Сообщество «Салон» 00:00 11 августа 2016

Свет Валаама

27 и 28 июля на Валааме состоялся II Международный фестиваль православного пения "Просветитель". Открывая фестиваль, епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, произнёс: "Мы стремимся к тому, чтобы Валаам стал духовно-просветительским центром". "Возродится Валаам, возродится и Россия" — одно из пророчеств наших дней, что являет собой парафраз "Москва — третий Рим, четвёртому не бывать" и возвращает в "дела давно минувших дней". В келию Спасо-Елеазарова монастыря, где умудрённый сединой монах при тусклом пламени лампады погружён в богомыслие. В размышления о природе симфонии Государства и Церкви: царь "поставлен от Бога, и сердце царёво в руке Божией, он слуга бо есть Божий".
0 9 923

27 и 28 июля на Валааме состоялся II Международный фестиваль православного пения "Просветитель". Открывая фестиваль, епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, произнёс: "Мы стремимся к тому, чтобы Валаам стал духовно-просветительским центром".

"Возродится Валаам, возродится и Россия" — одно из пророчеств наших дней, что являет собой парафраз "Москва — третий Рим, четвёртому не бывать" и возвращает в "дела давно минувших дней". В келию Спасо-Елеазарова монастыря, где умудрённый сединой монах при тусклом пламени лампады погружён в богомыслие. В размышления о природе симфонии Государства и Церкви: царь "поставлен от Бога, и сердце царёво в руке Божией, он слуга бо есть Божий".

И в том есть своя логика.

Ибо тема возвращения — лейтмотив сегодня. Хотим мы того или нет, но, устремляясь в будущность, мы всё чаще, всё настойчивей и "с требованием веры" говорим о возвращении. Возвращении к основам нравственности и нормам морали. К фундаментальным культурным ценностям России. К высотам идеалов. И это не эскапизм, совсем нет. Просто когда впереди тьма — а "тьма спустилась на Ершалаим", и ход прогресса гонит (чему мы свидетели) цивилизации в пропасть, — есть желание обернуться назад. И увидеть — свет.

И в том есть своё таинство.

Валаам, архипелаг островов общей площадью в 36 кв. км среди арктических льдов зимой, а летом — в райских садах благоуханных, вмешает в себя территорию государства Российского, и прошит, как пелена узорочьем, ажуром и шрамами его преданий. О преподобных Сергии и Германе, пришедших со стран восточных и заложивших на камне монашество. О крестовых походах проклятых шведов, в один из которых они выжгли дотла монастырь. О Русском ренессансе — Валааме под владычеством игумена Дамаскина. О последних монахах на Руси по слову епископа Игнатия (Брянчанинова). Об осквернении скитов и соборов Валаама и торжестве материализма, дома на песке… Но свет Валаама вновь воссиял.

Международный фестиваль православного пения "Просветитель" — свет Валаама. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла он проводится на острове в дни преставления святого равноапостольного князя Владимира. Задача: сохранение исторического и культурного наследия России, возрождение традиций православного пения.

Защищая прошлое, мы защищаем будущее.

Сотни и сотни паломников и туристов от причала Приозёрска прибывали на катере к причалу острова Валаама, именуемого Фаворской горой. Поклониться священным крестам. Помолиться спасительным образам. Послушать монастырское пение. И путь по глади Ладоги в бликах, сверкающих металлом, был следом незримого пути преподобного Авраамия. Сын богатых родителей-язычников, он взмолился однажды: "Если бы мне единый Бог новгородцев дал облегчение, то я пошёл бы в их страну, нашёл бы их Бога и веровал бы в Него, как и они" — и восстал с одра неизлечимого недуга. Из Чухломы, земли Галичской, через Новгород добрался он до Гипербореи… То был XI век.

