Авторский блог Лев Козленко 17:41 10 февраля 2017

Советской сути песенный сегмент - 6

песни о состоянии души отражают советскость неоднозначно
10

 

                                                       - О чём ваша симфония?

                                                      - Обо всём.

                                                                   Из жизни.

        Второго  дня  Высоцкому  посвящённый  концерт  был.

Слушал его. Большинство его исполненных в концерте песен уже хрестоматийны. Либеральная тусовка строго следит за тем, чтобы преобладал протестный потенциал. Он им как бальзам на душу. Перечислим несколько песен Владимира Семёновича и посмотрим, о чём они.

       «В сон мне жёлтые огни», «Очи чёрные», «Колокола»,  «И не судьба меня манила», «Две судьбы», «Возвращаемся мы, просто некуда деться», « Здесь вам не равнина», «Канатоходец», «Гонка за горизонт», «Верёвочка», «Кони привиредливые». О чём они? Вроде бы о разном, как бы и о чём-то одном. На мой взгляд песни эти о томлении духа или об особых природных качествах характера( не судьба меня манила, и не золотая жила, а упорная моя кость и природная моя злость). Не отождествляя эти качества с самим поэтом, скажем, что природная злость помогла ему и кость  укрепить и не слабо. Говоря о томлении духа, вспоминаем Экклезиаста( гл.1, стих 14). Не трудно себе представить, что чувствительную душу Поэта травмировала реальная жизнь. И эта фрустрация рождала песни, в которых в разных вариантах это томление духа выражалось.

Была ли суть этих песней советской? По месту жительства. и гражданству – да. А на самом деле?

Далеко не во всех песнях, но в целом ряде ВВ не воспевает

Советскую действительность. Песня о друге – да, здорово, а «В сон мне жёлтые огни», ну, никак не тянут на воспевание.

Разве не так? Приемлемо такое томление духа, которое рождает катарсис(очищение). Лично меня «В сон мне» и «Кони»  просто  потрясли .  Дня три  не  мог в себя  придти

Притащил тогда проигрыватель на занятия со студентами.

Пытался толковать о силе выражения чувства жизненного края и т. д. И только много позже понял, что метал бисер перед свиньями. Никакого очищения не происходило, да и произойти не могло. Особенно, когда увидели, как впору пришёлся ВВ криминальной братве. И как врач, лечивший преимущественно алкоголиков, подозреваю, что допинг этого рода вполне мог здесь сыграть роль. Спортсменов за это лишают званий. Может быть это дойдёт и до деятелей культуры. И теперь эти песни ВВ действуют на меня, но, зная о том, что это томление духа, я не испытываю прежнего восторга. А отец ВВ считал сына антисоветчиком.

     Теперь предлагаю вспомнить советские песни , в которых так или иначе выражен общий душевный настрой и духовность. «Мгновения», «Мальчишки», « За того парня»,

«Я спешу, извините меня», «Прощание с Братском», «Как молоды мы были», «Я люблю тебя, жизнь», « Прощайте, голуби», «Я шагаю по Москве», «Идут батальоны», «Гренада», «Да разве сердце позабудет того,  кто хочет нам добра», «Одноклассники», «Сестрёнка Наташка», «Осенняя песня»(звучит высокая тоска, не объяснимая словами). «Время вперёд» (оркестровая).

     Песен много, и это те которые и быстро вспомнились или были опознаны из предлагаемых списков. Я также не ставил целью привести большой громоздкий список. Скажу сразу, что практически все популярные песни отличаются разной степенью приподнятости. От явного пафоса ( «Мгновения») до утончённой лирической(«Осенняя мелодия). Сравните высокую тоску в последней и тоску у ВВ в «В сон мне…». Есть разница? По моему есть. Герой этой песни ВВ не может найти места в жизни, а в противоположной с местом в жизни всё в порядке, но переживается ход этой жизни с неизбежными утратами и чувством земного предела.

Брутальные песни ВВ потрясали новизной выражения жизненной драмы, но ни одна из них не выбивала слезы(может быть я забыл), а вот «Идут батальоны» Юрия Саульского выбивают до сих пор. Старческая сентиментальность? Не думаю. Вот трогающие душу  слова

                       И пусть же на свежих закатах

                       Приснятся им добрые сны,

                       Как будто с войны возвратились солдаты,

                       С последней на свете войны.

                       С последней на свете войны.

А особую силу придала им музыка замечательного советского композитора Юрия Саульского. И ещё о сентиментах. В советское время мне нравилась песня Чичкова «Сестрёнка Наташка», но не более того. Но вот грянул перестроечный погром, в котором мы потеряли страну, и когда я услышал вызванную из ю тюба песню «Наташка», то при словах «и знает об этом вся улица наша, и знает об этом вся наша страна» у меня защемило сердце.

Потому как и улицы нет и страны. Не то с Высоцким, он как был, так и остался, культивируемый либералами как каток, помогающий заасфальтировать советскую сущность. Кстати,

ВВ, как великого Поэта не красит его старание получить официальный статус. Выходит, ему было мало народного признания.  И всё же, почему на фоне множества отличных песен, воспевающих сложность жизни(я ещё не привёл Визбора, Окуджаву, Дольского и других)так вырвался ВВ?

