Авторский блог Сергей Угольников 15:24 25 июня 2015

Стройный метр

Идеи фильмов получаются из ерунды. Тот же «Блогер» случился из-за того, что однажды протянула мне девушка визитку - «такая-то, такая, блогер». Дальше некуда, у людей появилась самоатрибуция, примерно как корочки «Я – идиот» на Арбате девяностых, только здесь всерьёз. Деградация пошла семимильными шагами, пора запускать проект. «Смуззи в портрете инстаграма» случился из-за такой же нелепицы - созерцания «болотных» протестов. Сразу было понятно, что результат митингов будет никаким - подкачал генотип участников. Но такая прекрасная массовка шляется впустую, обидно упускать.

Автор "Завтра", режиссёр Сергей Угольников закончил съёмки фильма «Смуthи в портрете ин100грамма». Предлагаем вниманию читателя – размышления Угольникова о процессе съёмок независимого фильма, о современном кино.

Монтаж, конечно, важнее аттракциона. У меня есть знакомые, которые видели «Криминальное чтиво» один раз и давно, а «Аватар» раз шесть пересматривали. Но согласны с тем, что произведение Тарантино – это кино, а Камерон – нет. «Искусство кино» расползается в разные стороны. Как спринт и марафон, вроде всё по форме - бег, но по существу – разные виды спорта. Причём даже пределы расщепления «кино – балаган» - понятны. Фрейдистские мотивации с эффектом «3D» не цепляют. То, что было заявлено фильмом «Газонокосильщик» как прогресс – оказалось инфантилизацией. Кресла скачущие, ветер для «эффекта присутствия», что там ещё придумают чтобы заманить зрителя в зал – поди их знай. Не пурист, но к искусству это имеет мало отношения, поэтому важнее всего в фильме – режиссёр монтажа. По сути, он занимается тем же, чем редактор книги. Самому свой текст – отредактировать нельзя, ну если только пару лет дать произведению отлежится. То, что просто режиссёру или оператору кажется важным – режиссёр монтажа вырежет, как лишнее, не цепляющее, и будет прав. Без оператора – кина не будет. И без звукооператора. Без сценариста – тоже не разбежишься. Без актёров пока сложно, но подвижки в правильном направлении - идут. А вот без режиссёра – вполне обойтись можно. Хотя нет, плевки разочарованных зрителей и репрессии правоохранительных органов – это всё к режиссёру, пускай пока остаётся.

***

На сайтах с «народным финансированием» (краудфандинге) бюджет на фильм собрать можно. А вот хороший фильм снять – нет. На результаты инвестирования достаточно посмотреть, не первый же год система сбора работает. Единственное, что все вспоминают в этой связи - «Железное небо». Один запоминающийся результат при таком активном сборе – не маловато ли? Тут скорее возникает сомнение, не было ли финское произведение снято на деньги краудфандинговой платформы, для раскрутки сайта, живущего с процентов от всенародной поддержки. Потому что причины неудач фильмов с «народным финансированием» – понятны. Такое кино снимается не для зрителей, а для читателей страниц в социальных сетях. Это блогерское явление. Созданный фильм смотрят те, кто прикипел душой к странице в соцсети, и им это нравится как продолжение страницы в интернете, а зрителям с улицы – не очень, да и по гамбургскому счёту – так себе. То же самое часто происходит с патриотическими или «духовными» фильмами, но это – отдельная грустная тема. Ведь высидит целевая аудитория сеанс до конца, и заставит себя считать, что присутствовали на очень глубоком фильме, который «бездуховные твари» понять не могут. Нет, лучше уж лучше «продакт плейсмент», скрытая реклама, так - честнее.

***

Без денег снимать и привычнее, и интереснее. Да и для кармы лучше, потому что предъявить постфактум политический или экономический заказ – невозможно. Только дольше процесс длится, конечно, с деньгами было бы гораздо быстрее. Перейти из категории авторского в зрительское (как и обратно) – можно, был бы смысл. Зачем проводить время и тратить силы в компании неинтересных людей, если можно в компании интересных и хороших? Мне со Всеволодом Емелиным или Юрой Макагоном после съёмок выпить приятнее, чем с «кинозвёздами», незнамо кем назначенными. Зачем тужиться с дедлайном - когда всем и без него весело? Перестают волновать не только вероятные продюсерские закидоны, но и цензура побоку. Кстати, надо будет указать на афише фильма возрастное ограничение 88 плюс, и пускай у надзорных органов череп от напряжения треснет. Формат не волнует. Не натягиваем для полного метра, а оставляем столько, чтобы динамично было. Пусть будет обозначение «тощий метр». Или «стройный». Протолкнуться с произведением на большие жирные экраны тоже – был бы смысл. А когда знаешь, что больших экранов не будет – лучше представляешь себе свою аудиторию. «Суперменов» и «тарковщину» – исключаем заранее. Потом – придумываем историю, понятную и интересную для компании, зовём друзей и объявляем им, что прошли они кастинг. У них могут, конечно, быть свои планы, но это поправимо. А если вдруг дорогие друзья подводят, то случайно приходит девушка, просто посмотреть на съёмки. И становится одной из центральных фигур действия. За деньги такого не бывает.

