Авторский блог Лев Козленко 17:07 30 января 2017

Советской сути песенный сегмент 2

советские песни отражают суть нового строя в истории, а именно его человечность

100- летию Великого Октября

посвящаю.

Не так давно решил послушать Хор Турецкого. Устроился

поудобнее возле злосчастного телевизора. И что вы думаете? На меня мощно обрушиваются великолепные зовущие советские песни. Аж дух захватило. И вспомнились мои давнишние соображения по поводу песни «И Ленин такой молодой», тем более, что и она прозвучала в первых номерах Хора. После перестроечного погрома я подумал: а ведь Пахмутова с Добронравовым этой песней как бы говорили высшему партийному руководству: «проснитесь, товарищи». Реакции не последовало, а песня была заиграна, затёрта частым исполнением. Революция в умах не состоялась. Более того, случилась контрреволюция с реставрацией чуждого России криминального капитализма.

Песенная культура народа занимает особое место в общественном бытии. Люди поют в любых условиях и при любых обстоятельствах. Даже во сне. Нам песня строить и жить помогала. И сейчас пытается помочь жить между фантастической роскошью и крайней нищетой.

Светская песня вобрала в себя все краски и оттенки жизни, основанной на абсолютно новом её понимании и ощущении. Каждая песня своим смыслом, эмоционально обогащённом выдающейся мелодикой, придавала жизни сущностную рельефность, подлинность и полноту. И этим утверждалась социальная новизна завоёванного народом жизнеустройства. Следует подчеркнуть, что советское песенное зеркало жизни, показывая эту жизнь людям, которые необдуманно польстились на ценности Запада и оказались в чуждой им реальности, каждодневно убеждает

этих товарищей в роковой ошибке. Особенно тех, которые

были счастливы от служения Родине.

Вспомним теперь несколько советских песен.

Самая Великая из них – «Священная война». Её мощь поразила меня в возрасте шести лет. Звучала она из висящей в углу комнаты чёрной тарелки репродуктора.

Воздействие этого шедевра я сравниваю с голосом Юрия Левитана. Владимир Высоцкий назвал эту песню самой выдающейся и любимой им. «Священная война» и многие другие фронтовые песни помогли одержать Победу над фашистской нечистью. Перечислим ещё ряд песен военного времени: «В землянке», «Тёмная ночь», «В лесу прифронтовом», «Соловьи», «Огонёк», «Синий платочек»,

«Эх, путь дорожка…» , «Ты ждёшь, Лизавета», «Смуглянка», «Давай закурим», «Вечер на рейде», «Прощайте, скалистые горы», «Катюша», «Вася -Василёк», «На солнечной поляночке», «Три танкиста», «Марш артиллеристов» , «Случайный вальс», «Моя любимая», «Заветный камень», «Марш защитников Москвы», «Шумел сурово Брянский лес», «Играй мой баян»,

«Махнём не глядя», «Партизанская борода», « Песня о Днепре», «Давно мы дома не были», «Самовары – самопалы», «Песня военных корреспондентов».

Когда перебираешь в уме названия этих песен, всплывают строчки и мотив, поскольку на протяжении многих лет приходилось их слышать. Безусловно ,это наш золотой фонд. Композиторы и поэты создали эти шедевры, вдохновлённые жгучим желанием победы над врагом.

И при всём трагизме происходящего на необъятных театрах кровавых сражений создавались песни удивительные по чистоте мыслей , чувств и неистощимому оптимизму. Жизнь, отданная во исполнение воинского долга, воспевалась как героическая жертва на алтарь Победы.

«И что положено кому, пусть каждый совершит». Авторы песен удивительно тонко и точно чувствовали дух военного времени. Даже такие строки, как «до тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага» не помешали быть песне «В землянке» желанной и любимой фронтовиками. Об этом свидетельства оставшихся в живых. И ещё важно отметить следующее. Война была не только огромна, но и многомерна, особенно в области отношений между мужчинами и женщинами. Но в песнях мы практически нигде не видим, не то чтобы прямого описания «неуставных» отношений, а даже двусмысленностей. Убеждён, что это не результат цензуры, а требование самого Великого подвига в Священной войне . Такой статус был ей присвоен буквально с первых дней. Наверное этих света и чистоты требовала и песенная поэзия. Именно поэтому высокое и чистое в песенной культуре военного времени достойно держало оборону против разного рода поползновений в обратную сторону. Потому и победили.

Победа над фашизмом в 1945 –м оказалась колоссальной силой, объединяющей наше общество и источником смысловой энергии для всей культуры и в частности для её песенного сегмента. А военная тематика, открытая в 1945-м песней «Эх, дороги» Новикова –Ошанина, продолжается по сей день. Назовём наиболее известные: «Вернулся я на Родину», «Друзья однополчане»,

«От героев былых времён», «На Мамаевом кургане тишина», «Вальс в миноре», « Послевоенное танго», «На всю оставшуюся жизнь», «Он не вернулся из боя», «Тучи в голубом», «Солдаты», «Журавли», «Послепобедный вальс»,

«У деревни Крюково», «Бери шинель – пошли домой», «Майский вальс», «Нам нужна одна победа», «Последний бой», «В полях за Вислой сонной», «Берёзы», «Берёзовые сны», «На безымянной высоте», «Идут батальоны»,

« За того парня», «У братских могил», «Сыновья уходят в бой», «Не стареют душой ветераны», «Виталий Палыч» Визбора, «Колоколенка» Сергеева, «Четвёртая весна», «Летят перелётные птицы», «Ты одессит, мишка», «Аисты», «Красная стена» (Розенбаума).

Здесь перечислены далеко не все песни о войне В.Высоцкого. Их у него много и они более, чем убедительны. Они сочинены в такой манере, которая требует соло с гитарой. Их редко поют в застольях. Между тем в памяти примерно трёх поколений они сидят крепко.

Венчает этот послевоенный субсегмент песен о войне

Тухмановско–Харитоновский шедевр «День Победы». Розенбаум считает её Великой песней. Наверное это так, но я бы рядом поставил «Журавлей» Френкеля – Гамзатова.

Хочу обратить внимание на то, как отличаются собственно военные песни от сочинённых к поздним военным фильмам. За образец беру песню Михаила Ножкина «Последний бой» и «Дорогу на Берлин». Какая разная тональность при одной цели! А потому, что «Дорога» отражает неукротимое движение фонтов и армий, а «Бой» конкретику последнего штурма. Она и поётся в фильме под гитару, в то время как на войне почти безраздельно господствовала гармонь. Всё это результат другого времени. И когда нынешние короеды истории пытаются лезть со своими мерками в то время, то получают тухлый выморочный продукт, пригодный только для их мерзких целей, а именно для очернения славного советского прошлого, даже самой Победы.

Повторим, что Великая Отечественная была столь огромна во всех своих ипостасях и особенно по жертвам, что не может быть исчерпана в обозримое нами время.

Эта неисчерпаемость – залог всё более глубокого понимания Великого народного подвига и величия советского строя, бывшего в течение семи десятков лет надеждой человечества. Становление «Бессмертного Полка» идёт под знаменем постижения Великой Отечественной войны , и это постижение безгранично.

1.0x