Авторский блог Александр Проханов 00:00 30 мая 2013

Стяг Севастополя, роза Херсонеса

И вот я сно­ва в бла­го­сло­вен­ном рус­ском Кры­му. Алые ма­ки в пред­го­рь­ях, бе­лые из­ве­ст­ко­вые го­ры, го­ря­чий ве­тер с аро­ма­том трав и цве­тов. Сим­фе­ро­поль с юж­ной тол­пой, с бла­го­уха­ни­ем роз. Се­ва­с­то­поль в ве­ли­ко­ле­пии сол­неч­ной бух­ты с гро­з­дь­я­ми сталь­ных ко­раб­лей. От­сю­да, от этих при­ча­лов, я ког­да-то уп­лы­вал в Сре­ди­зем­ное мо­ре на 5-ю эс­ка­д­ру со­вет­ских бо­е­вых ко­раб­лей. По­гру­жал­ся на лод­ке в пу­чи­ну Тир­рен­ско­го мо­ря, где пря­та­лись аме­ри­кан­ские плар­бы

И вот я сно­ва в бла­го­сло­вен­ном рус­ском Кры­му. Алые ма­ки в пред­го­рь­ях, бе­лые из­ве­ст­ко­вые го­ры, го­ря­чий ве­тер с аро­ма­том трав и цве­тов. Сим­фе­ро­поль с юж­ной тол­пой, с бла­го­уха­ни­ем роз. Се­ва­с­то­поль в ве­ли­ко­ле­пии сол­неч­ной бух­ты с гро­з­дь­я­ми сталь­ных ко­раб­лей. От­сю­да, от этих при­ча­лов, я ког­да-то уп­лы­вал в Сре­ди­зем­ное мо­ре на 5-ю эс­ка­д­ру со­вет­ских бо­е­вых ко­раб­лей. По­гру­жал­ся на лод­ке в пу­чи­ну Тир­рен­ско­го мо­ря, где пря­та­лись аме­ри­кан­ские плар­бы.

На ка­те­ре раз­вед­чи­ков сле­до­вал за ту­ман­ной гро­ма­дой авиа­нос­ца "Ду­айт Эй­зен­ха­у­эр", и раз­вед­чи­ки сач­ком вы­лав­ли­ва­ли из мо­ря об­рыв­ки бу­маг, ко­ра­бель­ный хлам и объ­ед­ки, на­де­ясь оты­с­кать в от­бро­сах дра­го­цен­ную ин­фор­ма­цию. Про­ти­во­ло­доч­ни­ки в Эгей­ском мо­ре ло­ви­ли суб­ма­ри­ну. Са­мо­лё­ты, ре­вя про­пел­ле­ра­ми, бро­са­ли буи, и эта иг­ра на мо­ре на­по­ми­на­ла би­ль­ярд, ког­да в не­ви­ди­мую лу­зу за­го­нял­ся под­вод­ный шар.

Я вы­сту­пал в Сим­фе­ро­по­ле пе­ред рус­ской об­щи­ной со сво­ей фи­ло­со­фи­ей им­пер­ско­го воз­рож­де­ния. В ка­ют-ком­па­нии ко­раб­ля встре­чал­ся с лич­ным со­ста­вом, ко­то­рый го­то­вил­ся к даль­не­му по­хо­ду. И в мо­их встре­чах, раз­го­во­рах, те­ле­ви­зи­он­ных дис­кус­си­ях ме­ня не по­ки­да­ло чув­ст­во пе­ча­ли, рас­те­рян­но­с­ти и ти­хо­го уны­ния, ко­то­ры­ми ох­ва­че­ны рус­ские лю­ди, на­се­ля­ю­щие Крым.

Они жа­ло­ва­лись, что их за­бы­ла Рос­сия, что у них нет на­деж­ды на вос­со­е­ди­не­ние с ис­то­ри­че­с­кой ро­ди­ной, нет стра­те­ги­че­с­кой це­ли. Ли­де­ры рус­ской об­щи­ны ох­ва­че­ны меж­до­усоб­ны­ми рас­пря­ми. Нет фи­ло­со­фии, оду­хо­тво­рён­ной вы­со­ким пас­си­о­нар­ным по­ры­вом.

