Авторский блог Дмитрий Скворцов 15:27 1 мая 2019

Старцы афонского монастыря, поддержавшего «СЦУ», взбунтовались против Варфоломея

Против «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») выступили самые авторитетные отцы одного из немногих афонских монастырей… поддержавших Варфоломея

В преддверии Пасхи Отдел внешних церковных связей Московского патриархата опубликовал письмо 12 афонских старцев. Написано оно было ещё в марте, но адресовано было исключительно Киноту (совещательному органу Святой Горы). Копии были направлены в афонские монастыри.

Варфоломея – под анафему, Епифания – гнать!

«С большой скорбью и беспокойством мы узнаем о том, что происходит в Православной Церкви в целом по причине неканонического предоставления автокефалии раскольникам Украины без согласия канонической автономной Церкви во главе с митрополитом Онуфрием», – сообщают особо уважаемые на Святой горе старцы.

Они считают, что РПЦ прервала общение с Экуменическим патриархатом, по той причине, что последний, «несмотря на ясное запрещение священных канонов, самовольно предоставил автокефалию, вторгнувшись за пределы своих границ в чужую юрисдикцию». Отцы предупреждают, что «таким же точно образом» разорвут отношения со Стамбулом и «и другие Церкви».

Таким образом, по их мнению, «существует угроза расширения и распространения раскола в масштабах подобных расколу 1054 года». В этой связи старцы напоминают Варфоломею, что «даже мученическая кровь не может загладить греха раскола».

«Причина беспокойства и написания настоящего письма лежит в том, что мы, святогорцы, желаем проявить свою решимость и не стать причастниками раскола, подвергнув таким образом опасности наше спасение, – поясняют авторы обращения. – Мы оставили мир и удовольствия мира… дабы улучить милость Божию. Было бы безумием привести в негодность наши труды и чаяния, причащаясь с отлученными украинскими раскольниками, изверженными из сана Русской Церковью, которой они принадлежат три с лишним века».

Афонские отцы приводят целый ряд канонов, запрещающих молиться, служить и даже общаться с еретиками и раскольниками, к каковым они относят созданную Варфоломеем и Порошенко «СЦУ». «Нарушающие эти правила, как поступил патриарх Варфоломей с украинскими раскольниками… извергаются из Церкви», – угрожают анафемой собственному предстоятелю Варфоломею насельники Афона (административно относящегося к Константинопольской церкви).

«Давно известно, что Патриарх Варфоломей не питает особого уважения к священным канонам, которые он нарушал и нарушает, – подчёркивают авторитетные святогорцы, утверждая, что стамбульский патриарх пытается «канонически обосновать» своё вторжение на чужую каноническую территорию, «опираясь на недостаточно образованных или корыстных богословских консультантов». Но аргументы последних «сразу же с шумом обрушиваются».

Как следует из письма, «большинство отцов-святогорцев возрадовались радостью великой, когда подавляющим большинством голосов Священный Кинот принял решение не направлять представителей или даже поздравительного письма на интронизацию раскольника Епифания». И «очень огорчились из-за монастырей, которые оказались [в этом вопросе] в меньшинстве… уступив давлению [Фанара], проигнорировали Ваше [Кинота] решение и приняли участие в интронизации!».

«Точно такие же чувства радости наполнили наши сердца по поводу того, что многие обители воспрепятствовали посещению их “епископами” и “клириками” новой лжецеркви, – пишут старцы. – Но горечь и бесстрастный гнев вызывают те, к счастью, немногие, которые любезно приняли их и/или сослужили с ними!!!»

В заключение авторы послания просят членов Кинота (т.е. представителей всех монастырей Афона) «запретить доступ указанным раскольникам в наше Святое Место». И напоминают, что «на интронизации “архиепископа” Епифания не присутствовала ни одна [автокефальная] церковь и, несмотря на неимоверное давление, за истекшие три месяца ни одна церковь не вошла в общение с его “церковью”».

Наконец, афонские старцы свидетельствуют о «связях [«СЦУ»] с украинскими униатами и страшных гонениях, которым при содействии государственных властей они подвергают каноническую Церковь последние пять лет, а, особенно, после признания их Патриархом Варфоломеем, недавних неприемлемыми заявлениями “архиепископа” Епифания по поводу гомосексуалистов и т.п.».

Антипивной путч

Обращает на себя внимание то, что пятеро из 12 авторов обращения (выступающих от имени братств, которые они возглавляют) представляют монастырь Кутлумуш. А ведь именно о нём, как «оказавшемся в меньшинстве» в вопросе отправки представителей Афона на «интронизацию Епифания (Думенко)», говорится в письме.

