Авторский блог Василий Шахов 17:50 12 января 2017

Светская духовность в школьном изучении-2

Светская духовность, светская этика в школе и вузе... За алтари и очаги...

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

СВЕТСКАЯ ДУХОВНОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА

В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ - 2

……………………………………………………………………………

…Любишь, так уж тут не до царей,

некогда беседовать с Царями…

«Девушка и Смерть».

«…- Эх-ма, кабы силы да поболе мне! Жарко бы дохнул я - снега бы растопил, Круг земли пошел бы да всю распахал, Век бы ходил - города городил, Церкви бы строил, да сады всё садил! Землю разукрасил бы - как девушку, Обнял бы ее - как невесту свою, Поднял бы я землю ко своим грудям, Поднял бы, понес ее ко Господу: - Глянь-ко ты, господи, земля-то какова,- Сколько она Васькой изукрашена! Ты, вот, ее камнем пустил в небеса, Я ж ее сделал изумрудом дорогим! Глянь-ко ты, Господи, порадуйся, Как она зелено на солнышке горит! Дал бы я тебе ее в подарочек, Да - накладно будет - самому дорога!..»

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «Монолог Василия Буслаева».

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОКОРМЛЕНИЕ:

«…посвятим души прекрасные порывы…»

… Духовное страноведение… Духовное регионоведение… Духовное краеведение… В Подмосковье и Примосковье жили и работали многие выдающиеся литераторы, прозаики, драматурги, лирики, публицисты, очеркисты, культурологи, филологи, литературоведы. Среди них: С.Т. Аксаков (Абрамцево, Клин, Мураново, Перхушково), А.А. Ахматова (Голицыно, Королёв, Черкизово), Е.А. Баратынский (Артемьево, Мураново, Остафьево), А.А. Блок (Боблово, Клин, Тараканово, Шахматово), М.А. Булгаков (Барвиха), А.П. Гайдар (Голицыно, Клин), А.И. Герцен (Архангельское, Васильевское, Истра, Ново-Яковлевка, Перхушково, Покровское, Черная Грязь), В.А. Гиляровский (Картинно, Красково, Малеевка, Мелихово), Н.В. Гоголь (Абрамцево, Большие Вяземы, Бронницы, Воскресенск, Мураново, Перхушково, Сергиев Посад, Троицкое-Кайнарджи, Черная Грязь), А.М. Горький (Берсеневка, Горки, Горки Ленинские, озеро Сенеж), Г.Р. Державин (Виноградово, Клин), Ф.М. Достоевский (Бронницы, Даровое, Зарайск, Троице-Сергиева лавра), Н.М. Карамзин (Авдотьино, Архангельское, Виноградово, Марфино, Остафьево), И.А. Крылов (Виноградово), А.И. Куприн (Большие Вяземы), И.И. Лажечников (Воскресенск, Коломна, Новлянское), М.Ю. Лермонтов (Большаково, Истра, Лосино-Петровское, Малые Петрищи, Никольское, Середниково, Тимонино, Троице-Сергиева лавра, бывшая усадьба Лужиных – ДЮТ), Н.А. Некрасов (Витенево), А.Н. Островский (Городня, Сергиев-Посад), Б.Л. Пастернак (Переделкино), М. Пришвин (Дунино, Малеевка, Спас-Угол), А.С. Пушкин (Архангельское, Большие Вяземы, Захарово, Остафьево, Перхушково, Черная Грязь, Ярополец), А.Н. Радищев (Клин, Пешки, Черная Грязь), М.Е. Салтыков-Щедрин (Абрамцево, Витенево, Сергиев-Посад, Спас-Угол), А.И. Солженицын (Мисино, Переделкино, Тасино), Л.Н. Толстой (Большие Вяземы, Бородино,Зубцово, Клин, Крекшино, Любучаны, Мальвинское, Мытищи, Обольяново, Ольгово, Перхушково, Подъячево, Сергиев Посад, Серпухов, Спас-Торбеево), И.С. Тургенев (Абрамцево, Витенево, Серпухов), М.И. Цветаева (Голицыно, Королев, Удельная), А.П. Чехов (Бабкино, Васькино, Введенское, Глебово, Дютьково, Звенигород, Истра, Красково, Любимовка, Максимовка, Мелихово, Наро-Фоминск,Новосёлки, Новый Быт, Полевщина, Серпухов, Талеж, Успенское, Чехов), Д.И. Фонвизин (Спас-Коркордино).