Под бо­ком — крым­ские та­та­ры, спло­чён­ные и де­я­тель­ные, от­во­ё­вы­ва­ют всё боль­ше зе­мель. Тес­нят рус­ских, ды­шат сво­ей не­при­яз­нью, смо­т­рят на со­пре­дель­ную Тур­цию. Ук­ра­ин­ские вла­с­ти гне­тут ме­лоч­ной опе­кой, мно­же­ст­вом бю­ро­кра­ти­че­с­ких про­це­дур и уло­же­ний, ме­ша­ю­щих рус­ским чув­ст­во­вать свою пол­но­цен­ность. Трав­ми­ру­ют рус­ское со­зна­ние на­зой­ли­вой на­ци­о­на­ли­с­ти­че­с­кой про­па­ган­дой, в ко­то­рой по-преж­не­му, и по­сле кра­ха Ющен­ко и Ти­мо­шен­ко, гос­под­ст­ву­ют львов­ские пред­став­ле­ния о тяж­кой дла­ни рос­сий­ской им­пе­рии, уг­не­тав­шей ук­ра­ин­ский на­род.

Рус­ские в Кры­му дав­но рас­ста­лись с ил­лю­зи­я­ми де­вя­но­с­тых го­дов, ког­да рас­пад Со­ю­за ви­дел­ся вре­мен­ным, а от­па­де­ние Кры­ма от пра­ма­те­ри-Рос­сии ка­за­лось не­воз­мож­ным. И в по­ли­ти­че­с­ких ви­х­рях ме­ре­щи­лось ос­во­бож­де­ние Кры­ма, упо­ва­ние на кор­пус мор­ской пе­хо­ты, на вос­ста­ние рус­ских. Эти ил­лю­зии ос­та­ви­ли буй­ные го­ло­вы крым­ских ре­во­лю­ци­о­не­ров, ко­то­рые ли­бо от­ко­че­ва­ли в Рос­сию, ли­бо пре­вра­ти­лись в ворч­ли­вых по­ли­ти­ков.

Моя про­по­ведь ев­ра­зий­ско­го со­ю­за как един­ст­вен­но воз­мож­ной фор­му­лы воз­вра­ще­ния Кры­ма в общее им­пер­ское ло­но, вос­со­е­ди­не­ния Кры­ма и Рос­сии че­рез ев­ра­зий­ский со­юз, эта фор­му­ла не тро­ну­ла серд­ца мо­их со­бе­сед­ни­ков. Ка­за­лась уто­пич­ной, слиш­ком от­да­лён­ной, не на­хо­ди­ла под­тверж­де­ния в си­ю­ми­нут­ных за­бо­тах и бе­дах.

В мо­ём "крым­ском по­хо­де" я всё вре­мя га­дал: что мо­жет лечь в ос­но­ву иде­о­ло­гии рус­ско­го Кры­ма? Ка­кая мес­си­ан­ская идея раз­бу­дит дрем­лю­щий дух рус­ской об­щи­ны? Ка­кая про­по­ведь долж­на про­зву­чать из уст рус­ских па­т­ри­о­ти­че­с­ких ли­де­ров?

Ра­кет­ный крей­сер "Моск­ва" — убий­ца авиа­нос­цев, ве­ли­ко­леп­ная се­рая сталь­ная гро­ма­да на изу­м­руд­ной во­де за­ли­ва. Его ра­кет­ный ком­плекс мо­жет на­не­с­ти 16 ядер­ных уда­ров в смер­тель­ной схват­ке мор­ской вой­ны. Его зе­нит­но-ра­кет­ные си­с­те­мы спо­соб­ны под­жи­гать сот­ни воз­душ­ных це­лей на ближ­них и даль­них дис­тан­ци­ях. Его не­дав­ний по­ход в Сре­ди­зем­ное мо­ре с груп­пой бо­е­вых ко­раб­лей, его по­яв­ле­ние у бе­ре­гов пы­ла­ю­щей Си­рии про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ли го­тов­ность Рос­сии сра­жать­ся за свои на­ци­о­наль­ные ин­те­ре­сы на Ближ­нем Вос­то­ке, в стра­нах Се­вер­ной Аф­ри­ки, в ак­ва­то­рии Сре­ди­зем­но­го мо­ря.

