Авторский блог Виталий Лебедев 23:36 28 ноября 2017

«СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО МАРСА»

РАКЕТНАЯ ПРОГРАММА КНДР СЕГОДНЯ 
0

 двойной клик - редактировать галерею

На сегодняшний день за время правления Маршала Ким Чен Ына КНДР провела 13 испытательных запусков баллистических ракет малой дальности, шесть успешных запуска баллистических ракет средней дальности, три запуска баллистической ракеты подводных лодок из подводного положения и два успешных запуска межконтинентальной баллистической ракеты (По данным до 28.11. 2017 по Мск).

Настоящий 2017-ый год потрясает весь мир и особенно враждебное окружение КНДР нескончаемой чередой успешных испытаний баллистических ракет и не только.Надо четко понимать, что подобные мероприятия проводятся сразу по нескольким причинам.

Во-первых, США каждый год стягивают у берегов Корейского полуострова армаду стратегического наступательного вооружения для проведения провокационных акций запугивания, а в последнее время осмелились даже провести учения с участием стратегических бомбардировщиков на территории самого полуострова. Такой поворот событий не может не беспокоить высшее руководство КНДР, заинтересованное в безопасности своего народа и строя. Так как основное вооружение КНА морально устаревает с каждым днем на фоне западных образцов вооружения, то совершенно очевидно, что с врагом в первую очередь необходимо тягаться ядерными силами сдерживания, которые сегодня, пожалуй, являются единственным гарантом суверенитета КНДР. Да, нельзя не подчеркнуть и то, что принимаются меры по модернизации основного вооружения, где достигаются неплохие результаты для нашего времени, но это дело времени и массовости.

Во-вторых, постоянное проведение учений является достойным мирным ответом американскому террору. Ведь подобная демонстрация новейшего ракетного вооружения является вразумляющей врага акцией, что очень актуально в диалоге США, которые часто недооценивают КНДР. 
Корейские специалисты ведут ускоренную работу сразу в двух направлениях: в создании жидкостных баллистических ракет и твердотопливных. За прошедший и нынешний год северокорейские специалисты сумели добиться больших успехов в развитии жидкостных баллистических ракет (БР) класса «Хвасон». Меньше чем за год они создали полноценное семейство ракет, - от баллистических ракет средней дальности (БРСД) и промежуточной «Хвасон-10» и «Хвасон-12» до межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Хвасон-14». 
Не меньше и даже более, потом поймете, впечатляет развитие твердотопливной баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Пукгыксон-1» на базе которой была создана твердотопливная БРСД «Пукгыксон-2». 

Не смотря на то, что в хронологическом порядке сначала было проведено успешное испытание БРСД «Пукгыксон-2», повествование по теме будет начато с БРСД - «Хвасон-12», так как это будет грамотнее в порядке технического развития. Автор решил не касаться ракет малой дальности, основой которым послужил экземпляр советского SCUD из Египта, ибо данная ветвь технологического развития заканчивается на узкой модернизации этого года, предусматривающей оснащение управляемыми аэродинамическими поверхностями в головной части для повышения точности. 

14 мая КНДР успешно запустила одноступенчатую (!) БРСД «Хвасон-12» (Марс-12), впервые показанную на параде 15 апреля 2017 года. Опубликованные тут же траекторные данные свидетельствовали о том, что это действительно новая ракета: апогей — 2111.5 км, дальность от точки запуска — 787 км. Это значило, что при оптимальной траектории полета БРСД способна достичь цели на удалении в 3700 км как в испытаниях от 14-ого сентября, но не 4500-4800, как заявлялось раннее, ибо расчетные данные не учитывали большие изменения в учете силы сопротивления воздуха. 

Для сравнения: впервые успешно испытанная в 2016 году БРСД «Хвасон-10», запущенная по максимальной навесной траектории, достигла апогея в 1400 километров и дальности в 400 километров. Здесь стоит обратить внимание на такое понятие как «апогей» - высшую точку траектории, потому как изначально северокорейская сторона производила пуски своих БРСД и МБР позже под высоким углом для избежания провокационной оценки своих действий, а также из-за неимения должной спутниковой или морской группировки для контроля за полетом ракеты за горизонтом возможных наблюдений с территории КНДР. 

На первое время непонимание данных траекторных характеристик привело журналистов разных мировых СМИ к насмешкам и полному искажению действительности в духе «ракета КНДР пролетела на 200 км дальше». 

УКРАИНСКИЙ СЛЕД

Предвестником к созданию «Хвасон-12» стало успешное испытание нового жидкостного ракетного двигателя, которое было проведено 18 марта этого года. 

Тогда Маршал Ким Чен Ын в духе идеологического наступления объявил о большом успехе в конкурентной борьбе с мировыми ракетами-носителями, и что это историческое событие, достойное называться «революцией 18 марта», ознаменует то, что-то великое, что скоро увидит весь мир. 

