть.

Мир во всём мире, как это ни пафосно звучит, держится на российском ракетно-ядерном щите. Если бы не было ядерного оружия у России, не было бы сдерживающего фактора, мир бы давно был бы нарушен. Новороссия показала: без сильной России гармоничного мира не будет.

И пока жива Россия, пока жив последний русский православный человек, мы не дадим утвердиться аду не только на своей земле, но на всем земном шаре. Такова миссия русского человека, Русского мира, Святой Руси.

Алексей Комогорцев, главный редактор альманаха "Волшебная Гора".

Вся история человечества — история войн. И история человечества — это история оружия. Но главное оружие — это люди, которые куют оружие и его используют во имя каких-то идеалов. Русское оружие направлено на защиту святости, на защиту не только русской земли, но и русских смыслов, русского цивилизационного проекта. А это в первую очередь построение царства правды на земле. И именно русское оружие позволяет русскому человеку выживать в этой агрессивнейшей среде. Святость русского оружие связана со святостью русского человека, под которым я понимаю и мордвина, и татарина. Русский — это состояние души.

Александр Нотин, руководитель культурно-просветительского сообщества "Переправа".

Для меня Святая Русь — это церковь. Понимаемая в самом глубоком, светоотеческом, евангельском смысле слова. Церковь зримая и незримая, церковь живущих и прежде почивших, и еще даже не родившихся наших братьев и сестер во Христе. Церковь — это душа государства. Государство — оно, как тело, обнимает церковь, защищая его от энтропии, от радиации внешнего мира.

Когда пытаются рассечь русскую историю на куски, выделяя, скажем, советский период, разделяя историю на отдельные элементы и противопоставляя их друг другу, мы должны понимать, кто этим занимается. Этим занимается дух противления, ибо Господь говорит: "Кто со мной не собирает, тот расточает".

А как раз в советский период произошло фактическое возрождение нашей церкви после тех серьезных потрясений и болезней, которые она перенесла в период окончания романовской империи, когда, по словам Тихона Задонского, православие неприметным образом уходило из России. И потом в ГУЛАГовских застенках, на Бутовском полигоне, в ссылках начал сиять фаворский свет мученичества.

Сейчас Святая Русь вступает в самый яркий,трудный и одновременно самый блистательный период своей истории, поскольку мы выходим из почти векового пленения, из страшных мучений, испытаний войнами, революциями, социальными экспериментами. Вступаем в период победоносный, в период, когда состоится возрождение.

Святость русского оружия ныне состоит и в том, что Россия играет роль удерживающего. Это требует от нас внутренней мобилизации. Зло в мире разрослось. И оружие, направленное против зла — оружие священное. Держать зло силами зла невозможно. Это будет порождать умножение зла.

Святая Русь будет транслирована в мир через людей. Сам человек — носитель Святой Руси.

Кирилл Фролов, руководитель отдела Института стран СНГ по взаимодействию с Русской православной церковью

Тема, которую хотел бы осветить, — "Святая Русь как реальность".

Святая Русь — это не только философская категория, это не абстракция. Нет, Святая Русь — это документ Священного Предания нашей церкви, именно богослужебный текст на День Всех Святых земли русской. "Русь Святая! Храни веру православную, в ней же тебе утверждение!" То есть это богослужение, это предание церкви, догматическое предание. Святая Русь — это обязательное учение, это часть православия.

То же самое учение о Москве — Третьем Риме. Именно Москва — важная часть этого учения. Это тоже часть предания нашей церкви. В грамоте константинопольских патриархов на установление патриаршества Московского XVI века указывается, что Московский патриарх именуется патриархом Московским и Всея Великая Малая и Белая Руси и северных земель, Третьего Рима. То есть Москва приняла эстафету павшего Второго Рима — Византии, катехона, государства, удерживающего зло. То есть хотим мы или не хотим — да отстаиваем Святую Русь и Москву — Третий Рим. Обязаны это делать, потому что это часть церковного предания.

В эпоху преподобного Сергия в каждой семье был святой. Это была реальность — общенациональный уклад, который делал все для того, чтобы человек попадал в Царствие Небесное. И наша задача — создать государство и общество, в котором все ведет ко спасению.

Святая Русь — это и политическая реальность, причем реальность отнюдь не пацифистская. За Святую Русь стояли святые правители, святые воины.

И, безусловно, хулой на Святую Русь является изображение Святой Руси как пасторали, исключительно укорененной в прошлом. Нет, Святая Русь — это одновременно и в самом лучшем смысле мегасовременное общество — технологическое, с новейшей технологичной промышленностью, с мощной армией, с атомными ракетами. Это все Святая Русь, которая должна быть впереди, а не позади мира, что отпадает от Христа.

