Авторский блог Лев Козленко 17:41 10 февраля 2017

Советской сути песенный сегмент - 6

песни о состоянии души отражают советскость неоднозначно

- О чём ваша симфония?

- Обо всём.

Из жизни.

Второго дня Высоцкому посвящённый концерт был.

Слушал его. Большинство его исполненных в концерте песен уже хрестоматийны. Либеральная тусовка строго следит за тем, чтобы преобладал протестный потенциал. Он им как бальзам на душу. Перечислим несколько песен Владимира Семёновича и посмотрим, о чём они.

«В сон мне жёлтые огни», «Очи чёрные», «Колокола», «И не судьба меня манила», «Две судьбы», «Возвращаемся мы, просто некуда деться», « Здесь вам не равнина», «Канатоходец», «Гонка за горизонт», «Верёвочка», «Кони привиредливые». О чём они? Вроде бы о разном, как бы и о чём-то одном. На мой взгляд песни эти о томлении духа или об особых природных качествах характера( не судьба меня манила, и не золотая жила, а упорная моя кость и природная моя злость). Не отождествляя эти качества с самим поэтом, скажем, что природная злость помогла ему и кость укрепить и не слабо. Говоря о томлении духа, вспоминаем Экклезиаста( гл.1, стих 14). Не трудно себе представить, что чувствительную душу Поэта травмировала реальная жизнь. И эта фрустрация рождала песни, в которых в разных вариантах это томление духа выражалось.

Была ли суть этих песней советской? По месту жительства. и гражданству – да. А на самом деле?

Далеко не во всех песнях, но в целом ряде ВВ не воспевает

Советскую действительность. Песня о друге – да, здорово, а «В сон мне жёлтые огни», ну, никак не тянут на воспевание.

Разве не так? Приемлемо такое томление духа, которое рождает катарсис(очищение). Лично меня «В сон мне» и «Кони» просто потрясли . Дня три не мог в себя придти

Притащил тогда проигрыватель на занятия со студентами.

Пытался толковать о силе выражения чувства жизненного края и т. д. И только много позже понял, что метал бисер перед свиньями. Никакого очищения не происходило, да и произойти не могло. Особенно, когда увидели, как впору пришёлся ВВ криминальной братве. И как врач, лечивший преимущественно алкоголиков, подозреваю, что допинг этого рода вполне мог здесь сыграть роль. Спортсменов за это лишают званий. Может быть это дойдёт и до деятелей культуры. И теперь эти песни ВВ действуют на меня, но, зная о том, что это томление духа, я не испытываю прежнего восторга. А отец ВВ считал сына антисоветчиком.

Теперь предлагаю вспомнить советские песни , в которых так или иначе выражен общий душевный настрой и духовность. «Мгновения», «Мальчишки», « За того парня»,

«Я спешу, извините меня», «Прощание с Братском», «Как молоды мы были», «Я люблю тебя, жизнь», « Прощайте, голуби», «Я шагаю по Москве», «Идут батальоны», «Гренада», «Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра», «Одноклассники», «Сестрёнка Наташка», «Осенняя песня»(звучит высокая тоска, не объяснимая словами). «Время вперёд» (оркестровая).

Песен много, и это те которые и быстро вспомнились или были опознаны из предлагаемых списков. Я также не ставил целью привести большой громоздкий список. Скажу сразу, что практически все популярные песни отличаются разной степенью приподнятости. От явного пафоса ( «Мгновения») до утончённой лирической(«Осенняя мелодия). Сравните высокую тоску в последней и тоску у ВВ в «В сон мне…». Есть разница? По моему есть. Герой этой песни ВВ не может найти места в жизни, а в противоположной с местом в жизни всё в порядке, но переживается ход этой жизни с неизбежными утратами и чувством земного предела.

Брутальные песни ВВ потрясали новизной выражения жизненной драмы, но ни одна из них не выбивала слезы(может быть я забыл), а вот «Идут батальоны» Юрия Саульского выбивают до сих пор. Старческая сентиментальность? Не думаю. Вот трогающие душу слова

И пусть же на свежих закатах

Приснятся им добрые сны,

Как будто с войны возвратились солдаты,

С последней на свете войны.

С последней на свете войны.

А особую силу придала им музыка замечательного советского композитора Юрия Саульского. И ещё о сентиментах. В советское время мне нравилась песня Чичкова «Сестрёнка Наташка», но не более того. Но вот грянул перестроечный погром, в котором мы потеряли страну, и когда я услышал вызванную из ю тюба песню «Наташка», то при словах «и знает об этом вся улица наша, и знает об этом вся наша страна» у меня защемило сердце.

Потому как и улицы нет и страны. Не то с Высоцким, он как был, так и остался, культивируемый либералами как каток, помогающий заасфальтировать советскую сущность. Кстати,

ВВ, как великого Поэта не красит его старание получить официальный статус. Выходит, ему было мало народного признания. И всё же, почему на фоне множества отличных песен, воспевающих сложность жизни(я ещё не привёл Визбора, Окуджаву, Дольского и других)так вырвался ВВ?

Я уже писал, что ВВ был феноменологичен в своей явной одарённости. Внешние данные крутого мужчины(дебют в «Вертикали»), брутальность исполнения(голос с хрипотцой),

отличный гитарный бой(«Возвращаемся мы с покорённых

вершин», острота поэтического слова, его доходчивость,

определённая не признанность официозом, просто яркая

индивидуальность, исключительная способность выражать

суть вещей и проникать в специфику профессий и занятий.

Ну, и наконец, музыкальность( хотя композиторы наши не очень – то это признают) взломали привычную стилистику советской подцензурной песни, и поэт-бард прозвучал первым экраном, не как ни будь. А далее мода, молва «обожествляют» личность. С точки зрения о коллективном бессознательном(Карл Юнг) ВВ оказался на территории одного из архетипов, который наличествует у всех, поскольку древний. Этим же объясняется и победное шествие Рока и РЭП-а, которые возвращают нас к архаике.

И это не всё. Что следует из того, что ВВ по Божьему промыслу задел в людях какой –то архетип? Значит советская, приподнимающая дух, песня оставляла в человеке(современном, весьма несовершенном) какой – то сегмент, очень живо отзывающийся на жизненный пласт, если он выражен определённым способом. А Господь Бог вверяет эту возможность избранным. В нашем случае таковым был Высоцкий. Думаю, что это вполне реальная картина. Ранее мы отмечали, что в сфере труда основная масса не была свободна, в частности , из-за отчуждения. С эксплуатацией было покончено, но «Царство свободы»(по Марксу) было впереди. В этих условиях пафосный стиль воспринимался очень многими как лакировка реальности.

А ВВ рубил правду- матку, да ещё брутально, а порой просто таки убойно. Результат у нас на памяти.

И, пожалуй, последнее. Востребуются ли песни ВВ в будущем? Часть песен теряет популярность у молодёжи по причине удаления от артефактов того времени. А если взять

песни, томящие душу? Не исключено, что брутальные опусы, отдающие цыганщиной, могут проиграть сочинениям более цивильным. Таким, например, как песенные циклы Таривердиева. Особо остановлюсь на песне «Охота на волков», стоящей особняком в списке

проблемных. Исполняется «Охота» с предельно яростным напором, повергшим всех в шок что ли. Протест против вольного духа(дух дышит, где хощет) не томит дух, не отдаёт цыганщиной и истерикой. Но во времена вседозволенности песня не звучит иносказательно и понимается буквально, а значит бескрыло. И получается: берегите волков – санитаров леса.

01.02.2017г.

1.0x