И З И С Т О Р И И Р У С С К О Й Д У Х О В Н О С Т И

Добротолюбие, трудолюбие, «печаль не о своём горе»: «Благослови же работу народную…»

«Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру, то есть к богу…»

Л.Н. Т о л с т о й.

«Доброму Бог помогает»; «Кто добро любит тому

Бог отплатит»; «Без труда нет добра»…

Русские народные пословицы

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять.

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать…

Н. А. Н е к р а с о в

Д о б р о е… Д о б р ы й… Д о б р и н к а… Д о б р ы й С о т…

В названиях селений запечатлелись извечные нравственно-духовные устремления наших пращуров. Крылатые мифы, крылатые слова, летучие метафоры пословиц и поговорок вместили в себя суть и смысл народной педагогики: «Доброму Бог помогает»; «Добрым путём Бог правит»; «Не хвались родительми, хвались добродетельми»; «Добро добро покрывает». До наших дней Лесостепь, Подстепье, Поочье, Приворонежье, Подонье хранят кодекс русского человека: «Жизнь дана на добрые дела»; «Доброе дело крепко»; «Доброе дело на век»; «Доброму делу не кайся»; «Добрые умирают, да дела не пропадают»;«Добро наживай, а худо избывай»; «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром».

Летописные сказания, исторические песни, «были былевые» народно-поэтического эпоса из поколения в поколение передают заветы пращуров, дедичей, отчичей («Доброму везде добро»; «Добрый человек надёжнее каменного моста»; «Добрый человек добру и учит»; «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу»; «С доброхотом всякому в охотку»; «Доброму добрая память»; «Добрые ангелы небесные радуются»). Народная мудрость взывала, врачевала, предостерегала («Тьма свету не любит - злой доброго не терпит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «За худом пойдёшь - не добро найдёшь»).

Формирование нравственной позиции человека осуществлялось в процессе многовекового воздействия народной педагогики, основанной на преимуществе добротолюбия, на преобладании добротомыслия, добротоделания («Без добрых дел - вера мертва пред Богом»; «С Богом пойдешь - к добру путь найдешь»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит», ; «За добро Бог плательщие»; «Кто добро творит, того Бог благословит»; «Не хвались родительми, хвались добродетельми», «Богу хвала, а людям добрым честь и слава»)

Мощнейший духовно-нравственный потенциал народно-православной мудрости («Не стоит город без святого, селение без праведника»; «Добрым путем Бог правит»; «Доброму Бог помогает»; «Доброе дело и в воде не тает»; «Доброе дело крепко»; «Добро не умрет, а зло пропадет»; «Добрые умирают, да дела не пропадают»; «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»; «Доброму добрая память»; «Доброму ангелы небесные радуются»).

В главе «Святая Русь. Православие - Добротолюбие - Соборность» книги «Русская цивилизация» О. Платонов отмечает: «Без понимания п р а в о с л а в и я невозможно осознать значение русской цивилизации, С в я т о й Р у с и, хотя следует понимать, что оно не сводится к чистой церковности и образцам древней русской святости, но гораздо шире и глубже их, включая всю духовно-нравственную сферу русского человека, многие элементы которой возникли еще до принятия христианства, православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер» (с. 19).

Исследователи констатируют, что русское православие в основе своей - д о б р о т о л ю б и е. Главнейшее для православного - любить добро. Д о б р о, л а д, порядок, гармония - стержневые начала духовно-нравственных ценностей россиянина.