Если быть более точным, вначале Кутлумуш высказался за направление делегатов от Афона в Киев, но видя, что подавляющее большинство монастырей «против», ушёл в нейтралитет. Тем не менее, на «интронизации» один кутумлушский монах – о. Хризостом – присутствовал. Но не как представитель Святой горы (поскольку Кинот, как мы отметили выше, отказал Варфоломею в призыве направить в Киев официальную группу), а как член Константинопольской делегации.

По источникам «Страны» на Афоне, этот о. Хризостом – «один из троих тёзкок-монахов Хризостомов, давно прикормленных известным в России и на Украине пивоваром Андреем Мацолой». На деньги главного спонсора “Киевского патриархата” Андрея Мацолы все они ещё в 2016 г. поочерёдно приезжали в Киев по приглашению Георгия Коваленко (перешедшего в «СЦУ» бывшего пресс-секретаря митрополита Владимира Сабодана, – Д.С.) читать лекции в его «православном университете». «Теперь, когда они прикормлены, можно и попросить с них дивиденды в виде поддержки «СЦУ», – продолжает источник. – Поэтому один из них, настоятель кельи свт. Иоанна Златоуста при Кутумлуше “пробил” афонскую визу для первой в истории делегации «СЦУ» на Святую гору во главе с "епископом" Павлом Юрыстым».

двойной клик - редактировать изображение

Тогда, в 2016 г., простые иеромонахи были приняты лично премьер-министром, спикером ВР, министром культуры и главой госкомитета по делам религий. Речь шла о поддержке идеи создания «Украинской поместной автокефальной церкви». К этому времени и Верховная Рада и премьер Яценюк уже обращались с соответствующими прошениями к Варфоломею.

И в том же году вышеупомянутый Хризостом уже причащал в своей келье служителей «Киевского патриархата», прибывших в скит Кутумлушского монастыря в составе паломнической группы во главе с братом Андрея Мацолы, соучредителем «Першої приватної броварні», нардепом от БПП Романом Мацолой. «Ни в одном из монастыре Афона «Киевский патриархат» ко Причастию не допускали ни под каким предлогом, поэтому видимо и причащали тайно где-то на келье, – поясняет наш источник. – “Вошли в положение” так сказать. И вряд ли бесплатно. Как говорится - любой каприз за ваши кошты, без оглядки на установленные правила Церкви».

Ситуация изменилась после признания Фанаром украинских раскольников и дарования им «томоса».

28 февраля на очередном заседании Кинота представители четырёх монастырей (Великой лавры, Ивирона, Эсфигмена и всё того же Кутлумуша) заявили, что пора допускать на Афон «СЦУ», поскольку это предписывается предстоятелем их поместной церкви Варфоломеем. Однако остальные монастыри с этим активно не согласились. Так, 26 марта, когда Кинот получил уведомление из Константинопольской патриархии о предстоящем приезде группы служителей «СЦУ» во главе с «митрополитом» Михаилом Зинкевичем, Эпистасия (исполнительный орган Афонской монашеской республики) не выдал им официальное разрешение на служение. Следует отметить, что Эпистасию сейчас составляют представители монастырей Хиландар, св. Павла, Григориат и Ксиропотам, которые категорически не признают «СЦУ». Настоятель же Кутлумуша благословил в случае появления представителей «СЦУ» позволить им приложиться к иконам в храме. Но в допуске к служению отказать.

двойной клик - редактировать изображение

Однако даже с такой компромиссной мерой некоторые насельники Кутумлуша не согласились. В конце концов, соглашательская позиция игумена обернулась скандалом. Случилось это 13 апреля, когда некий иеромонах родом из Украины Паисий Криль привел в Кутлумуш трех состоятельных прихожан «СЦУ». Их там причастили. Когда же один из русскоговорящих послушников выяснил, кто это такие, то прямо на трапезе объявил о том братии. Тогда к нему подошёл один из вышеупомянутых Хризостомов (но не тот, что был на «интронизации Епифания») и «популярно объяснил, что это друзья монастыря, а что раскольники, так это личное мнение этого русского».

И всё же, судя по «письму 12-и», мнение о служителя «СЦУ» как раскольниках – не частное даже в поддержавшем (пусть и пассивно) Варфоломея Кутлумушском монастыре. Это означает, что Фанар не только так и не обрёл поддержку мирового православия в украинском вопросе, но встречает всё более жёсткую оппозицию в пределах собственной канонической территории и, главное, в её святыне – Афоне.

1.0x