Сейчас в мире происходит непосредственная и прямая религиозная борьба, борьба добра и зла. Обама прямо и откровенно говорит, что целью политики США является дехристианизация, поддержка гомосексуалистов и лесбиянок. То есть люди, которые разрушают остатки христианства, восстали на Господа, — это передовой отряд Обамы.

Война в Новороссии — это передовая борьбы добра и зла. Но такая же борьба во всей остальной России. Наши противники предельно откровенны. Обама объявил Россию главным злом, сказал, что мы должны быть уничтожены. Значит, мы обязаны поднять знамя Святой Руси! Мы должны всем народом, начиная с главного правителя, облечься броней не только современных видов вооружений: вооружений информационной войны, организационной войны, но и броней церковных таинств. Святейший патриарх Кирилл неоднократно говорит о том, что политический идеал русского народа, в отличие от других политических идеалов, в том числе противостоящих нам сил, четко, ясно укоренен в святости. Он говорит: "Давайте говорить о просвЯщенном патриотизме". Он, таким образом, утверждает Святую Русь и идеалы святости, обóжение как норму в общественно-политической жизни. И поэтому, противопоставляя тому миропорядку, который хотят построить слуги Антихриста, мы вправе и обязаны утвердить Святую Русь в пределах нашей исторической территории русской земли и распространить ее как можно шире. Это оправдание нашей государственности, державности и имперскости. Это наш долг.

Святейший патриарх Кирилл в 2008 году, когда еще был митрополитом, впервые произнес: "Россия, Украина и Белоруссия вместе есть Святая Русь". Он четко указал: наша задача — быть Святой Русью в пределах России исторической.

Вспомним, сколько среди наших святых воинов! Есть собор тульских местночтимых святых. А может быть, нужно учредить собор святых оружейников? И в рамках всех русских святых учредить собор святых правителей России, собор святых воинов Руси: от преподобного Ильи Муромца до Евгения Родионова.

В Новороссии Святая Русь борется. Но без оружия она не победит. Но без русского оружия убьют нас всех, убьют нашу страну. Наша задача — выстоять и победить.

Андрей Жуков, кандидат исторических наук.

Все народы выделяли четыре части света: север, юг, восток, запад. Если представить круговую диаграмму, разделённую косым крестом на четыре конических сектора, то с точки зрения метаистории на протяжении существования человечества были четыре метацивилизации: восточная, западная, северная и южная. Восточная. Западная — это Европа, Северная Америка. Северная — это различные цивилизации древности, жившие на территории Евразии, и последние тысячелетия это — русская цивилизация. Южная — это Африка и Латинская Америка. Русская цивилизация никогда не воевала с южной цивилизацией. Африка тянулась к нам, сейчас Латинская Америка идёт к нам. Есть противостояние вертикальной оси и горизонтальной. Противостояние России и Запада — это противостояние не востока и запада, а запада и севера. Это антитеза между горизонталью и вертикалью. Россию на протяжении истории давили либо западная цивилизация, либо восточная. Сцепка север—юг идёт по вертикальной оси, вокруг которой земля вертится. Недаром Урал называют хребтом мира — он расположен вдоль оси. И русская цивилизация защищает не только северный сектор мира, северную цивилизацию, но и южную. Святость русского оружия, функция русской цивилизации — защита оси, вокруг которой земля вертится.

Виталий Аверьянов, доктор философских наук, исполнительный секретарь Изборского клуба.

Понятие "Святая Русь" напоминает оксюморон, то есть совмещение несовместимого, в нем есть какая-то чрезмерность. Потому что отождествляется и соединяется замирное, надмирное, то, что было до всего, и реальное, имеющее географические и исторические очертания, имеющее этнического носителя. Это слово — кентавр. Оно задало нам загадку, народ задал загадку.

Словосочетание "Святая Русь" достаточно древнее. Через русский фольклор — эпические произведения, духовные стихи, былины — через всю русскую эпическую традицию проходит этот пронзительный лейтмотив. Это резервуар, из которого питается вся русская речь. И Пушкин питался оттуда, и Достоевский, и Лесков, и современные писатели — все там находят свои источники. И понятие святорусской земли — иногда светлорусской земли, иногда светорусской — присутствовало очень давно, и оно действительно было формирующим само пространство смысла. Значит, для нашего народа, для десятков поколений сказителей, которые передавали из уст в уста эти произведения и для которых эти произведения были самым дорогим и самым ценным, это словосочетание, этот концепт, эта идея, этот идеал был главным.

В нашей академической традиции — историки, культурологи — говорят преимущественно о книжной традиции. А книжная традиция является заложником памятников исторических, большинство из которых утрачено. И получается, что впервые термин "Святая Русь" чуть ли не Андрей Курбский употребил. Но это не так. Сейчас уже и более древние источники находят, и преподобный Максим Грек употреблял этот термин, не говоря уже о том, что еще раньше и народ-то наш даже называли святым. Например, греческий патриарх Филофей так называл, в XVII веке Павел Алеппский — известный архимандрит, путешествовавший по России, подтвердил своими наблюдениями, что это святой народ.

