Авторский блог Надежда Диас 19:21 14 сентября 2017

Страсти "Нарвского водопада"

К 225-летию П.А.Вяземского

Гражданская лирика была очень характерна для Петра Андреевича, и я уже об этом писала, но иногда он позволял себе написать что-то и о любви. Одним из самых удивительных творений на этом поприще является «Простоволосая головка». Несколько лет назад я купила книгу под названием «Нежные стихи», в этой книге были собраны все лучшие образцы любовной лирики разных поэтов, и в ней я нашла «Простоволосую головку». Да, конечно, стихотворение написано с удивительной нежностью и простотой, но, в то же время, и с каким-то необыкновенным изяществом. Это стихотворение относится к поэтическому диалогу Вяземского с Пушкиным, так как в нем Петр Андреевич сравнивает девушку со стихом Пушкина. Александр Сергеевич поблагодарил Вяземского за этот стих.

Из любовной лирики Вяземского мне нравится «Моя вечерняя звезда», а стихотворение «Ты светлая звезда» я считаю просто потрясающим. Прочтите их, и Вы ещё раз убедитесь в необыкновенном таланте этого поэта. Петр Андреевич был большим мастером пейзажной лирики. Читаешь его стихи, и перед твоим взором возникают прекрасные картины природы. Из пейзажной лирики поэта я бы выделила следующее: «Kennst du das Land?», «Петербургская ночь» (так и просится на музыку), «Сумерки», «Зима», «Пожар на небесах - и на воде пожар», «Зимняя прогулка», «Как свеж, как изумрудно мрачен...». Но эти стихотворения можно отнести и к элегиям, так как в большинстве из них через описания природы показаны человеческие чувства. Среди бесспорных элегий Вяземского особенной известностью всегда пользовались «Первый снег» и «Уныние». А что такое «Нарвский водопад»? О том, что стихотворение «Нарвский водопад» не относится к пейзажной лирике, поэт сам написал в письме к Пушкину: «Вбей себе в голову, что этот весь водопад не что иное, как человек, взбитый внезапною страстию» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.450).

Элегии Петра Вяземского «не похожи на «унылую элегию» тем, что элегическая тональность не переходит в эмоциональную однотонность; лирический герой то и дело «оживляется», то в упоении описывая русский зимний пейзаж, то увлекаясь смелой и неожиданной метафорой или уподоблением, принадлежащими совершенно иному, не элегическому, а скорее сатирическому жанру» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.335).

Сатира играла важную роль в творчестве поэта. В куплетной форме написана одна из самых сильных его сатир - «Русский бог». В ней мы видим «отвращение Вяземского к лакействующей бюрократии» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро., 01.02.2014). Сатира написана в 1828 году, а опубликована только в 1854 в Лондоне в Вольной типографии Герцена:

«Бог голодных, бог холодных,

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он, русский бог.

...Бог всех с анненской на шеях,

Бог дворовых без сапог,

Бар в санях при двух лакеях,

Вот он, вот он, русский бог.

В бумагах К. Маркса сохранился специально для него сделанный перевод "Русского бога"»(lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро., 01.02.2014).

Среди своих товарищей по перу Петр Андреевич выделялся, как мастер хлестких эпиграмм. «Сохранился протокол первого организационного заседания «Арзамасского общества безвестных людей», в котором есть запись о том, что Вяземский заочно принят в его члены. Жуковский дал ему прозвище Асмодея, князя тьмы, язвительного и насмешливого» (Вадим Соколов. Рядом с Пушкиным. Харьков. Издательско-коммерческое предприятие «Паритет ЛТД», 1991, стр.122), как его эпиграммы. И действительно, его эпиграммы бьют не в бровь, а в глаз! Например, эта:

«На некоторую поэму (на поэму А.Н.Грузинцева)

«Отечество спаслось Кутузова мечом

От мстительной вражды новейшего Батыя,

Но от твоих стихов, враждующих с умом,

Ах! не спаслась Россия!» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.63).

Или эта, написанная по поводу выхода в свет сборника стихов Жуковского «Для немногих»:

«Вписавшись в цех зоилов строгих,

Будь и к себе ты судия

Жуковский пишет для немногих,

А ты для одного себя» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.120).

Не побоялся Петр Андреевич написать и эпиграмму на Фаддея Булгарина («Важное открытие»).

Есть у поэта и совсем необычная эпиграмма. Это «Спасителя рожденьем..»(1814-1817). Это так называемый ноэль - народная духовная песня, прославляющая рождение Христа. С конца 18 века так «стали называть сатирические куплеты, сочинявшиеся к рождественским праздникам» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.428). ««Спасителя рожденьем...» написано канонической для ноэлей восьмистрочной строфой с определенным чередованием шестисложных, восьмисложных и тринадцатисложных стихов» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.428). В ноэле Вяземским осмеян 21 известный сановник и литератор 1810-х годов.

Среди эпиграмм Петра Андреевича мое внимание привлекла эпиграмма, написанная на переводчика на русский язык древнегреческой поэтессы Сафо Голенищева-Кутузова. Выражение «водяные стихи» из этой эпиграммы показалось очень забавным.