***

Конечно, фильм будет категории «Ы», но картинка изредка получается такая, которой и в категории «А» позавидовать могут (слава оператору Ростиславу). Ну, мы же думаем над композицией, хоть и не всегда. И издеваемся в процессе создания над потенциальными результатами, называем творение «Уроуд-муви», или, как сейчас, на созвучии со словом «Смуззи» - «Смуви», но глянешь на то, что происходит за кадром - и не фильм получается, а какой-то социокультурный феномен. «Для лулзов» же заявил, что фильм формирует действительность, но в какой-то мере - так и получилось. Смерти на мосту, золотые пистолеты, санкции от международных платёжных систем. Свадьбы героев – произошли и в сюжете, и жизни. «Левиафана» удачно Роднянский раскрутил, теперь все знают, что история про Буратино – это же Иона во чреве кита. «Золушку» назвали Пепелюшкой ещё до всех событий, и даже украинская корректировщица Савченко после «голодовки» в узилище - потребовала себе не абы чего, а смуззи. В Инстаграм такие совпадения – точно годится.

***

Идеи фильмов получаются из ерунды. Тот же «Блогер» случился из-за того, что однажды протянула мне девушка визитку «такая-то, такая, блогер». Дальше некуда, у людей появилась самоатрибуция, примерно как корочки «Я – идиот» на Арбате девяностых, только здесь всерьёз. Деградация пошла семимильными шагами, пора запускать проект. «Смуззи в портрете инстаграма» случился из-за такой же нелепицы - созерцания «болотных» протестов. Сразу было понятно, что результат митингов будет никаким - подкачал генотип участников. Но такая прекрасная массовка шляется впустую, обидно упускать. Примерно так же обидно, как от того, что под московский смог когда-то подсуетиться поснимать - не успел. Ведь когда найдётся бюджет на такую же толпу, а рисовать на компьютере – не комильфо. Массовка должна быть выпуклой, объёмной, честной, как у Харлана. Эстетизация политики – задача куда как более интересная, чем политизация эстетики. Массовка должна была превратиться из субъекта (каковым она почему-то себя считала) – в объект. Обязана толпа была послужить точкой отсчёта действия – и справилась со своей функцией.

***

Сценарий под событие подверстать – задача несложная, на самом деле, сложнее оператора найти, актёров симпатичных, режиссёра монтажа и звука. Если кажется, что непрофессиональный актёр сыграл недостаточно убедительно – опять же, режиссёр виноват. Надо было роль тщательнее продумывать. Не человек для сценария, а сценарий для человека. Говорят, что это сейчас модно, придуманы жанры – мокьюментари, «герилья фильм мейкинг», и прочие бесовские нерусские названия. Поди знай, насколько наш фильм под этот жанр попадает. Мне раньше казалось, что неожиданный всплеск интереса к документалкам – это попытка спекульнуть, как в девяностые, вписаться в муть, чтобы вывез социальный лифт на этаж повыше. Примерно как Подниексы, Учители и прочее добро, на которое смотреть сейчас – так же неудобно, как слушать тексты Кормильцева в исполнении Бутусова. Непроходимый инфантилизм, как пубертат подростковый. И, наверное, в той части, которая является «мейнстримом» документалистики РФ, или то, что проходит по разряду «.doc» – всё так и есть, смотреть на этот тупой междусобойчик алчущих грантов – изначально не совсем разумно. Но есть же Виктор Косаковский или Алёна Полунина, фильмы которых – по-разному, но прекрасны. Так что настоящая документалистика в кинопроцессе – получается, скорее, аналогом нон-фикшн в литературе. Но есть, конечно, киноспецифика. Документалка – может быть без сюжета и ни о чём.

***

Экранизации не люблю, хотя просмотреть «Место встречи изменить нельзя» - рациональнее, чем читать «Эру милосердия». Прямая конвертация из литературы в кино обесценивает и так весьма условный язык кинематографа. «Шёл – поскользнулся - упал – очнулся – закрытый перелом» – на экране смешно, а в тексте – не очень. Да то же «Прибытие поезда» - как можно словами описать? Лучшая экранизация «Идиота» Достоевского – это «Даун-Хаус», который имеет к оригиналу весьма отдалённое отношение. Фёдора Михайловича – лучше читать, а не смотреть. «Вам что нужно - глянцевые картинки с голыми тётками или книгу в шестьсот страниц с непонятными русскими фамилиями»? Хотя тиражи массовой литературы – экранизации вперёд толкают, не поспоришь. Но тут нужны студии, стратегия, длительные капвложения, копирайт и всё то, с чем умнее возиться корпорациям, а не энтузиастам на коленке. Возвратно-поступательные Гарри Поттеры вступают в бой с «Ночными дозорами».

