Авторский блог Виктор Степанов 17:38 26 июля 2018

Спасём Ханское озеро – вернём надежду

Перепечатываю с разрешения редакции "Приазовские степи"

Судя по тому, как годами различные ведомства подступаются к решению горящих экологических проблем, мы живём, не думая о будущем. Все знают, насколько Ханское озеро уникально. Решением Краснодарского крайисполкома ещё в июле 1988-го ему присвоили статус памятника природы. А в ноябре 2013-го Министерством природных ресурсов Краснодарского края был утверждён паспорт памятника природы регионального значения «Озеро Ханское». И уже тридцать лет «здоровье» озера должно бы находиться под постоянным контролем учёных-экологов. Но никто за ним не наблюдает и его не охраняет. Уникальное озеро погибает на глазах у местных жителей.

Старожилы рассказывают, что когда-то специально засыпали землёй и заваливали мешками с песком родники, которые питали озеро. Это делали, чтобы соединявшиеся с Ханским мелкие озёра пересыхали и там удобней было соль грести. А сегодня на Ханку пришла ещё одна беда. Заезжие предприимчивые люди перекрыли дамбами реки, которые наполняли озеро водой. Когда-то в Ханском водилась рыба. Осетровые шли сюда и во впадающие в озеро реки на нерест, а потом малёк возвращался в Бейсугский лиман. А сегодня и поверить трудно, что на этом месте стояла вода. Ханское озеро пересохло. Ещё года два – и оно совсем исчезнет. И ни копейки не вложено в его спасение!

Я коренной житель станицы Ясенской и знаю Ханку с детства. Мне особенно больно смотреть, как озеро умирает. Нужно искать варианты, как ему помочь. Лично я считаю, нужно рыть каналы, которые соединят озеро с Азовским морем, и открывать засыпанные родники (их там очень много) – сделать всё, чтобы вода снова стала заполнять озеро. Только так мы можем сохранить уникальный памятник природы. Ханское озеро является ключевой орнитологической территорией международного значения. На Ханке обитало много видов пресмыкающихся, земноводных и насекомых. И всё ещё сохранилось много редких растений. Было бы преступлением не постараться это многообразие восстановить.

Очень важно, что Ханское озеро, если мы его спасём, может иметь и большое хозяйственное значение. Здесь можно рыбу, даже осетровых, разводить. Ещё можно развернуть добычу ракушечника. Это же тысячи тонн извести, которая нам так нужна для удобрения полей, особенно в овощеводстве. Я лично хотел бы заниматься у себя в Ясенской перспективным делом, дающим местным жителям рабочие места. И это может быть не только овощеводство. Освоив, что называется, на ощупь все циклы сельскохозяйственных работ и ознакомившись с мнением учёных сельскохозяйственной академии, я могу утверждать, что на южном склоне Ханского озера можно выращивать даже субтропические, южные культуры, тот же фундук. Ведь, если зимним утром выпадает снег, к полудню он уже тает. В этом богом данном месте я хотел бы выращивать фруктово-ягодные культуры или, к примеру, чай. Но представители власти о таком эксперименте даже слышать не желают.

Проблема Ханского озера появилась давно и усугублялась на моих глазах. Мальчишками мы здесь пасли скотину и рыбачили. Ясени, впадающая в Ханку, была полноводной, и в неё заходили осетровые на нерест. Не забуду, как в 1962-м мой дед поймал в устье осетра в четыре пуда! Разведением осетровых, как уже сказал, можно будет заняться уже сейчас. Но нужно, чтобы государство помогло создать на прилегающей к озеру территории рыболовецкий питомник. Для этого – прорыть канал, который соединит Ханское озеро с морем.

На близлежащей местности много мелких озёр – их можно зарыбить мальками осетровых, которых потом выпускать в море. Там они будут расти в естественных условиях 10-15 лет (в это время можно заниматься разведением другой рыбы). В последние годы в Азовском море снова появилось много бычка - это прекрасная кормовая база для осетра. А когда осетрам придёт пора идти на нерест, по закону природы они устремятся к тому месту, где сами появились на свет. Но нужно ужесточить наказание за незаконный промысел, здесь многое зависит от рыбинспекции.

В перспективе осетров можно отправлять на рыбзаводы для переработки. Кстати, прочитал, что в одном килограмме икры осетровых 60 тысяч икринок. Выживаемость их – 40-60 процентов. Но даже если 1% икринок в будущем вернётся в питомник на нерест – это миллионные прибыли! Дети и внуки за такое производство нам спасибо скажут. Причём в прошлом году на кубанской сельскохозяйственной ярмарке губернатор края Вениамин Кондратьев эту идею одобрил.

А ещё в бассейне Ханки было небольшое озеро по названию Отдыхающее, очень богатое раками. Их и сейчас можно разводить здесь, в камышовых плавнях. На Кубани раками никто по-настоящему не занимается. А ведь это очень прибыльное дело! Правда, прибыль можно ждать лет через пять. Так что на первых этапах без помощи государства, опять же, не обойтись. Нужны первоначальный капитал и надёжный инвестор. Я сам хотел бы заниматься и разведением раков. Для этого можно использовать ещё 10-15 гектаров плавней за хутором Шиловкой. Я знаю много местных жителей, желающих создать такой кооператив.

