Сообщество «Салон» 00:00 27 февраля 2014

Страна спорта

Спорт – одна из главных тем сегодня, поэтому нет ничего удивительного в том, что целый ряд музеев и галерей предлагают нашему вниманию выставки, посвящённые физической культуре и олимпийскому движению в России.

"Русский спор

про русский спорт

и международный спорт,

про хоккей и про футбол,

кто и как вбивает гол…"

Б. Слуцкий

Спорт – одна из главных тем сегодня, поэтому нет ничего удивительного в том, что целый ряд музеев и галерей предлагают нашему вниманию выставки, посвящённые физической культуре и олимпийскому движению в России. Во-первых, это - большая экспозиция «Советский спорт» в Институте Русского реалистического искусства. Здесь мы можем увидеть множество забытых, а потому – вдвойне интересных произведений 1920-1980-х годов. Идём дальше! Во-вторых, это современная инсталляция «Москва и спорт», проходящая в Музее Москвы. Тут нам покажут реальные спортивные снаряды, помогут узнать их историю и проследить развитие спорта в городе Москве. Ну, и, наконец, нас ждёт познавательная, хотя и небольшая по объёму выставка «Спорткульт» в галерее «Проун», что расположена в залах знаменитого Винзавода. Устроители сообщают, что нам предстоит ознакомиться с «визуальной историей спорта сквозь призму отечественного искусства и дизайна 1920–1960-х годов». В общем, если вы, как и Александр Родченко, полагаете, что «самый лучший человеческий вид – это спортсмен», вам – на выставку. Добавлю, что великий дизайнер имел в виду «лучший» с точки зрения изобразительного искусства, хотя, как известно, в здоровом теле и дух - здоров.

Разумеется, физическая культура имеет древнюю историю, но нас сегодня будет интересовать русский, советский спорт, его эволюция. В XIX веке, когда во всём мире закладывались начала и правила современного спортивного этикета, а в каждом крупном городе возникали общества любителей футбола или, например, велосипедных прогулок, телесная активность представлялась антиподом чахоточной болезненности и барской лености. Недаром Иван Гончаров делает своего Штольца заядлым любителем движения: «Ты сбрось с себя прежде жир, тяжесть тела, тогда отлетит и сон души. Нужна и телесная, и душевная гимнастика». Замечу, что модный английский термин «спорт» не был тогда в особом ходу – у нас всё это называлось «гимнастика». Популярны были упражнения с гантелями и с гирей, а плакаты торговых фирм всё чаще украшались изображениями улыбчивого силача в полосатом трико. Культовая фигура эпохи. Но что же делать милым дамам и изнеженным кавалерам? О, поиграем в крокет! Помните классику?

— Вы тоже не пойдете? Что за охота играть в крокет!

— Нет, я люблю, — сказала Анна.

Впрочем, Лев Толстой упоминает и другую забаву аристократической молодёжи – катание на коньках. Сцене на катке отведено значительное место в нашем любимом романе. «’Кататься вместе! Неужели это возможно?’ — думал Левин, глядя на неё».

Постепенно страсть к спорту охватывает все слои населения – даже у рабочих с крупных мануфактур имеются свои команды. К тому же, это очень престижно для хозяина-буржуа – его пролетарии трезвы и осваивают футбольные пасы. Было также несколько солидных спортобществ, располагавших стадионами и целыми базами. Вот как рассказывает об этом легендарный спортсмен Андрей Старостин, описывая свой детский восторг: «Стадион Общества Любителей Лыжного Спорта был расположен в Сокольническом лесу, на 4-м Лучевом просеке. Он был окружен дощатым забором, из-за которого доносились ни с чем не сравнимые звуки: как бы приглушенные удары по гигантскому барабану. То были звуки ударов по мячу, вызвавшие у меня необычайное волнение…» Замечу, что в те времена не было строгого профессионального разграничения и, к примеру, лыжник, выступавший даже на Олимпиаде, мог быть также и…футболистом. (Так, братья Старостины долгое время – уже в 1920-1930-х годах - были игроками футбольной и хоккейной команд). Кстати, впервые Россия приняла участие в олимпийских играх в 1900 году на летней парижской олимпиаде. Однако же спорт, гимнастика, активность считались всего-навсего моционом, средством поддержания здоровья и, как писалось в прессе, «…непременным подспорьем в избавлении человека от пагубы пьянства».