Для многих русских понятие "Святая Русь" представляет собой что-то вроде метонимии и переноса понятия "Святая земля". У патриарха Никона это выразилось в грандиозном проекте Нового Иерусалима. У многих художников есть эти мотивы. У Сергея Есенина практически вся поэзия построена на метонимии Святой земли: он видит везде в русской природе и явлениях русской жизни образы Библии, Ветхого Завета, образы Палестины и Святой земли.

Понятие Святой Руси было дорого для русских людей еще на заре Крещения Руси — в те древние времена.

Русь, если взять ее в целом, не свята, Русь разная есть — и грешная есть, и падшая. А вот Святая Русь — действительно некая персонификация этого идеала, некая сущность. Вспомним славянские имена Святополк, Святослав, Святовит, Светозар, Радосвет, Добросвет. Пересвет — это тоже еще дохристианское имя. Оно означает "в высшей степени светлый, пресветлейший". Святая Русь — это определенный горизонт, который задали наши предки и в свете которого мы можем мыслить идеалы развития своей нации, России.

Мне кажется, что в понятии Святая Русь несколько главных идей. Первое — это вселенский характер. Это следует из русского фольклора. Наши сказители, наш народ постоянно говорили о том, что все, что происходит в священной истории, происходит на Святой Руси. Вплоть до того, что солнце в раю осветило землю святорусскую.

Для русского народа в его традиционном понимании "Свята Русь земля — это всем землям мать".

Помимо вселенского еще важный аспект заключается в том, что при том, что Святая Русь — вселенская, она еще и имеет конкретное географическое воплощение. То есть, будучи одновременно предметом сакральной географии, чем-то выходящим за пределы обычно понимаемого исторического, географического пространства, она имеет локализацию. Это своего рода парадокс. Как это может быть? Мне близко объяснение, что конкретная географическая Россия оказывается чем-то вроде иконы Святой Руси, она является таинственным пространством, на которую она проектирует своего рода экран сакральной Руси. Поэтому, когда посягают на Россию, для русского человека это означает не просто нападение на его дом, это посягают на икону высшей вечной Руси, высшей реальности.

Важнейший вывод, который мы можем сделать, что Святая Русь в ее духовном средоточении представляет собой молитву. Но внешне в деяниях десятков и сотен тысяч ее героев, защитников она проявляется в воинском подвиге, воинствующей справедливости, праведном гневе. В этом смысле Святая Русь поворачивается во внешний мир как сила воинствующая, как своего рода кулак.

Приведу цитату преподобного Иосифа Волоцкого: "Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойти и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся, ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою рану".

Это освящение руки-раны, мученической раны за Христа, за идеалы Святой Руси — неотъемлемо в русской истории. Это суть, плоть от плоти присуще святоотеческой традиции и нашим представлениям о Святой Руси.

Сергей Цепляев, заведующий отделом экскурсий и туризма музея-заповедника "Куликово поле".

Святая Русь — это абсолютно космическое понятие. Да, государство, народ — это неотъемлемые части Святой Руси. Но ещё одна важная часть — это память. Сама Куликовская битва не могла возникнуть без очень важных процессов, которые происходили в тот период. Можно их условно назвать "ментальной революцией". А процессы были связаны с осознанием своей истории, своего прошлого. Важно понимать, что речь идет не о знании истории, а осознании. Потому что знание истории происходит из нашей головы — это факты. А осознание происходит из нашей души, это нечто большее, чем знания.

В XIV веке происходит осознание своей истории, и именно это осознание привело в дальнейшем и к Куликовской битве, и к формированию единого русского государства. Ведь недаром именно XIV век подарил нам таких людей, как преподобный Сергий, Стефан Пермский, Андрей Рублев. Очень важный факт — это осознание, что такое Батыево нашествие. Ведь Батыево нашествие было грандиознейшим потрясением для всего мира.

Именно в XIV веке в недрах русского государства родилась теория, что Батыево нашествие — это наказание за грехи, за грехи братоубийства. Ярополк Окаянный убивает Бориса и Глеба, проливается братская кровь на русскую землю. Сюжет абсолютно библейский. А для людей XIV века Библия не была книгой в нашем понимании. Библия — это путь к действию, путь к спасению.