Но все планы можно осуществить лишь при условии, что мы спасём озеро. А без поддержки государства сделать это невозможно. Ещё два-три года промедлим, и уникальное Ханское озеро превратится в «ханскую пустыню». За примерами далеко ходить не надо. Аральское море перестало существовать, когда для орошения полей перегородили дамбами реки Амударью и Сырдарью. А Ханское озеро подпитывали реки Ясени, Глубокая Балка, Албаши, Челбас… Сейчас они, как и другие мелкие речушки, перекрыты дамбами. Притока воды в озеро больше нет, и оно умирает. А вместе с ним гибнет весь растительный и животный мир. Но владельцы дамб и искусственных водоёмов о нашем будущем не думают - в большинстве своём они не местные. Загубят нашу природу и уедут продолжать свой бизнес в других местах. Наши власти, природоохранные и правоохранительные органы должны быстрее в этой ситуации разобраться.

А ещё очень часто на Ханке возгорается сухой камыш, и тогда не спастись ни птицам, ни животным. Кто должен охранять озеро от пожаров? Конечно же, хозяин! И чтобы он появился, я предлагаю заняться производством гранулированного камыша. Во времена СССР председатель ясенского колхоза Анатолий Синчилло под руководством института сельского хозяйства разработал и внедрил кормовые добавки на основе камыша. Тем самым он в своём хозяйстве заметно повысил привес скота и удои молока. Внедрённая в колхозе установка работала в три смены, и на производстве кормовых добавок были заняты пятнадцать рабочих. Почему же мы об этом опыте забыли? Кто-то скажет, что у нас нет уже того количества скота, чтобы полностью эту добавку использовать. Но нужно выходить на уровень страны, где этот продукт всегда востребован. А чтобы жители села держали крупный рогатый скот, их нужно в этом материально заинтересовать. Скажем, те же льготные кредиты на покупку поголовья. И фермеры дадут городу молоко и мясо. А всё перечисленное, вместе взятое, это будущее благополучие наших детей. И конечно, показатель нашей рачительности как хозяев красивейшего и богатого места Кубани.

На попытки обосновать очевидное, заручившись официальными подтверждениями экологической катастрофы на Ханском озере, и наметить план спасения памятника природы ушло уже три десятилетия. Активно подключалась к этому общественность из экологической организации «За жизнь мира». Силами экологов-энтузиастов и учёных были проведены прикладные изыскания и научные обоснования мероприятий для спасения уникального озера, а также экспериментальные работы на местности. Но дальше дело так и не пошло из-за отсутствия финансов. Без помощи государства спасти Ханское озеро невозможно!

Выходит, мы живём, не думая о будущем? Беднеет население станиц. И как прожить, не имея работы? Вспомните, что случилось в прибалтийских республиках. В Эстонии, как заявляют социологи, остались жить почти одни пенсионеры, а молодёжь рванула на заработки в Европу. У нас уже в Ясенской молодёжи нет - разъехалась по стране в поисках работы. А без молодых нет будущего, и жизнь в моей родной станице замерла. Смертность превысила рождаемость. В школах лишь наполовину заполнены классы. В некогда богатой станице наши деды и прадеды получали благополучие от земли. Она теперь в аренде у заезжих предпринимателей, которые и получают барыши. А станичнику на паевые пять гектаров семью не прокормить.

Я всего лишь фермер, хлебороб, а не учёный. Доказывая эффективность и реальность своих идей, сошлюсь на тех, кто этими проблемами занимается профессионально. Так, на заседании ЗСК по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности выступала наша с вами землячка, кандидат биологических наук Екатерина Максим. Обратила внимание депутатов на выжидательную позицию природоохранных ведомств относительно погибающего Ханского озера. «Этот уникальный памятник природы, – сказала, – нужно возрождать не только потому, что это жемчужина Ейского района. А ещё и для того, чтобы использовать озеро для воспроизводства пеленгаса, судака, тарани и тем самым способствовать зарыблению прилегающих лиманов». А ещё Екатерина Максим говорила о бедственном положении реки Ясени. Из-за многочисленных дамб вода практически стоит. В ней повышается содержание аммиака, продуктов гниения и ухудшается микробиологическая ситуация в целом. Это, считает кандидат биологических наук, должно вызывать тревогу не только экологических, но и санитарно-эпидемиологических служб.

Проблемы Ясени и Ханского озера требуют немедленного вмешательства учёных, экологов, властей и понимания самих предпринимателей, чей бизнес связан с Ясени. Необходимы срочные мероприятия по расчистке русла реки. Как следствие– наполнение водой Ханского озера. Если в нём снова появится рыба, на острова вернутся птицы, а рекреационная зона будет чистой, разве это не то наследие, за которое патриотам нашего края следует бороться?

Василий Ус, глава крестьянско-фермерского хозяйства «Катюша», ст. Ясенская.

От редакции.

Кто-то скажет, что в статье слишком много просьб. Много риторических вопросов и прожектов. Это и понятно, автор – не учёный, не эколог. Просто он кровно связан с тем, что называем нашей малой родиной. Поэтому и крик души: «Помогите спасти Ханское озеро! Это даст нам надежду, возможность заниматься нужным делом. А значит вернёт будущее станицам Ясенской и Копанской, посёлку Ясенская Переправа и хутору Шиловке».

1.0x