Для православного Божественное - это прежде всего сокровенно доброе, справедливое, интимно-заветное, сердечно-душевное. Пословицы, поговорки, философско-психологические речения выявляют характер, направление, общеценность воззрений русича: «Жив Бог, жива душа моя»; «Жить - Богу служить»; «Человек ходит - Бог водит»; «Нужен путь - Бог правит» «Бог пути кажет»; «Человек гадает, а Бог совершает»; «Без Бога не до порога»; «С Бога начинай и Господом кончай»; «Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же кроме его»; «С верой нигде не пропадешь»; «Вера спасает»; «Вера животворит»; «Вера и гору с места сдвинет»; «Русский Бог велик. Велик Бог русский и милосерд до нас».

Приоритет Добра, главенство добротолюбия - в основе патриотизма россиян. И.А. Ильин констатировал, что в основе патриотизма лежит акт духовного самоопределения… Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное; которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа…»

Какая нравственная обстановка формирует характер, индивидуальность мужающего православного отрока и православвной отроковицы? Какие этические и художественные ценности «западают в душу» вступающему в жизнь человеку?

Родной дом… Родная околица…

Хорошо в теремах изукрашено:

На небе солнце - в тереме солнце,

На небе звезды - в тереме звезды,

На небе заря - в тереме заря

И вся красота поднебесная

Трудолюбие - ведущая православная добродетель. Православие

и «русская идеология действия», «экономический фактор».

«…Тебя призвал на брань святую, Тебя Господь наш полюбил,

Тебе дал силу роковую, Да сокрушишь ты волю злую Слепых,

безумных, диких сил. ВСТАВАЙ, СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»

А. С. Х О М Я К О В. «Р о с с и и».

«…великая борьба, предстоящая в более или менее будущем

русскому народу, и по правоте и святости дела, которое он

должен будет защищать, и по особенным свойствам его

государственного строя может и должна принять характер

героический»…

Н. Я. Д А Н И Л Е В С К И Й. «Россия и Европа».

Русское Православие, формируя нравственную позицию селянина и горожанина, выдвинуло труд как н р а в с т в е н н о е д е я н и е, как

б о г о у г о д н о е д е л о («С молитвой в устах, с работой в руках»; «Бог труды любит»; «Бог повелел от земли кормиться»; «Божья тварь Богу и работает»; «Пчела трудится - для Бога свечка пригодится»; «Не спрашивай урожай, а паши и молись Богу» ; «Богу молись, а сам трудись»; «Богу молись, крепись да за соху держись»; «Молись Богу, землю паши, а урожай будет»).

Специфику взаимоотношений человека и природы в процессе производства, трудовой и экономической деятельности подметил в «Курсе русской истории» В.О. Ключевский: русич знал, что «природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляло великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряженному труду на короткое время, какой может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду» (Указ. соч,, М., 190. - Ч. 1, - С. 385-386).

РУССКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ, особенности национального производства, предпринимательства в России - в поле зрения автора книги «Воспоминания о народном хозяйстве» (М., 1990) О.А. Платонова («Говоря об особенностях предпринимательства в России, прежде всего следует отметить самобытный характер её хозяйственного механизма»). Исследователь-экономист и культуролог говорит о «самобытной МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ, которая сильно отличалась от западной» («Если в западной экономике господствовали индивидуализм, жесткая конкуренция, а эффективный труд мотивировался преимущественно материальными интересами, то в русской модели экономики предпочтение отдавалось коллективизму, обеспечению органичной, естественной связи и взаимозависимости между работниками, поддержанию духа общности и ответственности перед коллективом»).

РУССКАЯ МОДЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРИНАДЛЕЖАЛА К ОБЩИННОМУ ТИПУ ЭКОНОМИКИ («Она развивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, коллективизма, взаимопомощи, трудовойдемократии, местном самоуправлении. Эффективный труд мотивировался в ней преимущественно моральными, а не материальными стимулами»).