Я уже писал, что ВВ был феноменологичен в своей явной одарённости. Внешние данные крутого мужчины(дебют в «Вертикали»), брутальность исполнения(голос с хрипотцой),

отличный гитарный бой(«Возвращаемся мы с покорённых

вершин», острота поэтического слова, его доходчивость,

определённая не признанность официозом, просто яркая

индивидуальность, исключительная способность выражать

суть вещей и проникать в специфику профессий и занятий.

Ну, и наконец, музыкальность( хотя композиторы наши не очень – то это признают) взломали привычную стилистику советской подцензурной песни, и поэт-бард прозвучал первым экраном, не как ни будь. А далее мода, молва «обожествляют» личность. С точки зрения о коллективном бессознательном(Карл Юнг) ВВ оказался на территории одного из архетипов, который наличествует у всех, поскольку древний. Этим же объясняется и победное шествие Рока и РЭП-а, которые возвращают  нас к  архаике.

И это не всё. Что следует из того, что ВВ по Божьему промыслу задел в людях какой –то архетип? Значит советская, приподнимающая дух, песня оставляла в человеке(современном, весьма несовершенном) какой – то сегмент, очень живо отзывающийся на жизненный пласт, если он выражен определённым способом. А Господь Бог вверяет эту возможность избранным. В нашем случае таковым был Высоцкий. Думаю, что это вполне реальная картина. Ранее мы отмечали, что в сфере труда основная масса не была свободна, в частности , из-за отчуждения. С эксплуатацией было покончено, но «Царство свободы»(по Марксу) было впереди. В этих условиях пафосный стиль воспринимался очень многими как лакировка реальности.

А ВВ рубил правду- матку, да ещё брутально, а порой просто таки убойно. Результат у нас на памяти.

     И, пожалуй, последнее. Востребуются ли песни ВВ в будущем? Часть песен теряет популярность у молодёжи по причине удаления от артефактов того времени. А если взять

песни, томящие душу? Не исключено, что брутальные опусы, отдающие цыганщиной, могут проиграть сочинениям более цивильным. Таким, например, как песенные циклы Таривердиева. Особо остановлюсь на песне «Охота на волков», стоящей особняком в списке

проблемных. Исполняется «Охота» с предельно яростным напором, повергшим всех в шок что ли. Протест против вольного духа(дух дышит, где хощет) не томит дух, не отдаёт цыганщиной и истерикой. Но во времена вседозволенности песня не звучит иносказательно и понимается буквально, а значит бескрыло. И получается: берегите волков – санитаров леса.

 

              01.02.2017г.                      

 

 

      

 

 

 

 


Комментарии Написать свой комментарий
10 февраля 2017 в 22:26

Андрей Кончаловский /брат Никиты Михалкова/ о Высоцком

из интервью передачи "Особое мнение" на Эхе:
___

< Н.БОЛТЯНСКАЯ: Андрей Кончаловский – наш собеседник, напомню. Очень много вопросов к вам, связанных с сегодняшней датой, 75 лет бы исполнилось Владимиру Семеновичу Высоцкому. Кто-то просит вас о нем рассказать, кто-то спрашивает о том, что бы, на ваш взгляд, он писал сегодня. Очень такие, сослагательные вопросы. Вы готовы отвечать на них на все группой?

А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Ну, я могу попытаться, но это я не знаю, насколько я толково могу рассказать. Дело в том, что, конечно, Володю я знал хорошо. Я никогда не дружил с ним по-настоящему, но несколько раз мы виделись, он меня к себе в гости приглашал и у нас в гостях бывал. Ну, естественно… Вы знаете, я много о нем думаю и думал. Конечно, он – безусловный талант. Но популярность его – она, конечно, связана… Это социальное явление. Это не культурное явление.

Ну, если мы возьмем начало века, ну, кто был популярным певцом? Шаляпин. Звезда! Его узнавали на улицах, фотографии продавались. Собинов – фотографии, звезда. 20-е, 30-е годы, Лещенко, да? Вертинский. Видите, отражение есть определенное слушателей, да? Цыганский романс там.

На мой взгляд, причина успеха Высоцкого заключается в том, что колоссально изменилась демография и социальный слой того, что называется «слушающая публика». Советский Союз создал нацию зэков и (НЕРАЗБОРЧИВО). И в этом смысле Высоцкий… То есть это не важно, что они зэки. Они могли быть абсолютно свободные люди, сидящие дома.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Психология.

А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Но эстетика была эстетика зэка. И вот эта вот эстетика зэка – он ее выразил со всей своей интеллигентностью, которая у него была, и тонкостью. Но вряд ли он мог быть популярен, скажем, когда слова «зэк» не существовало. Это, на мой взгляд, социальное явление, потому что если в России всегда… То есть с Петра Первого. Было 2 России – была Московия, такая вся, единоначалие, монолитность, потом возник Петр, возникла Европейская Россия. Европейская Россия создала европейскую культуру, которая на весь мир была. А в 1917 году первого европейца по словам Пушкина в Ипатьевском доме, а потом европейцев гоняли по улицам, потом их загнали в ГУЛАГ, отправили на философском пароходе подальше. И в 1937-38-39-м последних европейцев расстреляли. Остались…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Скифы.

