Авторский блог Александр Елисеев 13:59 17 февраля 2019

Советский кинематограф и вестернизация СССР

Брежневский кинематограф, как это не покажется странным, объективно насаждал в СССР культ Запада и тамошнего капитализма.

Пишут о существовавшем в СССР некоего культе кино на всякие английские сюжеты. От «Винни-Пуха» до «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Действительно, было такое дело. Но ещё более мощным был культ кино на тему US. «Мираж», «Богач, бедняк», «Кража», «Американская трагедия», «Приключения Тома Сойера», «Рафферти», «Вся королевская рать», «Ошибка Тони Вендиса», «Крутой попорот», «Человек с бульвара Капуцинов» и т. д.

Правда, большинство из этих фильмов критически показывали американскую реальность, разоблачая загнивающий капитализм. Но ведь показывали его красиво – посредством обаятельных советских артистов. И сам капитализм получался весьма красивым. Вообще, такова сила искусства – оно делает даже нечто ужасное вполне себе притягательным. (И в этом плане особого разбора заслуживают фильмы ужасов, которые притягивают людей к демоническому – во всех его проявлениях).

Поэтому, советский брежневский кинематограф, как это не покажется странным, объективно насаждал в СССР культ Запада и тамошнего капитализма. И очень скоро капитализм победил, правда, в намного более хищническом виде, чем на Западе. Ну да, ведь здесь сыграл «советский актёр».

Я вот написал – «объективно», но не удивлюсь, если всё это делалось вполне себе осознанно, в рамках некоего проекта. Брежневское руководство очень сильно мечтало о «конвергенции», поэтому и делало всё от него возможное для сближения с США. Так, в 1973 году в Москве открыл свое отделение Чейз Манхэттен банк – кредитное учреждение Д. Рокфеллера, который, в этом деле непосредственно сотрудничал с советским премьером А. Косыгиным. А зятем последнего был Д. Гвишиани, через которого брежневское руководство осуществляло контакты с глобалистским Римским клубом. (Сам Косыгин попытался устроить конвергенцию в экономике, соединяя рыночные механизмы прибыли с прежними, «сталинскими», «командо-административными» механизмами. В результате, рынок создан не был, а плановая система оказалась предельно расстроенной.)

Одновременно, вроде бы крайне ортодоксальный, сусловский Агитпроп в упор не «замечал» стремительной еврокоммунизации «братских» европейских компартий. Вообще, СССР всячески заигрывал с Западом - в надежде на всю ту же самую конвергенцию. («Танки идут по Праге»: крах брежневского эксперимента»)

И вот на всё это прозападное «великолепие» мощнейшим образом накладывается культ кино про Запад. По-моему, тут всё очевидно. При этом, в тех же США практически не снимались художественные фильмы о тогдашней советской действительности. Саму эту действительность активно разоблачали публицисты, политологи, журналисты, политики и проч. А вот художественных образов не создавали. Конечно, там отлично понимали, что для этого придётся снимать красивое кино с обаятельными артистами. И, тем самым, внедрять советские образы в американскую жизнь. Да, в США тоже были сторонники конвергенции (тема отдельного разговора). Но кое-куда их не пускали – от слова «совсем».

«Советско-американская революция»

1.0x