В молодые годы Вяземского многие из его эпиграмм были обращены против литераторов из «Беседы любителей русского слова» - Ширинского-Шихматова, Шаховского, Шишкова и др.

А в старости, когда его взгляды стали реакционными, он писал и против обличительной литературы 1850-60 годов. «Вяземский писал эпиграммы во все стороны. Сегодня он высмеивал Герцена, а завтра М.Н.Каткова» ( М.Гиллельсон. Петр Андреевич Вяземский lib.2-all.com/?book=107106, стр.6, 01.02.2014). К эпиграммам против обличительной литературы относится «С тех пор, как упраздняют будку...».

Еще в 1816 году, зная свой острый язычок, Вяземский как бы попросил прощение у тех, на кого писал эпиграммы, сказав в стихотворении «К перу моему», о том, что сам-то он пишет эпиграммы, а имеет в стихах огрехи.

Литературовед Л.Гинзбург считает, что «нe удовлетворяясь традиционными сатирическими формами, Вяземский создает своеобразный, в 1820-1830-х годах новый на русской почве тип "газетного стихотворения", стихотворного фельетона (этому жанру предстояло развиться в русской сатирической поэзии второй половины XIX века)» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро., 01.02.2014).

Писал Асмодей и басни. И написал их много. Есть у него и такие произведения, которые по структуре напоминают басню - в конце стихотворения есть вывод, но сам поэт их баснями не называл. Особенно интересна басня Вяземского «Два чижа».

В молодости Петр Андреевич считал лучшим баснописцем Дмитриева, но потом все-таки оценил Крылова. И написал песню «На радость полувековую» по случаю 50-летия творческой деятельности Ивана Андреевича. В ней есть такие строчки:

«Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Ее давно мы затвердили,

Ее и внуки затвердят» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.259).

И, написав эти строчки, оказался провидцем. Со времени Крылова прошло порядка 8 поколений, и не только внуки Петра Андреевича, но и современные школьники, в этом далеком от него году, учат басни Ивана Андреевича.

От басен Вяземского перейду к особым жанрам в его творчестве. Прежде всего, это песни (к ним и относится вышеназванное творение для Крылова). Но есть и другие. Так, песни из водевиля «Кто брат, кто сестра?» принадлежат именно перу Петра Андреевича, в то время как прозаическую часть водевиля написал Грибоедов. Бенефис совместного произведения состоялся в Московском императорском театре Ф. Ф. Кокошкина 24 января 1824 года.

Из этого водевиля особенно известна «Песня Зеваки». Музыку к ней написал композитор Верстовский.

Творчество Вяземского привлекло внимание режиссера Эльдара Рязанова и в своем фильме «О бедном гусаре замолвите слово» актеры Наталья Гундарева и Станислав Садальский исполняют песню «Хандра» на стихи поэта и музыку Андрея Петрова. А стихотворения «Тройка» и «Роза и кипарис» давно стали романсами.

Много у Петра Андреевича и посланий к друзьям, например, одно так и называется «Послание к Тургеневу с пирогом». Но послания у него разные. Сначала они с подчеркнуто камерным колоритом, противопоставленные учительному посланию 18 столетия. Затем в его посланиях «вновь выступают черты дидактико-моралистического «серьезного» жанра с элементами сатиры - в ее расширительном понимании (инвектива - рассуждение)» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.335-336).

И третьим необычным жанром некоторые авторы называют стихотворения-путешествия, когда Вяземский описывает что-либо из окна своей коляски. Л.Гинзбург называет эти стихотворения родом «фельетонного обозрения из окон кареты или коляски» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., Л.Я.Гинзбург. П.А.Вяземский. Весеннее утро., 01.02.2014). В этом роде, в первую очередь, надо назвать стихотворение, которое так и называется «Коляска» с подзаголовком (отрывок из путешествия, в стихах). Радищев когда-то написал свое «Путешествие из Петербурга в Москву», но он писал о тяжелой жизни народа в прозе. Здесь же подобные мысли даны в стихах:

«Прости, блестящая столица!

Великолепная темница,

Великолепный желтый дом,

Где сумасброды с бритым лбом,

Где пленники слепых дурачеств,

Различных званий, лет и качеств,

Кряхтят и пляшут под ярмом» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.187).

К подобным стихам-путешествиям можно еще отнести и три других стихотворения. Это «Станция», «Ухаб» и «Дорожная дума»(1841 года). И здесь мы опять слышим грустный голос автора:

«Встают ли села предо мною,

Святыни скорби и труда,

Или с роскошной нищетою

В глазах пестреют города!» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.267-268).

Конечно, эти стихотворения можно отнести и к гражданской лирике поэта. «Дорожная же дума» 1830 года и «Еще тройка» - лирические стихотворения и перекликаются с пушкинской «Зимней дорогой».

Я уже не раз подчеркивала то, что поэзия Вяземского - это поэзия мысли. Но для меня она привлекательна еще и тем, что произведения поэта высокохудожественны. Для меня Вяземский, в первую очередь, мастер удивительных сравнений, олицетворений, метафор и аллегорий.