Всё изменилось в 1920-е годы, когда возникло понятие «физкультура», а телесная энергия сделалась такой же общеобязательной, как и революционный оптимизм! 1920-е годы – время настоящего культа машин, техники. Человеческий организм - есть такой же агрегат, как и прочие механизмы, со своими деталями и винтиками. Его надо улучшать, упражнять, дабы он функционировал, как можно лучше. Этика эпохи конструктивизма – проста, отчетлива, как алые буквицы Родченко и Лисицкого. Спорт – есть средство закалки и залог работоспособности человека-машины. Спартакиада – 1928. Молодая Страна Советов показывает свои лучшие кадры. Парады физкультурников, матчи, лекции о пользе гелиотерапии, то есть загара. Родителей убеждают закаливать и ни в коем случае не баловать своих чадушек, а в детских садах проводятся непременные физкультминутки. И, разумеется, женская привлекательность базируется на незыблемом правиле: «У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки».

В 1930-х спорт приобретает отчётливый привкус …пороха. Вместе с тем, начинает культивироваться античный идеал красоты – это уже не человек-машина, а человек-эталон. Юрий Олеша писал: «Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок ‘ГТО’. Она возникает от частого общения с водой, машинами и гимнастическими приборами» Предгрозовые, солнечные 1930-е - ощущение неба, ветра и – знойного лета. Цвет времени - белый, цвет - спортивный, яркий и бесконечный. Белый цвет иной раз кажется неподвижным и даже ледяным, мёртвым, однако же, на деле он динамичен - когда на него попадает солнечный луч. Спортивный стиль любит белое - от теннисных юбочек до футбольных трусов.

Белый цвет начинает своё движение от соприкосновения с солнцем и с человеком. На белом - красное, тревожный цвет, воспламеняющий жизнь. Красно-белое на глубоком и - высоком синем фоне. Предвоенные годы - ощущение грядущего пожара. Люди в белом – это ожившие статуи богов. Интересный акт - известная на весь мир модельер Эльза Скьяпарелли отмечала, что русские поголовно увлечены парашютным спортом. А ещё народными кумирами становятся футболисты. Помните Антона Кандидова из повести «Вратарь»? «Они видели крупное простоватое лицо, тёмное от давнего загара. Светло-серые глаза смотрели с упрямством, которое пыталось выдать себя за спокойствие и мужество. <…> Светились очень белые зубы. Загадочная седая прядка выбивалась из-под шлычки на прямой лоб». Юноши и девушки стремятся получить значки «ГТО» и «Ворошиловский стрелок». Быть готовым, ибо небо заволоклось грозными тучами, и жестокий прусский орёл уже парит над нашими границами…

Послевоенный триумф коснулся и спортивной жизни – парады физкультурников приобретают характер помпезных шествий, а гимнастический номер из фильма «Здравствуй, Москва» больше напоминает сцену из барочного балета Короля-Солнце Людовика XIV. Советский Союз снова вливается в мировое олимпийское движение (с 1952 года). И, разумеется, берёт верх, ибо стыдно проигрывать в мощи и ловкости, когда мы умеем побеждать в реальных сражениях. Вместе с тем, Оттепель и последующие 1960-е – это время нового осмысления физической культуры. Всё больше пишут о гармонии, о душевно-телесной чистоте и - силе. В рассуждениях о космическом будущем фантасты пытаются моделировать и Нового Человека. Иван Ефремов в «Лезвии бритвы» выражает формулу абсолютной Гармонии.

Его Сима Металина – гимнастка, но в ней нет ударной твёрдости предвоенных Венер и Артемид. Напротив, она тонка талии, округла в бёдрах, невысока ростом. Однако же «…физическая красота девушки сливалась с ее душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок». Итак, спорт 1960-х – это ещё и способ обретения гармонии. Посмотрите на фотографию легендарного штангиста Юрия Власова – это лицо учёного. Даже очки на месте! Впрочем, как и положено, Власов пишет очерки, рассказы, повести. Кроме того, 1960-е – время романтических походов. Опять-таки, это не просто преодоление трудностей, это целая философия поколения. Да что там? Это настоящая песня: «Лыжиу печки стоят. / Гаснет закат за горой. / Месяц кончается март / Скоро нам ехать домой». Культовый фильм времени – «Вертикаль». Лучше гор могут быть только …горы. И, разумеется, Космос. Но Космос покоряется только тем, кто сумел покорить земные вершины.