Се­го­дня Чер­но­мор­ский флот Рос­сии сто­ит на ли­нии ог­ня. Эту ли­нию стре­мит­ся прон­зить век­тор рас­ка­лён­ной экс­пан­сии. Удар ра­ди­каль­но­го ис­лам­ско­го во­ин­ст­ва, что сра­жа­ет­ся в Ли­вии, Ира­ке и Си­рии, ус­т­рем­ля­ет­ся в стра­ны Сред­ней Азии, неспо­соб­ные ор­га­ни­зо­вать свою обо­ро­ну, на рус­ский Се­вер­ный Кав­каз, рус­ское По­вол­жье, где при­та­и­лось вах­ха­бит­ское под­по­лье.

Но­вая боль­шая вой­на при­бли­зи­лась к гра­ни­цам Рос­сии. Ев­ра­зий­ский со­юз, ещё не сло­жив­ший­ся, ещё пре­бы­ва­ю­щий в фор­ме ге­о­по­ли­ти­че­с­ко­го эс­ки­за, уже под­вер­га­ет­ся мо­гу­чим уда­рам из­вне. Не­стой­кие ре­жи­мы Уз­бе­ки­с­та­на, Ка­зах­ста­на, Кир­ги­зии не вы­дер­жат уда­ра этой ра­ди­каль­ной ис­лам­ской плаз­мы. Всё про­ст­ран­ст­во у юж­ных гра­ниц Рос­сии взбур­лит ре­во­лю­ци­я­ми, вос­ста­ни­я­ми, сви­ре­пым кро­во­про­ли­ти­ем, про­ту­бе­ран­ца­ми бе­жен­цев, ус­та­нов­ле­ни­ем на этих ази­ат­ских про­ст­ран­ст­вах ре­жи­мов ра­ди­каль­но­го ис­ла­ма.

Чер­но­мор­ский флот, ещё не стре­ля­ю­щий, ещё не вы­бра­сы­ва­ю­щий де­сан­ты мор­ской пе­хо­ты, на­хо­дит­ся уже на вой­не. Всей сво­ей сбе­ре­жён­ной си­лой, всем со­ста­вом сво­их ко­раб­лей он защищает Рос­сию, за­сло­ня­ет Ев­ра­зий­ский со­юз, яв­ля­ет­ся обо­рон­ным эле­мен­том бу­ду­щей ев­ра­зий­ской им­пе­рии.

Я тро­гал на­гре­тые солн­цем кон­тей­не­ры с дрем­лю­щи­ми в них кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми. Ка­сал­ся ство­лов ско­ро­ст­рель­ных пу­шек. В ко­ра­бель­ной церк­ви при­кла­ды­вал­ся к об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, за­сло­ня­ю­щей сво­им по­кро­вом Рос­сию. Рус­ский Крым и его Чер­но­мор­ский флот яв­ля­ют­ся ча­с­тью той мес­си­ан­ской идеи, ко­то­рая долж­на вдох­но­вить рус­ских в Кры­му: они по-преж­не­му в ве­ли­ком рус­ском строю.

В дни ве­ли­кой обо­ро­ны Се­ва­с­то­по­ля по­дви­ги ге­ро­ев Кры­ма яв­ля­ют­ся не про­сто ис­то­ри­ей, не ме­мо­ри­аль­ной при­ме­той, а име­ют своё про­дол­же­ние в се­го­дняш­ней схват­ке, где вновь ре­ша­ет­ся судь­ба го­су­дар­ст­ва рос­сий­ско­го. В иде­о­ло­гии рус­ско­го Кры­ма, мо­би­ли­зу­ю­щей рус­ское со­зна­ние, по-преж­не­му при­сут­ст­ву­ет обо­рон­ная идея, де­ла­ю­щая Крым рус­ской ци­та­де­лью.