Хоть это и было в контексте мирного освоения космоса, но он ясно сказал, что успех испытания двигателя есть великое событие исторического значения, означающее рождение самобытной ракетной промышленности, которая по своей сути универсальная. И совсем не случайно то, что именно на испытании этого двигателя Маршал на собственных плечах покатал военнослужащего, -участника испытания.

Изначально было понятно, что испытание новой сверхмощной двигательной установки послужило прежде всего не мирному освоению космоса, как это заявлялось в официальном заявлении, а развитию ракет серии «Хвасон». Это прежде всего связанно с тем, что хотя данная двигательная установка многофункциональна но по компоновке была исполнена на подобие советской РД-0205, которая в свою очередь сделана очень компактно для использования в МБР в отличии от менее компактной РД-0212, предназначенной для выведения спутников, рулевые двигатели которой вынесены вверх. 

Надо отметить, что двигательная установка РД-0205, на которую так похожа северокорейская установка, используется в второй ступени двухступенчатой МБР УР-200. То есть на новых Хвасонах стоит более продвинутый аналог той двигательной установки, что стоит на второй ступени советской МБР УР-200. 

Этого добились за счет установки более мощного маршевого двигателя. Камеры рулевых ЖРД максимально разнесены по диаметру ступени и подвешены шарнирно на цапфах. Для управления полетом ступени камеры могут отклоняться с помощью электроприводов на углы до 45 градусов. 

А вот маршевый двигатель очень похож на «разрезанное» южмашовское изделие 255 (18М65), известный как РД-250, что в паре размещается на советской Р-36 

Северокорейский двигатель является ухудшенным аналогом 255-ого изделия, которое представляет собой двух-камерную двигательную установку с установленным по центру турбонасосным агрегатом (ТНА). Судя по кадрам северокорейские товарищи отделили вторую камеру, оставив тот же турбонасос на том же месте, что очень сильно отразилось на его работе, о чем свидетельствуют кадры испытания ракет. Форс пламени оборванный, неравномерный и имеет нехарактерный для слаженной работы желтый цвет. Все это является признаками того, что компоненты топлива впрыскиваются в не оптимальном соотношении, и возможно есть кавитация в трубопроводе. Надо отметить, что в данном случае причиной возможной кавитации в трубопроводе может быть не оптимальный расход в одну камеру сгорания при расчете на две без изменений конфигурации трубопровода. Тут стоит привести пример на обычном автомобильном карбюраторе, при неправильной работе которого из выхлопной трубы может закапать бензин. По сути данная установка, если ее правильно доработать, способна на нечто большее чем сейчас, но это уже будет другой двигатель. 

Дело все в том, что двигатель создается под определенные задачи. А северокорейские товарищи пытаются подогнать уже существующее изделие, его аналог под задачу. Тут либо им надо менять структуру полета экзотическими новаторскими методами, о чем автор решили не распространяться, либо создавать новый двигатель или вернуться к уже существующей двухкамерной установке на «Хвасон-13». Пока что все фотографии торцевой части «Хвасон-13», выложенные в сеть в качестве скринов из документалок, плохого качества. Возможно именно на «Хвасон-13» размещено не «пиленное» 255-ое изделие, с управлением которого возможно не совладали северокорейские товарищи. 

Распиливание уже спроектированного изделия не может привести ни к чему хорошему. По мимо перечисленных выше проблем возникает и другая уже опасная, а именно частотная разбалансировка двигателя. Дело все в том, что в двух-камерной двигательной установке частоты исходящих импульсов работы камер компенсируют друг друга по принципу дорожки Кальмана. Частотная разбалансировка может привести к явлению резонанса, а значит и к разрушению машины. 
Думаю мы никогда не узнаем как именно данное изделие попало в КНДР, но не исключено, что его воссоздали по имеющимся рассекреченным данным, хотя это очень тяжело за не имением технологической части. Это порой также тяжело анализировать как то, была ли списана работа на экзамене или нет. - В данном случае видны ошибки при списывании. 

МАСШТАБНЫЙ ЗАПИЛ МБР КО ДНЮ НЕЗАВИСИМОСТИ США 

4 июля в День независимости США в КНДР было проведено успешное испытание первой отечественной МБР «Хвасон-4». 

Головная часть ракеты поднялась на высоту в 2800 км и пролетела 933 км от точки старта, такие характеристики траектории совершенно точно выводят эту баллистическую ракету в класс межконтинентальных, ибо будучи запущенной по оптимальной траектории она пролетит не меньше 6000 км, когда дальность МБР составляет от 5500 км. Позже, 28 июля она поднялась ввысь почти на 3725 км и пролетела 998 км. 