Князь Владимир, женившись на византийской царевне Анне, в ту пору привёз с собой в Киев "царицын хор", а сын его, князь Ярослав Мудрый, призвал на Русь "богоподвизаться" певцов византийских. По мысли ранневизантийских философов, музыка есть глубоко осмысленное искусство со свойственной ему "софийностью" (премудростью). Премудрость эта претворена в знаменном распеве, мужском одногласном (монадическом) пении a'capella. Знаменный распев и стал каноном древнерусской церковной службы. Ангелоподобие и ангелогласность отличали его. Так и повелось с тех пор называть русское церковное богослужение — ангелогласным… Шло время. Развивались жанры песнопения: стихиры, кондаки, тропари, псалмы. Мелодизм устремлялся к гармонии. Во второй половине XVII века утверждается на Руси партесное (многоголосное) пение, по-особенному милое в среде московских придворных кругов. Обозначение голосов — вершник, путник, нижник, демественник — меняется на привычный для нашего восприятия сегодня четырёхголосный склад: дискант, альт, тенор, бас. Но непоколебимыми остаются иерархичность организации хоров, идейность их содержания. Эстетическая и художественная ценность православного пения в интересах единения русского народа, укрепления силы его духа через воспевание подвигов самопожертвования во имя любви к Отечеству, что тождественна верности добродетелям Православия.

Икона — реальность, "умозрение в красках". Православное пение — ирреальность. Свидетельство того, как чудно бывает на Небесах. И если "раскрытие" древнерусских икон пришлось на конец XIX века, то традиция православного пения вновь возвращена была в 30-е годы ХХ века. Александр Свешников, регент в прошлом, организовал при Ленинградской академической капелле хор мальчиков. Школу, что существовала в России с издания Петром I указа о создании Хора придворных дьяков. А в 1944-м, в разгар победоносных боёв Красной Армии с фашистcкой Германией, Александр Свешников открыл в Москве хоровое училище как продолжение Ленинградской капеллы. Возродил, таким образом, хоровое воспитание мальчиков, утраченное после революции.

И вот лето 2016-го, Валаам. И хор мальчиков Московского хорового училища имени Свешникова на сцене. "Вижу горы и долины…" — дружно, но чуть неуверенно (сказалось волнение), запевает хор, "и в храм зовёт на службу благовест" — выступление пришлось на пять часов пополудни. Ангельские голоса побуждали к ассоциациям с "Мальчиками" Достоевского. Прозрение гения: "Русский человек — понятие не национальное, а идеологическое. Русский человек — это православный человек" — в святцах.

Всего участников фестиваля двести пятьдесят. На Певческом поле, что сразу же за оградой центральной усадьбы монастыря, выстроена концертная площадка, в глубине которой абрисы архангелов Гавриила и Михаила. Как декорация — вековые ясень, берёзы, липы по периметру острова, за ними крутой обрыв и озеро до горизонта. И кажется: находишься между небом и землей. Под куполом неба как куполом храма.

Открытие фестиваля — схиархимандрит Серафим (Грузия). Когда-то обладатель чёрного пояса, четырёхкратный чемпион Грузии по восточной борьбе, теперь он духовный наставник православных ассирийцев. В храм Тринадцати святых ассирийских отцов, что в селе Канда, в 25 км от Тбилиси, съезжается вся Грузия. Послушать пение схиархимандрита Серафима. На арамейском языке, языке Христа. Сейчас обратная перспектива. Схиархимандрит Серафим прибыл на Валаам, чтобы публика со всей России услышала его пение. "Моление о чаше", звуковоплощённая молитва, продирала в жаркий июльский полдень морозом по коже. Весь облик Серафима, вся его тайна и музыка словно сходили с полотна "Христос в Гефсиманском саду" Николая Ге. "Сегодня в сад пришёл, Свой жребий зная"…

Выступление Мариам Скорда, затворницы одного из греческих монастырей, — противоположность краскам пения схиархимандрита Серафима. Уникально контральто Мариам Скорда. Густой, как кофе по-восточному, очень низкий, очень терпкий, очень выразительный тембр. Древние византийские традиции в основе техники. И если в подаче пения схиархимандрита Серафима есть открытость миру, то Мариам Скорда божественными звуками, как горными хребтами, выстраивает вокруг себя непреодолимость стен. Закрытость Предтеченского скита Валаама.

"Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему". Хор Angelite (Болгария), хор "Спегани" (Армения), патриарший хор Кафедрального собора Святой Троицы (Грузия), коллектив Antiochian Kithara Ensemble (Ливан), хор Byzantion (Румыния), хор Валаамского монастыря (Россия) сменяли друг друга на сцене. Разные истории. Болгарский хор — титулованный, известен в странах Европы, в Индии, Мексике, дважды был номинирован на премию "Грэмми". Хор из Ливана, можно сказать, — самодеятельность. Кроме профессиональных музыкантов здесь инженеры, учителя, а солистка коллектива (хочется назвать её имя) Карла Шлейман — преподаватель музыки. Разные языки. "Алиллуйя!" — на всех языках звучит одинаково.

Двунадесятым праздникам, важнейшим после Пасхи праздникам в Православии, связанным с событиями земной жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, был посвящён первый день фестиваля. И я запомнила выход к микрофону руководителя хора из Ливана. На русском языке зачитал он письмо, декларацию о несокрушимости Православного мира вопреки трагедии на Ближнем Востоке, развязанной новыми крестоносцами. Акцент второго дня фестиваля — подчёркнутость национального колорита стран-участниц фестиваля. В храме во имя святого равноапостольного князя Владимира хор Валаамского монастыря, регент — Алексей Жуков, участвовал в литургии. И нечто подобное — ускользание земли из-под ног в свете красоты неизречённой — верно, и прослышал в рассказах послов князь Владимир. И выбором Православия определил на тысячелетия судьбу государства, судьбу народа. В высшем смысле — судьбу мира. Ибо "Москва — третий Рим, четвёртому не бывать".

Чем выше к Богу, тем больше искушений… Надо ли говорить, что не миновала сия участь и фестиваль на Валааме.

Вот программка фестиваля. Смотрим. Художественный руководитель — Филипп Чижевский. Однажды он мелькнул за пультом Новой сцены Большого театра в рамках проекта "Лаборатория современной оперы". Условие вполне достаточное, чтобы получить ангажемент на фестиваль православного пения в статусе "дирижёр Государственного академического Большого театра". Из "современного театра" и Анастасия Голуб. Резонансное событие минувшего года — её назначение и увольнение с поста директора "Гоголь-центра". На Валааме Анастасия Голуб — режиссёр-постановщик фестиваля. Чтение отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Пастернака, Бродского сопровождало выступление хоров. Читали стихи тоже всё персонажи светских хроник глянца: артисты Виктория Исакова и Вениамин Смехов.

"Концерт для смешанного хора" Альфреда Шнитке на слова Григора Нарекаци из "Книги скорбных песнопений" завершил фестиваль. В лучах заката сосны как будто бы полыхали. А лёгкий ветер морской нагонял грусть… Вспомнила, некстати, посещение Третьяковской галереи на Крымском валу, где зал "социалистического реализма" переименован в зал "”официальное искусство” в тоталитарном государстве, 1930-1950-е". Случай в консерватории, которому оказалась свидетелем: в антракте концерта один из иерархов РПЦ преподнёс Джону Теффту, послу США, подарок…

В сущности, чуть разверни тумблер истории — и небо-обманка ещё раз затянет небо Истины. "Познай, где свет, поймёшь, где тьма" — строки Александра Блока стали, во всяком случае, для меня, пожалуй, главным уроком II Международного православного фестиваля "Просветитель".

 

13 января 2017
Cообщество
«Салон»
9 0 8 077
23 декабря 2016
Cообщество
«Салон»
5 0 4 365
Cообщество
«Салон»
12 0 9 449
Комментарии Написать свой комментарий
Причина удаления
Действия

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой