Авторский блог Вячеслав Кочнов 13:41 26 ноября 2018

СУДЬЯ ФОРЕСТЬЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКА

На сцене петербургской Музкомедии с оглушительным успехом идут показы мюзикла Коула Портера «Канкан»

Премьера состоялась в конце октября

Успех петербургской версии «Канкана», созданной командой известных венгерских постановщиков мюзиклов под общим руководством знаменитого Кеro, оказался вполне предсказуемым. Тема ли тому виной, броская ли и пикантная афиша, популярность ли великолепного Театра музыкальной комедии на Итальянской, 13 – трудно сказать определенно. Скорее всего, все вместе, но как бы то ни было, достать лишний билетик на «Канкан» - труд не из легких!

О том, что Париж – это вечный праздник, а сердце Парижа – Монмартр – всегда бьется волнующе, весело и радостно, догадываются даже те, кто никогда не бродил в сиреневых вэрлэновских сумерках по place Pigale и boulevard Clichy. Но одно дело знать теоретически, другое – оказаться у подножия Монмартра возле Moulin Rouge под сенью парящего в небе полу-призрачного силуэта basilique du Sacré-Cœur. «Канкан» Портера в новой постановке Театра Музкомедии фактически позволяет сделать это, не покупая билета на самолет до Orly!

Спектакль начинается еще в фойе, по которому разгуливают элегантные парижанки с корзиночками цветов и похожий на апаша аккордеонист, наигрывающий что-то наподобие ивмонтановского Sous le ciel de Paris. Для спектакля специально создан цветастый занавес с силуэтом базилики Сакрэ-Кёр и развешанными под ней простынями, ибо официальное место работы героинь мюзикла отнюдь не кабаре, а прачечная. Днем – прачки, ночью – танцовщицы.

Зритель петербургского «Канкана» максимально вовлечен внутрь действия: актеры везде – на сцене, в центральном и боковых проходах, построены специальные мостки, занимающие часть партера, по которым герои спускаются в зал и поднимаются обратно на сцену. Задействовано также и воздушное пространство: на фантастическом летательном аппарате приземляется искрометный газетный критик человек-праздник Жюссак (Игорь Кроль), а затем воспаряет под потолок главная героиня – танцовщица и владелица кабаре Bal du Paradis Симона Писташ в блистательном исполнении Наталии Диевской.

Неподражаема в своем сатирическом блеске «богемная» группа, напоминающая о знаменитом оперном шедевре Пуччини. Но здесь эти люди искусства поданы в исключительно пародийном ключе: композитор Теофиль, художник Эркюль, поэт Этьен и грузинско-русско-сибирский скульптор Борис. Они вечно без денег, живут периодически на счет любовниц-прачек, но каждое утро им нужно опохмелиться, а в кредитах – вот незадача – начинают отказывать! А ведь это же гении! Как можно так грубо и жестоко обращаться с нежными душами творцов?!

Однако бизнес-вумен Симона Писташ относится к пьяной ватаге с нескрываемым презрением – все они для нее на одно лицо:

- Сколько ты картин уже продал?

- Ни одной…

- Почему?

- Потому что я композитор…

Общая атмосфера веселья дает понять зрителю, что по-своему прав каждый, кроме, пожалуй, молодого судьи, проявляющего чрезмерное служебное рвение…

Генеральная линия сюжета – любовная история молодого и принципиального, недавно прибывшего в Париж из провинции, судьи Аристида Форестье (высокий стройный брюнет, любимец публики Кирилл Гордеев) и прожженной и ушлой хозяйки кабарэ танцовщицы-кокотки Симоны Писташ – может быть сведена к следующей простой формуле: под влиянием внезапно вспыхнувшей влюбленности примитивный карьерист и формалист-законник Форестье превращается в… человека. Вот такая удивительная метаморфоза.

Постановка Керо остро осовременивает перипетии этого сюжета. Пожилой, а потому опытный и мудрый председатель суда Поль (Андрей Матвеев) понимает, что запрещать что-либо необходимое людям, будь то алкоголь или канкан – дело, в общем-то, бессмысленное и глупое. Он пытается как-то достучаться до своего молодого коллеги, взывая к его национальным чувствам: да вы француз или нет?

Этот сюжет, кстати, фактически заимствован из «Канкана» сценаристами известной французской комедии режиссера Клода Зиди 1984 года Les Ripoux, вышедшей у нас под названием «Откройте, полиция!». Там дело тоже происходит на Монмартре, также есть молодой и наивный провинциал-карьерист, убежденный законник и его пожилой и опытный начальник, но только они – полицейские, и речь идет о начале 1980-х. А так очень похоже.

Песенка председателя суда «Кто за тебя может решить…» звучит архиактуально для современной России, где на афишах вполне невинных зрелищ требуют ставить возрастные маркировки 16+, 18+, а в то же самое время с экранов телевизоров в бесчисленных сериалах, в том числе, и посреди бела дня демонстрируются сцены убийств, драк и прочего омерзительного насилия…

Председатель суда Поль прямо обращается в зал:

- Давайте споем вместе, чтобы нас могли услышать там, за этими стенами!

А артисты в это время выносят баннеры с текстом песенки для зала:

«Кто за тебя может решить, быть или не быть, пить или не пить. Просто живи, не мешая другим…»

В финале Аристид Форестье, безоглядно влюбившись в танцовщицу, напившись и получив в глаз на ежегодном на Балу искусств в кабаре, наконец-таки становится… человеком.

Все заканчивается всеобщим мощным катарсисом и, конечно же, великолепным канканом – этим неувядающим рок-н-роллом XIX века (работа хореографа-постановщика Виктории Барты, известной в Европе в качестве «королевы хип-хопа», выше всяких комплиментов).

«Канкан» американца Коула Портера (1891-1964), на сцене петербургской Музкомедии прозвучавший в России впервые, совершенно неожиданным образом может показаться нашему слушателю очень знакомым. Музыка Портера в этом произведении вполне стилистически сопоставима с бойкими жизнерадостными саундтреками к фильмам советских 1930-х наподобие «Веселых ребят», «Волга-волга» или «Цирк» Исаака Дунаевского. Написана она с большим мастерством и чувством юмора и рассчитана на предельно широкую аудиторию.

фото Мария КОВАЛЁВА

1.0x