В данных условиях предпринимателю, «куратору» производства, организатору хозяйственного процесса отводилась специфическая роль. Если в западной модели экономики в качестве такового был преимущественно суровый надсмотрщик, строгий патрон ( его опора - жёсткий иерархо-бюрократический контроль и система материального регулирования), то в р у с с к о й м о д е л и э к о н о м и к и предприниматель - как бы «кормилец», управляющий хозяйственным процессом, пользующийся «отеческими» моральными формами воздействия («РУССКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ СУЩЕСТВОВАЛА КАК ОПРЕДЕЛЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ. Это была не жёсткая доктрина, а постоянно развивающаяся устойчивая СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОПИРАЮЩИХСЯ НА ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ВЗГЛЯДЫ»). При этом

важнейшую роль играли нравственно-духовные ценности Православия.

В главе «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - ХОЗЯЙСТВО» (монографии «Русская цивилизация» О.А. Платонов итожит свои наблюдения и выводы, связанные с исторически сложившимся (с первого тысячелетия нашей эры) типом и моделью русской экономики. Выделено семь основополагающих принципов функционирования русской модели экономики.

1. Хозяйство как преимущественно д у х о в н о- н р а в с т в е н н а я категория. Наиболее отчётливо принцип этот проявился в крупнейшем памятнике духовно-философской, экономической мысли и быта русского народа - «Д о м о с т р о е» (замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение (н е с т я ж а т е л ь с т в о); п р а в о с л а в н о е духовное начало одухотворяет мир экономики).

2. А в т а р к и я - ориентированность хозяйственных единиц и системы в целом на замкнутость, с а м о д о с т а т о ч н о с т ь, самоудовлетворенность. Главный поток хозяйственной инициативы устремлён н е в о в н е, а в н у т р ь хозяйственной системы («Этот принцип обусловил глубокий консерватизм русского предпринимательства, сдерживал его движение вне узких хозяйственных систем, а особенно за рубеж»). Напомним, что зарубежный импорт не играл для России жизненного значения; доля государства в мировом импорте даже в начале ХХ столетия составляла немногим более 3%, что для страны с населением, равным десятой части всего человечества, весьма мало.

3. Н е с т я ж а т е л ь с т в о, с а м о о г р а н и ч е н и е. Для данного принципа важна общая направленность не на потребительскую экспансию (постоянное наращивание объёмов и видов товаров и услуг как с а м о ц е л ь), а на обеспечение

с а м о д о с т а т о ч н о с т и («Что сам можешь сделать, за то дленег не плати»; «Не купи чего хочется, покупай, без чего обойтись нельзя»). Такой принцип ограничивал, приглушал накопление богатства и развитие предпринимательства и производства

в з а п а д н о м смысле.

4. трудовой характер хозяйственной деятельности( «Экономический процесс направлен не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение трудовой самодостаточности. Этот принцип позволяет понять, почему русское предпринимательство было по духу крестьянским и выходило в большинстве из крестьян»).

5. Отношение к собственности как к функции труда, а не

капитала. Экономическая мысль России Православной трактовала КАПИТАЛ КАК ИЗЛИШЕК (сверх определенного уровня потребления людей или общества; такой «излишек» включал в себя стоимость неоплаченного труда других людей). Капитал-«излишек» может быть достигнут частично в результате труда и бережливости, но всё равно - ЕГО ОСНОВУ СОСТАВЛЯЕТ НЕОПЛАЧЕННЫЙ ТРУД. Капитал может быть производительным (когда ориентируется на производство), или паразитическим, ростовщическим (когда ориентируется только на увеличение потребления его владельца сверх разумного достатка). При этом НАРОДНАЯ ЭТИКА всячески одобряет, приветствует ОБИРАНИЕ КАПИТАЛА РАДИ НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА; присвоение

«излишка» ради присвоения неоплаченного труда других людей народной этикой порицалось и отвергалось.

6. ТРУДОВАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ. Для осуществления данного принципа часть своих прав собственника русский предприниматель как бы «делегировал» а р т е л и. На многих фабриках, заводах, производствах православной России артельщики брали на свой подряд цеха, участки производства (имели случаи, когда рабочие артельно брали в свои руки всё предприятие).

