Авторский блог Игорь Шумейко 14:11 10 октября 2018

Суэцкий канал

история канала, соединяющего Египет с его Будущим

Открытую в Египте в 2015 г. водную магистраль назвали "Второй очередью" Суэцкого канала. Первой считали известную линию французского инженера Лессепса, в честь торжественного открытия которой была написана и впервые исполнена "оупен эйр", меж пирамид, опера Верди "Аида".

Если строго формулировать условия (соединение Средиземного и Красного морей) и строго считать, Очередь 2015 г. была бы Шестой. Правда древние "очереди", если следить маршрут от Красного моря, не доходили до нынешнего Порт-Саида, сворачивая влево к руслу Нила. Грандиозное значение маршрута было ясно ещё фараонам: самую первую очередь Суэцкого канала построил Рамзес II (XIV в. до н.э.). Канал повторял судьбу Египта, угасал вместе с государством, заносился песком. В правление персов, в V в. до н.э., была прорыта Вторая очередь канала, шириной позволявшей, по свидетельству Геродота, свободно разойтись двум триремам. К концу эллинистической эпохи канал снова пришёл в упадок. Но когда в важнейшей битве античности, от которой отсчитывают начало Римской империи, (Средиземное море, мыс Акциум 31 г. до н.э.) Октавиан разбил Антония и Клеопатру — несколько кораблей царицы успели уйти в Красное море, то есть Вторая очередь ещё функционировала. Третья очередь: расцвет Рима при императоре Траяне. Четвёртая: уже при халифах, их захирениие было совместным.

Важнейший маршрут Нового времени "Европа — Индия" (напомню свою давнюю статью: торговля пряностями давала 800% прибыли) рождал новые "прожекты", в том числе Лейбница. Мешала политическая неустойчивость государств турок, мамелюков. Идея канала была в научном разделе знаменитой Египетской экспедиции Наполеона, однако его инженер Лепер запутался в расчётах, дойдя до дикой цифры: якобы уровень Красного моря на 10 метров выше Средиземного!

Вспомним школьный "Закон сообщающихся сосудов", забытый Лепером и… боевую команду Наполеона при атаках мамелюков: "Ослов и учёных — внутрь каре!" Может, эти факты и связаны?

1869 г., открытие канала: фактически Франко-египетское СП. 1882 г.: английская оккупация зоны канала. В 1956 г. Насер национализирует канал и сразу — война; заминированный канал простаивал полгода. Шестидневная война 1967 г., "война Судного дня" 1973 г. — также закрывали эту важнейшую мировую артерию, но международные силы вновь расчищали канал от мин и затонувших кораблей.

Парадоксальное пересечение тем "Суэцкий канал" и "Война" — недооценённое, почти забытое, я рассмотрел в отчасти альтернативной истории холодной войны "Уравнение с неизвестным числом неизвестных".

Сложнейший вопрос тогдашних переговоров по ограничениям вооружений: как, с какими коэффициентами пересчитывать "юниты" (у одних больше танков, ядерных подлодок; у других — авианосцев…) Единственно реальный общий знаменатель — наносимый урон… Но в арсеналах устрашения всё большую долю составляли виды оружия никогда (слава Богу!) практически не испытанные.

Я предлагал формулу гонки вооружений (типа "товар — деньги — товар" в "Капитале"): "воображаемый урон — реальный страх — реальное оружие". Воспроизводство страха было расширенным: см. расходы на гонку вооружений. Но само сведение в моём уравнении воображаемого урона и реальных затрат требовало иллюстрации.

Суэцкий канал — британская "Дорога жизни", вывести его из строя во Второй мировой было важно. Но что "выводить из строя"? Канал не имеет шлюзов, по сути, это 161-километровый пролив. Бомбить его — всё равно что бомбить проливы Дрейка, Ла-Манш (толочь воду в море — в буквальном смысле).

Но канал узок, и если подорвать проходящие суда, его можно просто забить. Итальянцы, мягко говоря, не самые бравые вояки: преодолеть зенитный огонь проходящих кораблей их бомбардировщики не могли. Единственный приём — прилететь в момент, когда канал пуст, и сбросить магнитные мины.

Единственный ответ — расставить вдоль берега людей, считать все сброшенные мины, прервать движение кораблей и тралить, пока не будут подняты все до единой… Англичане совершенствовались, сокращая время на поиск, обезвреживание итальянских мин.

Ход итальянцев — бросать ещё и муляжи мин. Англичанам приходилось их тоже искать, тралить, поднимать — чтобы убедиться…

И тут нация Леонардо да Винчи ответила… Вывела всю мировую человеческую изобретательность к таким пределам, где за цепями физических, химических законов маячит уже чистый гений. Или чистый абсурд.

Муляж мины, выполненный целиком… из соли. В секундах полёта, ударе о воду она была неотличима от настоящих мин, но далее… От удара раскалываясь на мелкие куски, она успевала быстро раствориться в суэцкой воде. От "мины" оставался только сосчитанный англичанами всплеск, Образ, уже нематериальная субстанция: Страх, Идея мины.

Если одна настоящая мина или муляж отнимали у англичан часы траления, то сей Призрак-Всплеск — перекрывал канал на дни поиска! Останься хоть какой фрагмент, ошмёток муляжа, можно было бы найти и вычесть хоть один сосчитанный всплеск. А так англичане, даже узнав об итальянской хитрости, должны были тралить дно канала, выскребать дно своего Страха, прежде чем начальство принимало ответственность возобновить движение…

Такова история Суэцкого канала, соединяющего Египет с его Будущим. Новая очередь утроит нынешний (5 млрд. долларов) доход канала. Важнейшее дело президента Абделя Ас-Сиси, прервавшего в 2014 г. трёхлетие "арабской весны", едва не бросившего страну в омут гражданской войны. Проект Ас-Сиси поддержали 9/10 египтян. Согласились даже на сокращение социальных субсидий, повышение цен на нефтепродукты. (Взросление нации — это принятие тяжких мер. Вспомним нашу пенсионную реформу и… пока помолчим.) Ас-Сиси, в отличие от "Братьев-мусульман" (террористическая организация, запрещённая в России. — ред.), ведёт страну к религиозному миру, охраняет коптов-христиан, отменил запрет на строительство христианских храмов.

1.0x