А вот и сытые, стабильные 1970-е…! Спорт для результата, ради медалей. Отбор и тщательная фильтровка. Это критикуют в центральной прессе – ребята, мы так загубим наш массовый спорт! Но… Международный престиж советских спортсменов на небывалой высоте. Мы берём все призовые места, а на Западе возникают устойчивые словесные обороты «русский хоккей» и «русское фигурное катание» - по аналогии с русским балетом. Суперсерия СССР — Канада. Не просто игра, но – битва титанов, битва систем. Если до войны героями мальчишек были футболисты, то теперь все дворовые пацаны непременно играют «в Харламова», а песня «Трус не играет в хоккей!» звучит, что называется, из каждого утюга. На катках – столпотворение. Все девочки хотят исполнить пируэт, как Елена Водорезова. Все мальчики – тут же - рубятся, как Фетисов и Крутов. Как не быть слезам и ссорам? А из магнитофона – знакомый, родной голос Владимира Семёновича Высоцкого: «И думал Будкеев, мне челюсть кроша: "И жить хорошо, и жизнь хороша!"» Бокс – это, конечно, не хоккей, но тоже занимательно, ибо впереди – Олимпиада-80 и мы должны быть лучшими во всех видах спорта.

Наши Олимпийские Игры 1980 года запомнились надолго – это был настоящий праздник мира, силы и красоты. Но враждебная политика США тогда оказалась сильнее здравого смысла – многие страны бойкотировали московские игры, а представители ряда капиталистических держав приехали в индивидуальном, в частном порядке, а не в составе своих сборных, как предполагалось. Итак, в 1980-м году причиной явилось противостояние сверхдержав, точнее – противоборство двух систем, а поводом – война в Афганистане. И, разумеется, когда Советский Союз вышел абсолютным победителем Олимпиады-80, агрессивные западные СМИ тут же завопили, что «…русским спортсменам было попросту не с кем по-настоящему соревноваться!» Потому, мол, и выиграли. В 1980-х годах в Советский Союз проникают такие виды спортивного досуга, как аэробика и культуризм – женщины захотели быть стройными и моложавыми, как Джейн Фонда, а мужчины – накачанными и мощными, как Арнольд Шварценеггер. Популярны также многочисленные восточные единоборства, интерес к которым, во многом, возник, благодаря видеофильмам.

Но вот грянули «лихие девяностые», спровоцированные скоропалительной Перестройкой. Из колонок зазвучали новые песни: «Мы бывшие спортсмены, а ныне рэкетмены». Под шумок с радио убрали «Утреннюю гимнастику», которая издавна сопровождала жизнь советского человека. Причина – поразительная схожесть с оруэлловской «тоталитарной» физзарядкой. Массовый спорт, парады физкультурников 1930-х годов стали называть «наследием сталинизма». Неудивительно, что и нормы ГТО были отменены именно в 1991 году! Между тем, в стране начался развал. Молодые учителя физкультуры срочно перековывались в фитнес-гуру, а юная поросль училась жизни по фильмам о бандитах. Мы свободны! Твоё здоровье – тебе и решать! Хочешь – пей, кури, отращивай «окорока», болей всеми болезнями сразу. Благо, подоспела вездесущая реклама фармакологических препаратов. Как бы там ни было, Россия всё ещё побеждала в Олимпиадах – это шло по инерции, так как в одночасье развалить всё и сразу оказалось не под силу даже деятельным «прорабам Перестройки».

…Сейчас мы живём в интересное, хотя, и нелёгкое время. Но одно радует - во главе страны находится физически активный, энергичный человек, для которого понятие «спорт» не пустой звук. Мы снова приняли на себя ответственность проведения Олимпийских Игр. Это событие может стать поворотным пунктом в нашей судьбе. Хотя, зачем так громко? Дело начинается с малого. Вот у нас во дворе – спортивная площадка с раздевалкой. Летом – футбол, зимой – хоккей. В 1990-е на этом месте хотели соорудить автостоянку. А пока – идём на выставку, за энергией жизни.

Выставка «Спорткульт» 06 февраля — 30 марта

Винзавод. Галерея «Проун»

4-й Сыромятнический переулок, 1 стр.6. (м.«Курская»)

+7(495) 916-09-00

12.00 - 20.00

Выходной день – понедельник

Выставка «Советский спорт» 5 февраля – 25 мая

Институт Русского реалистического искусства

Дербеневская набережная д. 7, стр. 31. (м.«Павелецкая»)

+7 (495) 276 12 12

11.00 – 20.00

Выходной день – понедельник

Касса закрывается в 19.00

«Москва и спорт» 07 февраля – 01 апреля

Музей Москвы

Зубовский бульвар, д. 2. (м. «Парк культуры»)

+7 (495) 739 00 08 (многоканальный)

вт., ср., пт. - с 10:00 до20:00
чт. - с 11:00 до 21:00
сб., воскр. - с 10:00 до 20:00
Касса закрывается раньше на час

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x