7. Преобладание моральных форм понуждения к труду над

материальными. «Трудовая мотивация, построенная на принципе преобладания моральных форм понуждения к труду над материальными, была одной из главных основ культуры труда в России. Согласно этому принципу, качественный и эффективный труд стимулировался не столько материальным вознаграждением, сколько различными внутренними моральными мотиваторами, основывающимися на народном представлении о труде как добродетели, выполнить который плохо и некачественно - грех, строго осуждаемый общественным мнением, - пишет О.А. Платонов. - Преобладание моральных форм принуждения к труду над материальными совсем не предполагало уравниловки в распределении, а наоборот, исключало её. Качественный труд должен вознаграждаться значительно выше: «Работнику полтина, мастеру рубль».

Представляя читателю монографию «Русская цивилизация», издательство «Роман-газета» обращалось к читателям: «Изучение русской цивилизации и глубин национального сознания имеет сегодня первостепенное значение, ибо оно позволяет открыть для нас и освободить от всяческих наслоений духовный источник нашей силы, русскую идеологию действия, вне которой человек ущербен и слаб, превращается в игрушку внешних сил».

В нравственно-духовный кодекс россиянина вошли философско-гуманистические истины-афоризмы: «Кто не работает, тот не ест»; «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»; «Труду время, потехе час»; «Без труда меду не едят»; «Без труда нет добра»; «Человек рожден для труда»; «Труд человека кормит, а лень портит»; «Праздность - мать пороков». Формирование личности, индивидуальности, профессионализма, творческой сметливости происходило в «горниле» народно-педагогической мудрости: «Труд кормит и одевает»; «Терпение и труд все перетрут»; «Без хорошего труда нет плода»; «Работай боле - тебя и помнить будут доле»; «Рукам работа - душе праздник». Восстановление просветительско-психологического «диалога» с мудростью, озаренной осердеченностью народного «университета» («У кого работа - у того и хлеб», «Без дела жить только небо коптить»; «Работай смелее - будешь жить веселее»; «Добрые люди день начинают работой».

Поэзия земледельческого труда. Быт и бытие односельчан, жителей окрестных деревень, сел, посадов. Крылатое слово мудрости…

С детства запоминается: «Какова пашня, таково и брашно»; «Не жди урожай, сей жито, хлеб будет»; «С косой в руках погоды не ждать»; «Деньги водом, добрые люди родом, а урожай годом»; «Лето родит, а не поле. Не поле родит, а нивка»; «Без хозяина земля - круглая сирота»; «Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь». Меткое народное слово умудряло, обогащало, совершенствовало: «Меж сохой да меж бороной не ухоронишься» «Топор сохе первый пособник»; «Иглой да бороной деревня стоит»; «Лучше голодать, а добрым семенем засевать»; «Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору!» Овёс говорит: «Топчи меня в грязь, так буду князь!»

Это были своеобразные православно-народные

у н и в е р с и т е т ы мудрости, опытности, компетентности, смекалки, того, что назовут потом профессионализмом: «Яровой сею - по сторонам гляжу; ржаной сею, шапка с головы свалится - не подниму»;; «Зацвел в поле, зацвел и на полке» (хлеб); «Где ковыль, там и хлеб»; «В землю до зерна, а из земли ни зерна»; «Колос от колоса - не слышать и голоса»; Копна от копны, как от Ростова до Москвы»; «Картофель хлебу подспорье. Картошка - хлебу присошка».

Православный земледелец-россиянин веками примечал, анализировал, проверял, убеждался: «На ольхе много сережек - к урожаю овса; а много шишек - к урожаю ячменя»; «Не ровна гречиха - не ровна земля»; «Гречиху сей, когда роса хороша»; «Сильная завязь орехов - к урожаю проса (и к грозам); «Хорошо рябины цветут - к урожаю льна».

Солнце за день нагулялося, Из земли ты роешь золото,

За кудрявый лес спускается; Сам-то сыт сухою коркою!

Лес стоит под шапкой темною,

В золотом огне купается. Зреет рожь - тебе заботушка:

Как бы градом не побилася,

На бугре трава зеленая Без дождей в жару не высохла,

Спит, вся искрами обрызгана, От дождей не положилася.

Пылью розовой осыпана

Да каменьями унизана. Хлеб поспел - тебе кручинушка:

Убирать ты не управишься,

Не слыхать-то в поле голоса, На корню-то он осыплется,

Молча ворон на меже сидит, Без куска-то ты останешься.

Только слышен голос пахаря, -

За сохой он на коня кричит. Урожай - купцы спесивятся;

Год плохой - в семье все мучатся,

С ранней зорьки пашня черная Детки грамоте не учатся.

Бороздами подымается.

Конь идет - понурил голову, Где же клад твой заколдованный,

Мужичок идет - шатается… Где талан твой, пахарь, спрятался?

На труды твои да на горе

Уж когда же ты, кормилец наш, Вдоволь вчуже я наплакался!

Возьмешь верх над долей горькою? Иван Никитин.

Православная Россия - прежде всего

держава земледельческая…

Далекое-близкое… К сожалению, летучим эхом уходит из жизни былое, родное, до слез желанное. Только память порой высветит-припомнит старинную пословицу, бойкую непоседу-поговорку, мудрое присловье: «Горох в поле, что девка в доме: кто ни пройдет, тот щипнет». Сажая капусту, приговаривали: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, будь густая; не будь красна, будь вкусна»; не будь стара, будь молода; не будь мелка, будь велика». Поверья, приметы, причиндалы, привычки: «Чтобы большие огурцы родились - зарывают в грядке пест»; «Пашешь - плачешь. Жнешь - скачешь»; «Двое пашут, а семеро руками машут»; «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой»; «Хоть хлеба и хороши, а пашню паши!»; «Кто пахать не ленится, у того хлеб и родится».

Русь Православная, народ-хлебопашец, мастер-землевед… До наших дней бытуют в селениях загадки-лукавинки о хлебопашестве, земледелии, природознатстве, садоводстве, огородничестве, овощеводстве: «Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет, тот заплачет» (лук);; «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей» (огурец); «Курочка -пустодом свила гнездо со двором, сама в гнезде, яичко наружу» (картофель);; «Сивая свинья на дубу гнездо свила, детки по веткам, а сама в коренок» (горох); «Без рук, без ног, на берег ползет» (горох и хмель); «В поле стоит столб, у столба сто колец, у ста колец сто плетей, у ста плетей сто молодцов» (хмель).

В народно-православную педагогику вошли существенной составной частью фольклорные были, устно-поэтические прозрения. Пословицы, поговорки, загадки создавали особую обстановку народной мудрости, атмосферу крестьянско-земледельческой логики, психологии, этики, эстетики: «Под окошком колпаком семьсот казаков» (маковка); «Антипка низок, на нем сто ризок» (кочан капусты); «Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет» (рассадник); «Кругла, а не девка; с хвостом, да не мышь» (репа); «В поле блошкой, из поля лепешкой» (репа); «Красные сапожки в земельке лежат» (свекла); « - Шуба-пашура, куда ходила? - Взашей провожала, на пень сажала: сидите, вши, когда рожь пожнем, то и возьмем» (конопля); «Кину с блошку, а вырастет с лукошко» (конопля); «Шел я в осень, нашел восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел» (лён).

Память тревожит и радует запавшее в душу меткое народное речение с неизменным крестьянским причиндалом, заковыкой, лукавинкой: «Малая малышка, золота кубышка, ни зверь, ни птица, ни вода, ни камень» (просо); «На кургане-варгане стоит курочка с серьгами» (овес); « В год пущу, годовик возьму» (хлеб); «Черная корова все поле перепорола» (соха); «Худая рогожа все поле покрыла» (борона); «Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла» (коса).

Быт и бытие православного люда: «Маленький, горбатенький все поле обскакал» (серп); «Рот до ушей, хоть завязки пришей» (мялка); «Стоит волчище, разиня ртище» (овин); «Стоит Егорий в поле-угорье, шатром покрылся, копьем подперся» (гумно); «На поле, на раменье, стоят копны подобраны, едят траву шелковую, пьют воду росяную» (снопы).

…Православная Россия. Русь - земледельческая, хлебопашеская, святая…

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

( Н. Рубцов)

1.0x