Как прекрасно он олицетворяет осень в одноименном стихотворении: «Кокетничает осень с нами...» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.388)! И далее следует метафора:

«Красавица на западе своем

Последней ласкою, последними дарами

Приманивает нас нежнее с каждым днем» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.388).

Удивительно красивое стихотворение!

Другую интересную метафору мы находим в первой строчке стихотворения: «Жизнь наша в старости - изношенный халат...» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.394). Прочитаешь эту фразу, и становится грустно-грустно, всё уже понятно.

Грустно становится, и когда мы видим перед собою не море, а живое существо в стихотворении «Брайтон» (метафора):

«О чем ты, море, так тоскуешь?

О чем рыданий грудь полна?» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.260).

Ночью в Ревеле («Ночь в Ревеле») море для Вяземского становится совсем страшным - похожим на тигра. Вот это сравнение:

«Что ты, в радости ль, во гневе ль,

Море шумное, бурлишь,

И, как тигр, на старый Ревель

Волны скалишь и рычишь?» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.272)

А в стихотворении «Босфор» море сравнивается с усталым больным:

«Море вздрогнет порой - как усталый больной,

Облегчившись от мук, дух с трудом переводит» (П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.288).

На Босфоре же Петра Андреевича в другой раз восхитили звезды. И «Ночь на Босфоре» дает нам интересное олицетворение, здесь живой становится звезда:

«Вот одна звезда из среды подруг

Покатилась к нам и погасла вдруг» ( . П.А.Вяземский. Стихотворения. Библиотека поэта. Ленинград. Советский писатель.1958, стр.290).

Я могла бы еще долго перечислять интересные метафоры, олицетворения и сравнения, найденные мной у поэта Вяземского, но одной этой теме можно посвятить целый большой труд, и я остановлюсь на перечисленном. Конечно, в своей поэзии Петр Андреевич использовал и аллегорию, ведь он написал много хороших басен.

Разбирался Вяземский прекрасно и в стихосложении. Я уже писала о его ноэле, а однажды он, желая показать, что произведение «К друзьям» навеяно «Пуншевой песнью» Шиллера, написал его в двустопном дактиле с женской и мужской рифмами.

Исследователи говорят о «неканоничности» языка Петра Андреевича: «он свободно смешивает различные стилевые пласты и иной раз производит сложные операции с синтаксисом, добиваясь впечатления выразительной неправильности бытовой речи. Вместе с тем в жанровом отношении Вяземский - традиционалист в гораздо большей степени, чем молодые поэты» (Е.Н.Купреянова . История русской литературы. Том второй. От сентиментализма к романтизму и реализму. В четырех томах. Ленинград. «Наука» Ленинградское отделение, 1981, стр.335) (молодые - это: Кюхельбекер, Пушкин и Дельвиг - Н.Д.)

Были в стихотворениях Петра Андреевича и недостатки. Вот как пишет о них В. Нечаева: « Слабая сторона его поэзии - внешнее остроумие и отсутствие художественной простоты. Стремление В. обновить русский лит-ый язык введением малоупотребительных или заново сочиненных слов и оборотов речи придавало его стилю лишь бо̀льшую претенциозность и туманность» (lomonosov.com.ua/russian_classic/vy..., В.Нечаева. Вяземский, 01.02.2014).

«Творчество Вяземского продолжалось в течение семидесяти лет, но общественное и историко-литературное значение имеет лишь то, что написано им в первую треть 19 века, когда он был связан с передовыми общественными кругами и прогрессивной русской литературой» (С. М. Петров. История русской литературы 19 века (первая половина). Москва, «Просвещение», 1973, стр.58).Так пишут авторы учебника «История русской литературы 19 века» под редакцией проф. С.М.Петрова. И я с ними полностью согласна. В стихах, написанных Вяземским в старости - одни страдания и пессимизм. Не интересно читать о старом, больном, измученном жизнью человеке, хотя эти стихи и высокохудожественны. И даже названия стихотворений становятся мрачными, тяжелыми: «Старость», «Бессонница», «Кладбище», «Поминки», «Эпитафия себе заживо» и др.

Исследователь творчества Вяземского Гиллельсон делает такой печальный вывод: «... пушкинская эпоха представлялась ему не без основания золотым веком русской культуры, и блеск этого "золота" навсегда ослепил стареющего поэта» ( М.Гиллельсон. Петр Андреевич Вяземский lib.2-all.com/?book=107106, стр.1, 01.02.2014)

Перед тем, как перейти к прозе Петра Андреевича Вяземского, я бы хотела остановиться на самом необычном, на мой взгляд, его стихотворении «Русские проселки»(1841). Это стихотворение повествует об удивительной судьбе самого поэта: дважды был на краю гибели в Бородино, во время морского плавания оказался на горящем судне, и наконец, ехал в поезде, который столкнулся с другим поездом. И, побывав в таких переделках, несмотря ни на что остался жив!

(Продолжение следует)

Надежда Диас

1.0x