Авторский блог Роман Илющенко 13:13 29 октября 2018

Стреляющая безответственность

Давайте, наконец, очнёмся и зададимся вопросом: «Что происходит?»

Потрясшие всю страну событие прогремело эхом взрыва и выстрелами на сей раз в Керчи. 21 погибший, более 50 раненых – таков итог бойни, устроенной в колледже его учащимся 18-летним Владиславом Росляковым.

Почему «на сей раз»? Потому что нечто подобное происходит у нас в стране с пугающей периодичностью. Только в этом году уже зафиксировано четыре аналогичных случая. 15 января устроил поножовщину в пермской школе психически неуравновешенный старшеклассник, подбив к этому товарища. Через два дня ученик сельской школы из Челябинской области во время ссоры ранил ножом однокашника. Два дня спустя кошмар повторился в Улан Удэ, где нападавший старшеклассник сначала поджёг класс, а потом, вооружившись топором, нанес тяжёлые раны нескольким учащимся. И, наконец, в апреле 2018-го в школе башкирского Стерлитамака очередной герострат поджог класс и ранил двух человек ножом.

Друзья, это не Америка, это наша с вами Россия! Давайте, наконец, очнёмся и зададимся вопросом: «Что происходит?» Как говорили раньше в подобных случаях: куда смотрели родители, школа, комсомол, милиция? Давайте по порядку.

Родители. Парень рос в, увы, пугающе типичной российской семье, воспитываясь матерью одиночкой, практически не общаясь с отцом. При детальном анализе ситуации выясняется, что в России в условиях высокого уровня разводов и внебрачной рождаемости около половины детей и подростков значительную часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в неполной семье, то есть без здорового мужского и отцовского влияния.

Практически все участники нападений в школах, выросли и воспитывались в неполных или неблагополучных семьях. Одним словом, нам бумерангом возвращается снижения социальной ответственности родителей, разрушение семейных очагов и забвение добрых традиций воспитания юного поколения.

Если к этому добавить, что мать террориста была членом запрещенной в России секты иеговистов, в учении которой (как, впрочем, и любой другой секте) красной нитью проходит мысль о богоизбранности её адептов, то многое проясняется. Очевидно, что Росляков не страдал излишней религиозностью, но идеология своего избранничества ему вполне подходила. Для вершения суда над другими и снятия возникших у него душевных противоречий и претензий к непонимающему его миру.

Школа или колледж. Давно прошли те времена, когда в учебных заведениях занимались воспитанием подрастающего поколения. Наши школы, ставшие ГБОУ и МОУ превратились в конвейер по предоставлению образовательных услуг с тяготением к их оплате. Да, остались и классные руководители, и даже кое-где завучи по воспитательной работе. Появились даже психологи с утверждёнными руководством планами работы, но если в стране официально нет идеологии и чётко выраженного видения будущего в виде национальной стратегии и продуманной молодёжной политики, то не превращается ли их бурная деятельность в отрабатывание номера?

Ведь что отталкивает молодёжь больше, чем формализм, заорганизованность и попытки воспитать её в духе… Кого? Может быть цареубийцы Петра Войкова, на улице которого располагался колледж и в советское, и в украинское, и в «крымнашенское» время?

Комсомол, пионерия. Этих организаций, пусть и казённо, но занимающихся хоть каким-то воспитанием детей и юношества, давно уже нет. А вакуум воздействия на сердца и души подростков и молодёжи долго – пугающе долго оставался незаполненным. Но, согласно естественных физических законов, не терпящих пустоты, он всё-таки заполнялся. На вопрос: «Чем?» каждый в состоянии ответить самостоятельно.

Мой вариант: примерами антигероев бандитских сериалов, развратной рекламой лёгкой жизни, разжиганием ненависти к более удачливым и жаждой скорой наживы. Мало что изменилось и сейчас. Практически не смотрю телесериалы и редко хожу в кинотеатры, но недавно, посетив, ужаснулся. Вот название только одного из фильмов, который спокойно шел в прокате: «Счастливого дня смерти», голливудского производства. Основные его зрители, как нетрудно догадаться, молодёжь! А до этого был раскрученный до невероятных масштабов мейнстрим на тему расстрела в американской школе «Колумбайн», ставший готовым сценарием для доморощенных колумбайнеров из Улан-Удэ, Стерлитамака и теперь Керчи.

А вот собственно, о душе, как бессмертной, Богом данной каждому из нас субстанции, в которой и зарождается все наши помыслы, никто ни в Росмолодёжи (аналоге комсомола?), ни в Министерстве науки и образования, не вспомнил. И Церковь в школы и вузы так и не пустили. После долгих полемик и баталий, после промывки мозгов через СМИ, выбор большинства педагогов и родителей был сделан в пользу предмета «Светской этики». Но в первых строках этого учебника утверждается, что мерилом добра и зла является вовсе не Бог, а сам человек. Вот он в лице Рослякова и увидел, что добрым быть невыгодно, сознательно встав на сторону зла. Что там дальше?

Милиция. Правоохрантельные органы, сменив вывеску, по-прежнему пытаются сдерживать натиск противоправной активности среди молодёжи и подростков. Фактически они остаются в этой не слишком прочной цепочке едва ли не единственным крепким звеном, по настоящему заинтересованным субъектом. Потому что с Министра и его подчинённых, а не с родителей и даже директоров школ и вузов строго спрашивают за участившиеся случаи школьного терроризма и помолодевшую преступность.

В МВД этой трудной работой занимаются, согласно своим служебным обязанностям, инспектора по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченных. При этом нагрузка последних многократно возросла со времени выхода на экраны фильмов об успевавшем везде Анискине.

Работа в основном профилактическая, но силы явно неравны, ведь вместе с детскими комнатами милиции и колониями для несовершеннолетних преступников, канули в Лету и опытные педагоги с многолетним стажем работы в школах и милицейскими погонами на плечах. Они, слава Богу, и сейчас ещё есть среди полицейских, но перманентные реформы ведомства не позволяют наладить им работу и закрепить намеченные успехи. Больше получается «бить по хвостам» и возбуждать ходатайства о привлечении к ответственности… безответственных родителей. Более строгие меры к распоясавшимся хулиганам применять сложно - не позволяет закон. А между тем,

Согласно соцопроса, 28% россиян считает, что для того, чтобы предотвратить подобные происшествия в учебных заведениях, необходимо в первую очередь повысить уровень охраны. За то, чтобы заменить бабушек-вахтерш на профессионалов-росгвардейцев, предоставив им право досмотра учащихся высказались ещё 18%. Итого, почти половина - 46%.

Еще 16% респондентов считают необходимым проводить воспитательные работы с учащимися. Кроме того, 12% опрошенных утверждают, что нужно больше времени уделять воспитанию детей и молодежи как в школе, так и в семье. В сумме 28% или почти треть.

Каждый десятый (9%) участник опроса отмечает, что необходимо ужесточить законодательство в сфере ответственности и обращения оружия, и всего 7% опрошенных высказались за ограничение показа насилия по телевизору и запрет компьютерных игр.

Подводя итог, задумаемся, не многовато среди нас людей, готовых всю ответственность свалить на стрелочников-вахтёров, плохих педагогов или продавцов огнестрела? Не правильнее будет ужаснувшись от содеянного, заглянуть в наши обезображенные грехами души, вспомнив, если не о Боге, то хотя бы о своих родительских и гражданских обязанностях?

1.0x