"Хвасон-14" чем-то напоминает советскую МБР 15А15. В первой ступени задействована двигательная установка с «Хвасон-12». Вторая ступень скорее всего тоже жидкостная, так как тяговые требования ко второй и третьей ступени, особенно к третьей, если она есть, совершенно разные. И на последней необходима возможность точного управления тягой двигателя, что очень тяжело обеспечить твердотопливным двигателем, работу которого нельзя остановить. По сути необходимо иметь сложную систему газодинамического управления как на наших МБР «Тополь-М» и «Ярс». Поэтому, когда советские инженеры переходили с жидкостных МБР на твердотопливные, то шли от первой ступени, а не от последней. В качестве примера можно привести 60-ую машину Южмаша, первые две ступени которой были переведены на твердое топливо, а третья оставалась жидкостной. Не лишним будет упомянуть и 61-ую машину железнодорожного базирования, третья ступень которой была жидкостной. 

Как и на предыдущем испытании - испытании"Хвасон-12" использовалось новое конструктивное решение грунтового подвижного ракетного комплекса, позволяющее устанавливать стартовый стол с баллистической ракетой отделяя его от самого тягача. Данное решение было сделано для предотвращения воздействия факела двигателя на тягач во время испытаний, ведь для данного класса ракет северокорейские товарищи еще не добились осуществления холодного старта как это делалось с твердотопливной БРСД "Бугкыксон-2". 
Некоторую бортовую защиту можно было наблюдать на комплексе "Хвасон-10", но видимо она оказалась бесполезной против оплавления колес тягача. 

Тут необходимо вернуться к «Хвасон-12» а именно ко второму испытанию 14 сентября, которое было проведено уже в формате учений, когда расчеты части "Хвасон" были подняты по тревоге для последующих маневров и развертывания на пусковой позиции. Действительно, на фотографиях отчетливо видно, что пуск производился без отделения стартового стола от колесного тягача, чего не было в последних испытаниях и что свидетельствует о характере отработки быстрого реагирования.

Здесь необходимо прояснить один момент. Маршал Ким Чен Ын также хорошо понимает работу зарубежных СМИ и аналитиков, что могло его подтолкнуть к принятию решения о необходимости продемонстрировать мобильность жидкостных ракет семейства "Хвасон". Ибо ранее мы наблюдали довольно нудный процесс установки стартового стола, что выглядело довольно неубедительно. 

Как и предполагалось автором раннее, КНДР не стала сразу создавать твердотопливную МБР. Сегодня северокорейским товарищам необходимо как-то решить проблему с маршевым двигателем первой ступени и параллельно создавать твердотопливную МБР, ведь жидкостной вариант не отвечает современным требованиям мобильности так как требует заправки и аккуратной транспортировки. Можно с уверенностью сказать, что МБР «Хвасон-14» это временный сдерживающий фактор на пути к созданию твердотопливной МБР. 

ТВЕРДОТОПЛИВНЫЕ АМБИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Корейские специалисты ведут ускоренную работу сразу в двух направлениях: в создании жидкостных баллистических ракет и твердотопливных. В след за успешным испытанием БРПЛ «Пукгыксон-1» (Полярная звезда-1) КНДР анонсирует создание целого класса твердотопливных ракет. 11 февраля и 21 мая КНДР провела успешные испытания твердотопливной баллистической ракеты средней дальности (БРСД) «Пукгыксон-2», что определило ее в серийное производство. 
Успешные испытания твердотопливной БРСД «Пукгысон-2» с «холодным» запуском из транспортно-пускового контейнера является большим заделом под твердотопливную МБР. Многие эксперты и любители обратили внимание на необычные пропорции данной ракеты, она имеет довольно большой диаметр, ее ступень с некоторым развитием может быть использована в создании первой ступени МБР. 

Для создания твердотопливных двигателей ракет средней и большой дальности, требуется освоение сложных технологий, которыми в полной мере обладает крайне ограниченный список стран. Как, например, технологии изготовления смесевых твёрдых топлив и крупногабаритных зарядов из них, технологии изготовления корпусов двигателей и деталей соплового блока из композиционных материалов. Самые развитые страны мира потратили десятилетия на освоение этих технологий. И самое что удивительно, что северокорейское твердое топливо почти не уступает американскому — речь идет не только о химическом составе топлива, куда добавляются различные присадки, но и технологии формовки шашки больших размеров. 

В данной теме корейским товарищам предстоит решить задачу создания такого ракетного двигателя твердого топлива, который позволит максимально укоротить активный участок полета. В таком случае ракету будет тяжелее сбить, а доставка ЯО будет занимать меньший интервал времени. 

Также надо отметить должный прогресс в транспортировке БР, что фигурирует в официальном заявлении северокорейской стороны. 
Если до этого нам были известны лишь различные модели колесных тягачей, то теперь нам известно, что КНДР обладает новым гусеничным шасси для своего мобильного комплекса. 

