Сообщество «Форум» 00:00 14 марта 2012

Студенческие волнения

<p>Насущные проблемы студенчества активно обсуждались в течение всего предвыборного года. Например, чиновники Минобороны предлагали решать эти проблемы, отменяя отсрочки от армии для студентов младших курсов.«Счетоводы» из другого ведомства утверждали, что у нас развелось слишком много студентов и видели «выход» в сокращении числа учебных заведений. </p>

Насущные проблемы студенчества активно обсуждались в течение всего предвыборного года. Например, чиновники Минобороны предлагали решать эти проблемы, отменяя отсрочки от армии для студентов младших курсов. "Счетоводы" из другого ведомства утверждали, что у нас развелось слишком много студентов и видели "выход" в сокращении числа учебных заведений. Начало 2011 года было отмечено дискуссией о целесообразности сохранения всеобщих стипендий. Либеральные эксперты убеждали нас, что "незачем плодить иждивенцев" и что стипендии должны получать только "самые-самые", забывая о том, что сегодняшние студенты-граждане России уже сегодня, по сути, являются работодателями для тех, кто называет их "иждивенцами". А завтра на плечи вчерашних студентов ляжет восстановление экономической мощи России. Обсуждалось также и бедственное положение студенческих общежитий. 

13 сентября мне выпала возможность выступить с докладом на совещании у Президента РФ Дмитрия Медведева, в котором я подробно осветил проблемы, реально существующие в студенческой среде. Я также просил рассмотреть возможность увеличения размера стипендий до величины прожиточного минимума, обосновал необходимость расширения программы строительства новых общежитий и капитального ремонта уже существующих. Ну и наконец, предложил вернуться к частичной практике распределения выпускников. 

Сегодня более половины выпускников российских вузов не трудоустраиваются по специальности после окончания учебы. Осложняется это и тем, что у выпускников, как правило, отсутствует требуемый работодателями опыт работы. Поэтому представляется рациональным частичный возврат к системе "распределе- ния". Частный сектор или государство берут на себя обязанность оплачивать учебу студента и выплачивать ему стипендию в обмен на его обязательство отработать по распределению установленный срок после окончания учебы. Таким образом гарантируется трудоустройство по специальности и первое рабочее место. А государство поддерживает молодыми кадрами те уголки страны, где ощущается недостаток собственных специалистов, в частности регионы Сибири, Кавказа и Дальнего Востока. Стоит отметить, что движение к системе "распределения" выпускников уже началось. 

В области стипендиального обеспечения подвижки оказались заметными и ощутимыми уже сегодня. Так, с сентября 2011 года на 100 рублей возросла минимальная величина стипендии и составила 1200 рублей, а с января 2012 года стипендиальный фонд увеличился на 20%, что позволило поощрить увеличенными стипендиями наиболее отличившихся студентов. И наконец, одним из предвыборных обещаний Владимира Путина стало увеличение социальных стипендий до уровня прожиточного минимума в 5000 рублей, которое должно быть реализовано уже в следующем году. Тем не менее, увеличение стипендий коснется все же не всех. А ведь значительная часть студентов во время учебы живет отдельно от родителей и ведет самостоятельное хозяйство. Унизительно низкий уровень стипендиального обеспечения ведет к тому, что большинство студентов на время учебы вынуждены подрабатывать (в основном в учебное время), что, безусловно, вредит качеству подготовки специалистов. Подрабатывающие студенты пропускают учебные "аудиторные часы" и практически не имеют времени на самостоятельные занятия дома. В результате индивидуальные работы студентов (рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы) скачиваются из интернета или покупаются "на заказ". Не говоря уже о степени усталости студента после работы в ночную смену. Для того, чтобы выпустить качественного специалиста, необходимо обеспечить его крышей над головой и дать человеку возможность полноценно учиться, не думая о том, что он сегодня будет есть на ужин. 

И если в отдельных регионах стипендия в 2000 рублей при средней зарплате в 3-4 тысячи является существенным подспорьем, то в той же Москве этих денег едва хватит на оплату транспортных расходов. При этом до сих пор остается нерешенным вопрос с налогообложением материальной помощи, выплачиваемой нуждающимся студентам. Сегодня эта помощь облагается НДФЛ, хотя получе- ние государством доходов с материальной помощи является, по меньшей мере, бестактным. До декабря 2010 года подобная практика отсутствовала, однако Минфин, похоже, решил "затянуть пояса".

После перехода на прием студентов по результатам ЕГЭ резко возросло количество студентов, поступающих в ВУЗы не по месту жительства. При этом реально существует хроническая нехватка мест в общежитиях. Большинство из них не отвечают требованиям, предъявляемым современностью, многие построены достаточно давно и нуждаются в капитальном ремонте. Аренда жилья в Москве и многих крупных городах для большинства студентов экономически невозможна. Таким образом, необходима большая программа по строительству новых общежитий. Образование, как и культура, и здравоохранение, не должны финансироваться по остаточному принципу — ведь именно эти отрасли формируют "фундамент нации". 

Можно ли реально ставить вопрос о модернизации страны, если мы изначально не обеспечиваем нормальных условий для подготовки специалистов?

1.0x