А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Осталась Московия с ее вкусом, вот, люмпена, подворотни, вот этого всего. И вот это социальное движение от Есенина к Высоцкому вполне логично. Мне лично Володя был близок как человек. Но как художник, вот, как певец, предположим, он никогда мне не нравился. Я это ему открыто говорил и кто-то даже написал, что Володя реагировал как-то, что я сказал, что он мне не очень нравится. Ну, конечно, он выразитель абсолютно эпохи.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну, посмотрите, был, скажем, Александр Галич или был Булат Окуджава, которые были, скажем так, направлены на определенную социальную группу. Высоцкий был универсален – его слушали и физики в секретных лабораториях, и знали…

А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Потому что физики в секретных лабораториях всегда были готовы попасть в (НЕРАЗБОРЧИВО). Ведь, Галич, все-таки, такой интеллигент-интеллигент. Понимаете? Окуджава тем более. Это такой Дом кино. Это всё…

Н.БОЛТЯНСКАЯ: Как вы ругаетесь Домом кино-то. (смеется)

А.КОНЧАЛОВСКИЙ: Да нет! Почему? Ничего плохого в этом нет. Это целый слой людей, которые хотели что-то слушать такое, чего не услышишь по советскому радио и телевидению. Но Высоцкий вывел совсем другой наружу пласт, он поэтизировал настоящего люмпена. Галич был не люмпен, он работал с иронией по отношению… Высоцкий вывел интеллектуального люмпена, такое, я бы сказал, «Трехгрошовую оперу»... >

11 февраля 2017 в 14:55

Киру

Как здорово подбросили Вы мне хворосту в мой чахлый костерок.
Выходит, что я нащупывал нечто похожее на Андреевское?
И я ведь не закончил думать о Высоцком.
Возражения АК есть, но не это главное.

Так что огромное спасибо, дружище Кир!
С уважением и надеждой на дальнейшее
общение.

11 февраля 2017 в 02:12

Высоцкого в советское время не издавали. И правильно делали. Ведь как ни крути, ни верти, но глупо сравнивать его с Пушкиным, как это пытаются преподнести либералы сегодня. Даже самые, казалось бы, затрагивающие своим содержанием и смыслом стихи В.Высоцкого, до классической поэзии все же не дотягивают. Даже его знаменитая "Песня о друге" или "Кони привередливые", которые и мне ложатся на душу, хотя Володю Высоцкого никогда не любила, это всего лишь тексты для бардовской песни.

С автором согласна.

11 февраля 2017 в 04:07

Не соглашаюсь с автором, нельзя наше культурное явление затиснуть в жесткие рамки своих представлений. И фраза про томление духа не более чем фигура речи. Высоцкий многогранен. У него есть важное качество - знание жизни. Вот есть у меня добротный друг, что много старше из тех , что гонял свой МАЗ по зимникам Заполярья. Как то он меня подкинул до Красноярска, на своей легковушке. Я слушал важные истории:
- А что Сан Саныч - гиблое было для тебя время, тяжелое?
- Да ты чего, с дуба рухнул. Лучшие годы моей жизни. Будь моя воля сейчас бы убежал, нахрен эту маму и нору в маравейнике.
- А как же эта история про переправу?
- Ну и чего? Ты Высоцкого слышал.
И тут он втискивает кассету - Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом...

Так, что не вклинить, уважаемый Лев Козленок нашего поэта в прокрустово ложе. Лично для меня его - Протопи ты мне баньку хозяюшка... стала важным этапом освобождения наваждения, от фальшивки Одного дня Ивана Денисовича, отправной точкой в осознании важной страницы нашей истории.

11 февраля 2017 в 15:02

Сергею Ужакину

Обижаете. Я то как раз всё выдающееся у ВВ подчеркнул,
придав ему феноменологичность, которая компенсировала
отсутствие гениальности. Почитайте -там всё написано, что
Вас и меня восхищает.

С уважением.

11 февраля 2017 в 08:42

"Владимир Высоцкий. Последний концерт"

документальный фильм

https://youtu.be/mT83HVnR6TQ

11 февраля 2017 в 08:45

песни

http://www.youtube.com/playlist?list=PL326E2965DCF063A7

11 февраля 2017 в 15:16

Киру

Длинные адреса надо синить, а я не умею.

11 февраля 2017 в 15:28

сайт Завтра почему-то не синит ссылки автоматом.
я это написал сразу, коггда зарегистрировался. самому делать ссылку активной не получится.

но открыться должно, скопируйте ссылку и вставьте в браузер

12 февраля 2017 в 23:15

Лев, действительно мне ещё написали, что ссылки на плейлист не открываются.
проверил да, почему-то в приложении Ютуб не всегда открывается, хотя в браузере у меня открывается сразу.

проверил: если скопированную ссылку сначала послать себе на Почту, то там ссылка становится активной (синей )
и при нажатии на неё плейлист сразу открывается