Сообщество «Форум» 21:31 19 декабря 2019

СТИРАНИЕ ГРАНИ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

СТИРАНИЕ ГРАНИ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Несомненно, у каждого из нас есть то самое дорогое‚ самое близкое сердцу место, где ты родился и вырос‚ тот маленький уголок‚ клочок земли‚ дворик, по которому ты в детстве бегал босиком. Но приходит время взросления, и мы улетаем из родного гнезда. А как хочется снова вернуться в отчий дом‚ туда, где ты делал первые шаги и научился ходить, затевал свои первые детские игры, мечтал о будущем, был счастлив, верил в удачу, любил.

Но что же делать, если его уже нет? Нет не только дома самого, поросло бурьяном и не узнать то место, где он был, стоял‚ когда-то появился у тихой речки на крутом берегу. Давно стерлась с лица земли родная деревенька, где прошло твое невозвратное детство. Исчез навсегда единственный манящий деревянный домик с незатейливыми резными наличниками на окнах‚ с кустиком сирени у крыльца, увял, засох весенний цветущий вишневый сад, заросла травой-осокой речка с хрустальной бегучей водой, сквозь которую видны разноцветные камушки на дне. Опустело поле ржаное, васильковое твое.

Как жаль, что нет уже домика того, резного‚ деревянного, бревенчатого, одичал, не цветет тот вишневый белопенный зовущий сад, пересохла хрустальная бегучая река. Некому вспахать‚ засеять поле ржаное‚ васильковое. Стало пустырем, поросло ковылем да травой оно.

Но сколько их у нас исчезнувших в последние времена деревень, селений? Десятки? Сотни? Тысячи?..

Вымиранию сел и деревень, несомненно, способствовало повсеместное упразднение и уничтожение совхозов и колхозов в 90-е годы в связи с переходом России на капиталистические рельсы. Сокращение количества сельских населенных пунктов продолжалось во все последующие годы, продолжается оно и сейчас.

Известно, что за истекшие два десятилетия, по самым скромным подсчетам, на территории России исчезло 23 тысячи деревень, сел и поселков городского типа. Получается, что каждый год у нас умирает тысяча деревень. Сравнительно густо заселенные сельские территории Центральной России и Поволжья пустеют. Обезлюдивают также деревни Севера и Северо-Запада страны.

Только по сведениям на 1 января 2016 года самая низкая доля сельского населения была зафиксирована в Северо-Западном федеральном округе (15,8%). По количеству мертвых сел первое место в России занимает Тверская область. Информация о том, что в Тверской области продолжается исчезновние маленьких населенных пунктов — деревень и сёл, подтверждена экспертами. Они подсчитали, что на лето 2018 года в Тверской области 2234 населенных пункта заброшены — в них стоят дома, но не живёт ни одного человека. На втором месте в списке регионов с «мертвыми» деревнями — Вологодская область (2106 деревень), на третьем — Псковская, 1923 деревни. В пятёрке — Ярославская и Костромская области. А на моей родной Смоленщине в начале января 2019 года насчитывалось почти 1000 мертвых деревень. По количеству исчезающих сельских поселений она на седьмом месте.

Так, в моем родном, бывшем Екимовичском районе Смоленской области, вошедшем в состав Рославльского района, за время перестройки исчезло немало деревень. Только из-за упразднения совхоза «Кохановский» с центральной усадьбой Коханы, где находился до перестройки и Кохановский сельсовет, в его округе перестали существовать десять деревень. Это - Березовка, Орловка, Горлачевка, Мужиково, Московка, Гавринка, Прилепы, Котыревка, Рябцы, Новые Коханы. На месте этих деревень теперь развалины хат, обвалившиеся колодцы, засыхающие яблоневые и сливово-вишневые сады, растет крапива и бурьян. Да и сама Центральная усадьба, некогда раскинувшаяся по берегам чудесного озера, умирает. Вместо двухсот с лишним жилых дворов в ней нет теперь и двадцати.

В перестроечные 90-ые годы сгорела в селе школа. Восстанавливать и строить ее заново никто не стал. Но старая учительница русского языка и литературы Арина Ивановна сумела сохранить тетради с сочинениями своих лучших учеников за долгие годы своей работы.

- Какие замечательные ребята были‚ талантливые‚ с чистым сердцем‚ любящие свою землю‚ ее природу‚ способные чувствовать и воспринимать все лучшее‚ - как-то по-особому светло вспоминает Арина Ивановна. - Нередко я перечитываю их сочинения. Вот одно из них моей лучшей ученицы Лены Соловьевой, которое я храню с конца 50-х годов, под названием «Будущее моей деревни». В нем девочка рассказала о своей мечте, о том, как в селе‚ помимо электричества‚ в каждом доме появится газ‚ отопление‚ холодная и горячая вода. У жителей деревни отпадет необходимость в заготовке в лесу дров, для того чтобы протопить зимой русскую печь. На поля выйдет чудо-техника. Новейшие комбайны и тракторы будут управляться лишь нажатием кнопки и выполнять тяжелый крестьянский труд. Молодые люди‚ юноши и девушки, после окончания школы не будут уезжать в города, а останутся жить и работать в родном селе.

Все, как и мечтала Леночка Соловьева, стало постепенно сбываться. В 70-80-х годах на полях появились современные комбайны‚ тракторы и другая техника. Сено, например, убирали специальными, укладывающими его в большие‚ определенных размеров валки, сенокосилками. Унифицированные комбайны не только жали, но и сразу же молотили рожь, пшеницу, овес, ячмень и веяли зерно. В селе построили котельную‚ новую современную Молодежную улицу с коттеджами‚ горячей и холодной водой‚ отоплением.

В деревню из районного центра постоянно ходили автобусы. К началу 90-х годов планировалось асфальтирование дороги первоначально от Варшавского шоссе до Центральной усадьбы Коханы, а со временем и к другим населенным пунктам. С этой целью проезжую дорогу, длиной в 15 километров, расчистили, расширили, засыпав песком, и почти полностью подготовили к асфальтированию. Жители села обрели в домах телефонную связь‚ телевизоры, автомобили личного пользования, обставили жилища мягкой мебелью. Одним словом‚ улучшались условия крестьянского быта‚ стиралась грань между городом и деревней.

Но в лихие девяностые совхозы и колхозы были упразднены. Вместо них создавались общества с ограниченной ответственностью. Асфальтирование дороги прекратилось. Со временем на ней появились выбоины и колдобины. Автобусы из районного центра в село давно не ходят. Многие близлежащие деревни исчезли с лица земли.

- Нет теперь в селе школы‚ не слышно ребячьих голосов, затих их веселый, задорный смех. Местных жителей почти совсем не осталось. Вон, в лесу пришлые хозяйничают. Вырубают под корень деревья‚ леса, оставляя после себя одни пни да голые места. И все это ради собственной наживы отдельных дельцов, - тяжко вздыхает Арина Ивановна. - Оскудевает деревня‚ русская земля. Но ведь Ломоносовы из простых людей‚ из народа вышли. Пешком за тридевять земель шли учиться. Теперь снова старые времена назад возвращаются. Эх-хх!

Совсем опустели здешние места. На десятки километров никого не встретишь. Разве что иногда приезжают сюда школьники из районного городка на экскурсии по местам боевых сражений и по изучению природы родного края. Здесь‚ на этой тихой‚ бесхитростной‚ политой кровью‚ многострадальной Смоленской земле вершилась сама история. Да!

Обезлюдивание сельских мест особенно заметно, если человек едет в командировку. Перед глазами предстают незасеянные поля в бурьяне, покосившиеся домики, заваленные сарайчики, крошечные стада коров. Бедность и запустение налицо, в деревнях доживают свой век одни старики, очень мало или совсем нет детей. Малыши ещё находятся возле стариков, пока родители трудятся в крупных городах на вахтах, ведь в большинстве сел нет детского сада. Вот и присматривают за малыми детьми бабушки и дедушки. А подростков старше пятнадцати лет и вовсе не сыскать. Все уезжают в город. Потому что школы закрыты, их не строят и не открывают. Мало или совсем нет техники, да и от самих деревень порой остались только памятные знаки.

Если до перестройки стремились к стиранию грани между городом и деревней путем улучшения быта и социального устройства жизни крестьян, то сегодня город поглощает в себя покидающих родные места сельских жителей, просто-напросто съедает деревни, и они совсем исчезают с лица земли.

1.0x