Его созданию предшествовала обыденная чучхейская нравоучительная история. На апрельском параде 2012 года по случаю 100-летия со Дня рождения Ким Ир Сена были впервые продемонстрированы колёсные грунтовые ракетные комплексы с макетами предполагаемых МБР на базе закупленных у Китая тягачей WS51200. Надо отметить, что это не догадки, а факт как и то, что первая баллистическая ракета малой дальности - Scud был заполучен у Египта. Тому в подтверждение кадры из хроники руководства вождей данной отраслью, где был представлен красный, еще не перекрашенный экспортный вариант тягача. Совершенно очевидным было то, что Китай прикроет эти поставки с обнаружением военного назначения данных тягачей, что и произошло. Но северокорейские специалисты, обладая развитой танковой промышленностью создали гусеничный ракетный комплекс с БРСД «Пукгыксон-2». 

Такой комплекс обладает хорошей проходимостью и мобильностью в условиях местного рельефа и обладает хорошей тяговооруженностью. Созданная гусеничная пусковая установка имеет тяжелую 8-катковую ходовую, что позволяет размещать на ней куда более тяжелый груз чем БРСД. В пример можно привести советскую СПУ 15У51 на шасси "объект 821". 

 

Учитывая тот факт, что колесных тягачей не так много, то корейские товарищи могут пойти по пути модернизации гусеничного шасси или же создания гусеничной платформы из двух спаренных лафетом гусеничных машин. Например, в истории создания советских МБР первые мобильные комплексы были либо гибридными, либо сразу же твердотопливными.

Ставилась задача создать транспортное средство. Прежде чем создали подходящий тягач для предшественников таких МБР как «Тополь-М» или «Ярс», наши специалисты предполагали использовать синхроннодвижущиеся спаренные гусеничные машины. Надо сказать, что такое решение хоть и имеет ряд сложностей, но оно мобильнее тягача. Просто в то время СССР уже располагал мощностями для создания колесных тягачей.

С возможность создания твердотопливных МБР с довольно большой полезной нагрузкой следует возможность создания радикально новых проблем для ПРО противника. Речь идет о создании разделяющихся головных частей рассеивающего типа. Первая МБР такого типа скорее всего будет гибридной, где будут применены отработанные технологии сразу в двух направлениях.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что сегодня КНДР добилась больших успехов в становлении ракетно-ядерной державы, обладательницы термоядерного оружия. 6-ого февраля 2016 года КНДР успешно провела первое испытание термоядерного заряда методом бустинга. А уже 3-его сентября этого года провела успешное испытание миниатюризированного термоядерного заряда с регулируемой мощностью взрыва, который также можно использовать в качестве ЭМИ удара. Создание термоядерного заряда сопровождалось испытаниями ядерных зарядов — 12-го февраля 2013 года и 9-го сентября 2016 года. Итого под руководством Маршала Ким Чен Ына на момент 2017 г. было проведено четыре из шести ядерных испытаний за всю историю существования Республики.

В совокупности с чередой успехов в ракетной программе КНДР в кратчайшие сроки, не смотря ни на какие санкции и международную научно-техническую изоляцию, преодолела большой рубеж на пути к обретению потенциала прямого ядерного сдерживания США.

С созданием БРСД «Хвасон-12» КНДР получила возможность нанести ядерный удар по базе первостепенной для США важности в Тихом океане на острове Гуам. Если создание МБР «Хвасон-14» на данный момент играет мало роли в силу отсутствия разделяемых ГЧ и небольшого арсенала данных ракет при довольно хорошей ПРО США, когда для нанесения полноценного ущерба необходимо иметь порядка 100 баллистических целей в разных районах, то создание БРСД «Хвасон-14» может сыграть злую шутку с США, особенно в мирное время на фоне очередных провокаций со своей стороны.

А развитие твердотопливных баллистических ракет является хорошим заделом для последующего перехода к МБР нового поколения через гибридизизацию, о чем говорилось раннее.

Перераспределение приоритета превентивного ядерного удара по Гуам в ответ на политику превентивного ядерного удара США, является очень мудрым решением Верховного руководства КНДР, так как на данный момент КНДР обладает всеми силами и преимуществом для осуществления данного обезоруживающего удара в случае акта агрессии США.

Хваленная американская ПРО морского базирования "Иджис" не сможет в должном порядке справиться с залповым пуском данных ракет.

Вообще путь северокорейских товарищей неповторим, они действуют очень молниеносно, такую специфику ракетно-ядерной программе задает суровая реальность холодной войны в условиях 21 века. Порой кажется, что для КНДР она такая же постоянная как и сама революция чучхе.

Виталий Лебедев 

Группа солидарности с КНДР

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой