Авторский блог Владимир  Бровкин 16:26 3 июня 2017

СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ВОЗВЫСИЛА ПОЭТА

судьбы у поэтов и у их памятников чаще всего - непростые

СТАЛИН ВЕРНУЛСЯ

Пушкин в Барнауле не был.

Но на улице в исторической его части, где все сметая тут и там лезут в небо лепясь друг на друга вычурные многоэтажки, на улице носящей его имя вот уже более десятка лет стоит ему памятник.

Единственный в Сибири.

Сооруженый на народные деньги, которые собирали по кругу.

Это немногое из того что нынешнее время смогло отлить в городе в бронзе.

Памятник сооружен на деньги, начиная от местных олигархов до бомжей. Стараниями поэта Сергея Сороки и возглавляемого им общества «Поэт и Пушкин» объединившего в своих рядах самые разные слои населения.

Не скажешь, чтобы денежные мешки страстно горели желанием поучаствовать в народном порыве. Но правду надо сказать, по сотне другой рублей в фонд сооружения внесли.

Бомж же Валерий Лезин на памятник положил несколько тысяч, собранных на паперти у Покровского храма.

Делался памятник трудно, непросто.

Уже само дело отлить его делом было непростым. Ибо это делалось на местном заводе, мало приспособленном для подобных работ.

Если же говорить о вкладе краевых властей в его сооружение, то сказать трудно, что оно помогало этому народному порыву, скорее наоборот. Но место, по крайней мере, под памятник выделило. И к своему удивлению, и к еще большему удивлению многих, участвовавших в его сооружении получившее за то, что город получил такой подарок, который теперь уже всем понятно не сотрет никакое время, высокие и очень престижные награды. Ибо бессмертие и Пушкин — понятия нерасторжимые.

Сталин был в Барнауле.

В 1928 году. Память тому – кошевка в краевом музее, в которой его везли по городу.

Добавим кстати, что в городе были Хрущев, Брежнев, Горбачев, Ельцин. Но монументальная пропаганда увековечить их посещение краевого центра как-то не поторопилась. Правда, последнему, при первом его приезде в город грозились поставить памятник при въезде в город в верноподданнических речах экстренно присягнувшие углублению реформ руководители в приветственных ему речах.

Памятников Сталину в Барнауле было несколько.

Но потом их с постаментов по-тихому убрали и закопали в укромных местах. Пришло время развенчивать его имя и компания эта длится уже которое десятилетие и затухать, кажется, пока не собирается. Сам слышал рассказ очевидца о том, как памятник ему, стоявшего в парке меланжевого комбината, первенца социалистического строительства в Барнауле закопали на территории самого комбината, а потом на этом месте сделали еще вдобавок бетонную площадку для погрузо-разгрузочных работ.

Уже в наши времена стараниями активистов КПРФ, объединенных в «Движение в защиту Советской истории», были предприняты усилия по сооружению Сталину памятника в краевом центре. Были так же по кругу собраны средства на его сооружение. Но с сооружением его дело застопорилось. Власть за долгие годы так не могла определиться с местом для памятника опальному государственному деятелю.

Но Сталин самым неожиданным образом дал о себе знать.

Его памятник откапали в прошлом месяце случайно на более чем знаковом месте в городе на барнаульской "Рублевке", что выросла в последние годы на Змеиногорском тракте на въезде в город.

Сильно поврежденный.

В музее «Мир времени» Сергея Корепанова, известного в крае врача и предпринимателя, где советская эпоха, в том числе и экспонатами монументальной пропаганды, представлена сегодня более полно, пожалуй, чем во всех других музеях края и города, обещали помочь в реставрации этого памятника

Пушкина и Сталина многое роднит. Оба были – поэты.

И судьбы у поэтов, как впрочем, и у памятников — чаще всего — непростые.

Об этом статья редактора газеты ставропольских коммунистов «Родина» Николая Бондаренко. Напоминающая об этом.

6 июня – день рождения А. С. Пушкина

ПУШКИН И СТАЛИН

Цель этих заметок — преодолеть предубеждение, что эти две очень значимые личности в истории России находятся едва ли не на разных полюсах ее величия.

В самом деле, Пушкин — поэт, Сталин – государственный деятель; Пушкин — штатский человек, Сталин — военный, хотя и не имел военного образования; Сталин — революционер, Пушкин — мелкий царский чиновник; Сталин — видный партийный и государственный деятель страны, Пушкин — один из малозначимых членов свиты царя; Пушкин принадлежал к одной исторической эпохе, Сталин — совсем к другой. Ну, и т.д.: как можно эти фамилии вообще ставить рядом между собой?

Но не будем спешить с выводами. Мы сказали, что Пушкин – поэт, а разве Сталин в юности не занимался поэзией? Как стало на Руси известно имя Сталина? В 1901 году была опубликована «Грузинская хрестоматия или сборник лучших образцов грузинской словесности». В ней можно было найти стихи Сталина-лирика, посвященные Луне:

Плыви, как прежде, неустанно

Над скрытой тучами землёй

Своим серебряным сияньем

Развей тумана мрак густой…

А вот социальные стихи Сталина:

Когда крестьянской горькой долей,

Певец, ты тронут был до слёз,

С тех пор немало жгучей боли

Тебе увидеть привелось…

Таким образом, Сталин тоже начинал свою жизнь в качестве поэта, и потому его имя вовсе не стыдно ставить рядом с Пушкиным-поэтом. Более того. Сталин, видимо, гораздо быстрее Пушкина понял, что поэзией не многое можно сделать для пользы людей. И потому пошёл «выше» Пушкина, а мог бы и остаться «всего лишь» поэтом. Вот было бы бедствие для России…

Далее мы сказали, что Сталин был революционером, но ведь и Пушкин едва избежал судьбы революционера-декабриста, а если перечитать его юношеские стихи, то рядом с ними можно поставить разве что гневный пафос произведений Радищева или Герцена. Прочтите, например, его оду «Вольность». Она была написана в 1817 году, а впервые напечатана лишь в 1856 году в «Полярной звезде» А. И. Герцена. Стань она известна царизму ранее, возможно, жизнь поэта закончилась бы вовсе не на дуэли…

Конечно, Сталин был государственным деятелем, но и Пушкин был государственным деятелем, по крайней мере, по лицеистскому образованию и влиянию на деятельность Николая I, который назвал Пушкина умнейшим человеком своего времени.

Да, Сталин обладал громадной властью над людьми – и физической, и духовный, но кто скажет, когда же Пушкин утратит духовную власть над людьми всё новых и новых поколений?

Таким образом, не стоит спорить о значимости личности Пушкина и личности Сталина для истории России. Они навсегда будут принадлежать ей.

Сейчас же речь идет о другом, что именно Сталину принадлежит заслуга в раскрытии масштабов личности Пушкина. Именно он открыл его в полной мере для сознания советских людей, нынешних и будущих поколений российского общества. И вовсе не потому, что написал о нем какой-то замечательный труд. Дело в другом, он просто «назначил» А. С. Пушкина главным поэтом России. В этом «назначении» и проявилась гениальность Сталина: просто один гений открыл людям другого гения. Уверен. что этот факт в жизни Сталина мы до сих пор или не поняли, или недооценили…

Разве до Сталина Пушкин был для нашего общества тем же, чем он является сейчас? Да, Аполлон Григорьев сказал об этом поэте: «Пушкин — наше всё». Ну что? Прекрасные слова о Пушкине говорили и Достоевский, и Толстой, и Чехов, но на государственном уровне А. С. Пушкин оставался всего лишь одним из поэтов уровня Кольцова, Тютчева. Бальмонта и т. д.

Вот как ценил А. С. Пушкина царизм. Александр I «славил» Пушкина ссылками (и за что? За атеистическую переписку….); Николай I вообще превратил поэта в своего невольника, назначив себя его личным цензором; Александр II после прочтения пушкинской оды «Вольность» едва с ума не спрыгнул от возмущения по поводу открывшегося для него подлинного понимания этого поэта. Александр III духовными проблемами не интересовался вообще (это был единственный монарх, умерший естественной смертью – от алкоголизма).. Николая II в Пушкине интересовало одно: он или не он написал «Гавриллиаду»?

Настала советская эпоха. Разве она сразу же принесла славу Пушкину? Согласно идеям движения «Пролеткульта» старых писателей и поэтов следовало вообще выбросить на свалку истории. Ума хватило этого не делать, но до 1937 года А. С. Пушкину принадлежала довольно скромная роль в нашей культурной истории. Хватало и «своих» поэтов с пролетарской закваской, например, А. Блок, Д. Бедный, В. Маяковский, М. Цветаева и другие.

И вдруг грянули 1937 год (100-летие со дня смерти А. С. Пушкина) и 1949 год – 150-летие со дня рождение поэта. Всё это пришлось на Сталинскую эпоху, так что можно не сомневаться, что в возвышении личности А. С. Пушкина, вполне им заслуженной, решающую роль сыграл, конечно, И. В. Сталин.

Что же послужило главным мотивом именно такого решения вождя? С нашей точки зрения, Сталин угадал, что именно А. С. Пушкину принадлежит бесспорная объединительная культурная роль в нашей истории. Сталин думал о единении народа. Он понимал, что одной марксистской идеологии для этого будет недостаточно. Необходима была более широкая культурная платформа, объединяющая людей разных исторических эпох, социальных слоёв, культур, образования, наций и даже цивилизаций.

Лучшей кандидатуры, чем Пушкин, не имелось. Пушкин, воспитанный на французской литературе, изначально был западником. По происхождению он был дворянином, как он говорил о себе «в шестисотом поколении». По убеждениям он был народником: его поворот к интересам народа особенно поражал Ф. М. Достоевского. Его преданность няне Арине Родионовне – простой крепостной крестьянке — он завещал всем поколениям людей, которые станут чтить его имя. Его влюблённость в эпоху Емельяна Пугачёва и в самого бунтаря не могут не цениться в «простом» народе.

Но царизм не сумел увидеть в личности А. С. Пушкина ничего значимого. Царизм самым позорным образом похоронил поэта — в буквальном смысле слова, словно бомжа. А суд, состоявшийся уже после смерти поэта, постановил «камер-юнкера А. С. Пушкина — повесить».

А Советская власть возвысила этого поэта. Она оправдала его представления о своём величии: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» И это было сделано не без влияния И. В. Сталина.

Оправдывается его предвидение великого объединяющего начала поэта: его день рождения с каждым годом всё больше превращается во всенародный праздник всех россиян.

Н. Ф. БОНДАРЕНКО

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

1.0x