Хер­со­нес на краю Се­ва­с­то­по­ля. Бо­же­ст­вен­ной кра­со­ты ви­зан­тий­ский храм, ок­ру­жён­ный ки­па­ри­со­вы­ми ал­ле­я­ми, бла­го­уха­ю­щи­ми ро­ща­ми, сквозь ко­то­рые го­лу­бе­ет мо­ре с ту­ман­ны­ми про­хо­дя­щи­ми вда­ли ко­раб­ля­ми. У это­го див­но­го хра­ма слу­чи­лось не­ска­зан­ное чу­до: здесь при­нял кре­ще­ние князь Вла­ди­мир Свя­той. Здесь его кос­нул­ся перст Бо­жий. Бла­го­дат­ный свет пра­во­сла­вия про­лил­ся в его ду­шу на этом свя­щен­ном ме­с­те.

От­сю­да, от этих го­ря­чих кам­ней, с зо­ло­то­го кре­с­та, бла­го­уха­ю­щих роз чу­дес­ная си­ла ста­ла рас­про­ст­ра­нять­ся на се­вер, ох­ва­ти­ла ог­ром­ные про­ст­ран­ст­ва зе­мель, мно­же­ст­во пле­мён и на­ро­дов, лег­ла в ос­но­ву не­сколь­ких рус­ских им­пе­рий, сло­жи­лась в не­по­вто­ри­мую рус­скую ци­ви­ли­за­цию.

Рус­ский мир за­ро­дил­ся здесь, в Хер­со­не­се, в этой та­ин­ст­вен­ной ку­пе­ли. И эта ку­пель де­ла­ет Крым пра­ро­ди­ной Рос­сии, ме­с­том, где про­яви­ло се­бя ве­ли­кое рус­ское чу­до. То бе­зы­мян­ное, не име­ю­щее ис­то­ри­че­с­ких объ­яс­не­ний со­бы­тие, ко­то­ры­м пре­об­ра­жа­ют­ся кон­ти­нен­ты, спа­са­ют­ся от ги­бе­ли ве­ли­кие цен­но­с­ти, воз­ни­ка­ют гран­ди­оз­ные цар­ст­ва, совер­ша­ют­ся све­то­нос­ные по­бе­ды и по­дви­ги.

Иде­о­ло­гия рус­ско­го чу­да, свя­зан­но­го с Хер­со­не­сом, долж­на про­по­ве­до­вать­ся па­т­ри­о­ти­че­с­ки­ми ли­де­ра­ми Кры­ма, долж­на стать со­дер­жа­ни­ем со­вре­мен­ной крым­ской иде­о­ло­гии. Рус­ское чу­до, Крым­ское мес­си­ан­ст­во, ве­ли­кая меч­та о вос­соз­да­нии ев­ра­зий­ской им­пе­рии, где на­ро­ды, рас­се­чён­ные се­ки­рой пре­да­те­ля, вновь сой­дут­ся в брат­ский со­юз, со­еди­нив свои про­ст­ран­ст­ва, ре­сур­сы, свои на­ци­о­наль­ные ге­нии, не­по­вто­ри­мую кра­со­ту сво­их куль­тур и ве­ро­ва­ний. Об­ре­тут в этом со­ю­зе своё бы­лое ве­ли­чие, свои на­ци­о­наль­ные и все­лен­ские смыс­лы.

Я уно­сил из Кры­ма об­раз ра­кет­но­го крей­се­ра, за­стыв­ше­го на во­дах изу­м­руд­ной бух­ты, и за­пах вол­шеб­ной ро­зы, рас­цвет­шей в са­дах Хер­со­не­са.

1.0x