Поэтому, когда пришло осознание того, что русская земля проклята братоубийственной кровью, произошло и понимание, как действовать. И здесь фигура преподобного Сергия действительно огромна, потому что именно преподобный из рядового военно-политического события, которым могла стать очередная битва, превратил Куликовскую битву в событие не столько военно-политическое. Куликовская битва, или Мамаево побоище, как его называли современники — это событие не военно-политического характера. Историкам известно порядка 150 сражений между русскими и золотоордынцами в разные периоды. Куликовская битва не является самым крупным с военной точки зрения событием. Но с точки зрения духовного содержания — это крупнейшее событие русской истории.

Что же произошло в этот момент? Осознание себя как нации, как народа. Это осознание произошло именно на этой исторической почве, почве памяти и сохранения того, что накоплено, и передачи его дальше.

Благословение преподобного Сергия буквально в нескольких словах содержит очень важную идею. Когда Дмитрий приходит к Сергию, тот говорит: "Если враги наши хотят золота — дай им, если хотят чести — отдай и это, но за землю русскую и веру православную — стоит пролить кровь наподобие самого Христа". И Куликовская битва превращается из рядового военно-политического события в битву-искупление.

Память трансформируется, меняется, это не мертвая догма, она живет своей жизнью.

Сегодня мы воспринимаем Куликовскую битву уже не как битву-искупление, а как исток русской государственности, как место, где родилась Русь.

Когда мы проводили социологические срезы в музеях, более половины респондентов сказали, что они едут на Куликово поле не за знаниями, не отдохнуть на природе, но чтобы почувствовать память, свои корни.

И хочу пожелать, чтобы наше государство, наша церковь не оставляли ту работу и ту деятельность, что направлены на поддержание, развитие этой памяти. Если наши поколения не смогут ее сохранить и передать, произойдет разрыв связи с прошлым.

Игумен Христофор (Бойчук), настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле.

700 лет со дня рождения Сергия Радонежского. Он являлся идейным вдохновителем и Дмитрия Донского, и его войска на Куликовскую битву.

10 лет назад я пришел к монументу Сергию Радонежскому и Дмитрию Донскому и почувствовал огромнейший дух Святой Руси, силу благодати. И чаша, которую преподобный наполнил благодатью, всегда полная, она всегда изливается на нас: берите, учите и идите в мир.

Благочестие человека… К благочестию подвигает святой храм. Храм — это здание, которое строится из кирпича, дерева, камня. А церковь — это люди. Благочестивая жизнь… Когда народ жил развратно, Господь сказал праведному Лоту: "Я сожгу эти города, потому что грехи вопиют к Небу". Праведный Лот начал уговаривать: "Господи! Пощади этих людей". Господь сказал: "Если я найду десять праведников, из-за десяти праведников я буду терпеть это беззаконие". Не нашлось. "Если пять найдется…" — Не нашлось. "Если три найдется". Не нашлось, кроме праведного Лота. И Господь сжег эти города.

То есть когда благочестивый человек совмещает жизнь повседневную по мере сил с законами церковными, он может сделать для мира больше, чем человек, стоящий у власти.

Сейчас народ очень сильно сопереживает тем обстоятельствам, которые у нас на Руси. И в этом он един.

Протоиерей Максим (Троеглазов), председатель издательского отдела Тульской епархии.

Образ Святой Руси зиждется прежде всего в самом человеке, в том, сколько Господа я в себе могу уместить. А с другой стороны, — могу ли я этого Бога в себе удержать, по словам преподобного Серафима Саровского, стяжать.

Преподобный Сергий, уйдя в пустыню, не пошел спасать сразу всю Россию, такой задачи не было — спасать страну, спасать князя. Он пошел, занятый именно состоянием своей души. А в итоге: "спасся сам и спас тысячи вокруг себя", в том числе и изменил ход истории, исторический ход нашей страны.

Святая Русь — это некий труд человека. Все зависит от нас, как мы будем декларировать свою позицию, как мы будем заявлять о себе, будем начинать работу с себя или нет. Выбор всегда есть — пойти полежать, телевизор посмотреть или все-таки пойти помолиться, к Господу воззвать.

Все в руках Божиих. И я думаю, вот эти все хунты тоже могут исчезнуть. Господь будет видеть, что такое испытание, которое на нас положил, мы готовы нести. Мне кажется, эти все хунты и эти все Америки — это вразумление нам.

Александр Проханов.

Мы касались тем, которые не разрабатывались нашими мыслителями. И нелегко было эту тему поднять, мы в каком-то смысле новаторы; и я убеждён, что молодое поколение, молодые историки не могут развивать своё представление о мире, России. не используя инструментарий метафизических подходов к реальности. Мне кажется, будет создана новая историческая наука, которая одновременно станет использовать как рациональные представления о жизни, представления об оружии, о государстве и человеке, так и иррациональные представления, инструментом постижения которого является поэзия и религиозное сознание.

Материал подготовила Екатерина Глушик

Илл. Великий князь Московский Дмитрий Донской. Фреска в храме Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле

1.0x