***

Кинотеатр в США – это же стиль жизни. Там не только фильмы крутят, но и боксёрские поединки транслируют. Или балет живьём по спутниковому сигналу. И вот приходят посмотреть балет - в кинотеатр, а там зрители попкорн жрут. Спасибо, что не в смокинге. И, с одной стороны, понятно, что такой «лайфстайл» - нам не нужен. С другой – очень наглядная разница между формами медиа и культурой потребления в Штатах и Европе. Многое изменить невозможно. Лидерство американской киноиндустрии на многом завязано. К примеру, на культуре потребления комиксов. В Европе – всё-таки не то. Астерикса и Обеликса можно вспомнить, но их и раскручивали в порядке государственного укрепления «скреп», «наши предки были галлы» - как завещал Монтескье. Были прекрасные рисовальщики, но «культовых» героев, Тинтина какого-нибудь, просто так – и не вспомнишь.

В Российской Федерации вообще всё сложно. Лубки с «милордами глупыми», в целях ликвидации безграмотности, наверное – выкорчевали, и во времена СССР – не культивировали. А то, что появилось после падения железного занавеса – постмодерн, «искренности», корней – нет. «Марвелл», конечно, тужится, но его проблема в том, что он – не здесь, не создаётся субкультура. В Штатах же «искренние» (синоним – не отягощённые интеллектом») комиксы – остались, и «пипл хавает», и рисовальщики не в накладе. При этом комикс не только история, но уже готовая раскадровка, не надо особенно морочиться, картинка придумана. Наснимать комиксов для подростков (основному потребителю масс-культа), вырастут – возможно, сходят на «Крёстного Отца» или на фильм Коэнов. У которых, кстати, с картинкой (выросшей из потребления комиксов) – всё нормально. Классика – это Кевин Смит, аналогов которому в РФ нет. Все хотят большие бюджеты пилить, за результат не отвечая. Киностудия имени Горького в СССР была, но не было этой глуповатой, но утилитарной индустрии развлечений.

***

Тарковщина, кстати – типично европейское явление. Как футбол. Американцы говорят, что смотреть, как играют в соккер – то же самое, что наблюдать, как растёт трава. В американском футболе – мяч схватил и – «беги, Форрест, беги». Или бейсбол – кинул – отбил – поймал – побежал - выбил. Баскетбол – время на атаку прошляпил – трёхочковый не считается. А в футболе - ходят, выжидают момента, перепасовываются, «кружева плетут». Или вовсе ничью катают. И половина болельщиков - нулевому результату будет рада. Вот ёжики в тумане и размножаются, для Штатов такое – не автохтонно. Зато у них драки лучше ставят. Потому что есть такой «спорт» как рестлинг. Битва, где все результаты известны заранее, без рекламы и тотализатора, в чистом виде - дзен. Такой атавизм европейских цирков начала прошлого века, ковёрных борцов, для которых главное не победа, а радость зрителей, борец – он же клоун. Но ведь тоже – болеют, переживают зрители. Чуть ли не пятый по посещаемости вид спорта в США. И лупят друг - друга очень убедительно, хоть и не больно. В принципе – хороший аналог политики, в которой всё – понарошку, но со страшным выражением лица. Поэтому европейские политики на фоне американских кажутся нелепыми в своей серьёзности. Но если раздать им роли зомби, роботов, инопланетян – можно снять неплохой фильм.

******
«Смуthи в портрете ин100грамма»

Режиссёр монтажа - Анна Амелина

Звукорежиссёр - Иван Быков

Режиссёр-оператор - Ростислав Краснопёров

Операторы - Борис Гришин, Анна Амелина, Екатерина Богданова, Ирина Гаврилица

В ролях:

Золушка - Анна Зайцева

Принц-банкир - Юрий Скоростной

Лесник, Отец Золушки - Всеволод Емелин

Мачеха - Алёна Михайлова-Фибоначчи

Сестра Золушки - Екатерина Боброва (Сумеркина)

Буратино, Гебешник, Сын Лесника - Никита Сумеркин

Фея-ведьма - Оксана Миронова

Паж-вредитель - Денис Борисов

Приспешники Буратино - Велемир Шустов, Миха Поршень

Ребёнок-цветок - Дарья Миронова

Красивые сёстры Сестры - Владислава Рысь

Уорхол-Развратник - Михаил Северский

Певица песни - Екатерина Забава Косякова

Песенник - Человек Более Известный Как Вася Ложкин

Режиссёр - Сергей Угольников

Использованы композиции групп «Вася Ложкин и какие-то Люди», «Палево», «Церковь Детства», «Среднерусская Возвышенность».

1.0x