Авторский блог Владимир Сафончик 13:08 23 февраля 2019

СОЦИАЛИЗМ 2.0. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. ЧАСТЬ 2

"Производительность труда – это, в последнем счете, самое важное, самое главное, для победы нового общественного строя". В.И. Ленин. Ключевое для ускоренного роста содержание и измерение производительности труда не вещественное, а СТОИМОСТНОЕ.

Стоимость продукта труда.

С давних пор основным способом обеспечения возможности потребления различных объектов потребления для человека стало их изготовление или изготовление и обмен посредством соответствующих процессов труда. При осуществлении этих процессов субъект труда неизменно затрачивает свою жизненную силу, рабочую силу, рабочую энергию. При этом человек совершает некоторую работу в физическом смысле этого слова и расходует некоторую энергию.

В физике величину механической работы измеряют (в основном) умножением величины развиваемой силы на длительность приложения этой силы. В хозяйственной (экономической) деятельности измерять развиваемую человеком во всяком фрагмента его труда силу технически крайне затруднительно. Поэтому, сложилось так, что измерение величины совершаемой работы и затраты рабочей энергии заменяют измерением только продолжительности затраты некоторой усредненной рабочей силы, продолжительностью времени труда.

При осуществлении труда любого рода, любой качественной разновидности неизменно затрачивается абстрактный труд, рабочая сила, одновременно, в абстрактно затратной форме и абстрактно результативной форме. Поскольку рабочая сила всегда есть (изначально, первично) индивидуальная рабочая сила индивидуального субъекта труда (в том числе и работающего в составе трудового коллектива), постольку затрачиваемая в труде рабочая сила всегда первично носит индивидуальный характер, имеет индивидуально определенную величину. При измерении величины затрачиваемой рабочей силы рабочим временем, в течение которого она затрачивается, это рабочее время образует индивидуальную стоимость продукта, в котором воплощается данный труд.

Стоимость — это индивидуальное и общественное отношение к продукту труда. Отношение субъекта процесса труда и всех остальных членов общества. Отношение, отражающее представление человека о фактически затраченном при производстве продукта индивидуальном и статистически обработанном индивидуально-общественном рабочем времени.

Стоимость продукта труда (стоимость) это индивидуальное и индивидуально-общественное отношение к продукту труда, выражающееся в индивидуально-необходимом количестве рабочей силы, индивидуально-необходимом количестве рабочего времени, индивидуально-необходимом количестве рабочей энергии, которые были фактически затрачены при производстве этого продукта.

Стоимость продукта труда (стоимость) измеряется единицами рабочей силы (количество работников), единицами рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни), единицами рабочей энергии, денежными единицами.

В наноэкономике фактически затраченная индивидуальная рабочая сила и соответственная ей индивидуальная стоимость продукта труда всегда первичны и являются множественной количественной основой для исчисления любой групповой и общественной стоимости продукта труда. Для различных групп (общностей) производителей качественно одинаковых (однотипных) продуктов труда могут быть выделены минимальная стоимость, максимальная стоимость и подсчитаны средняя стоимость и другие статистически значимые величины стоимостей (средневзвешенная, вероятная и т.д.). В масштабах всего общества могут быть вычислены соответственные общественные стоимости любого продукта.

Процесс производства стоимости.

Как характеристика количества рабочего времени, фактически и индивидуально затраченного в процессе труда человека, стоимость возникает только в результате процесса труда. Прежде всего отметим, что существует некоторое количество объектов потребления, к доступу которых трудовая деятельность человека не имеет никакого отношения (природный воздух, дождь…). Такие объекты потребления не имеют стоимости.

При выполнении любым человеком любого процесса труда, как результат затраты рабочей силы любой ее качественной разновидности и любой поддающейся учету продолжительности, у этого человека возникает отношение к продукту труда, выражающееся в фиксации (в памяти, на носителя) количества этой затраты рабочей силы, осуществленное при выполнении данного труда. Это отношение стоимости продукта труда.

Стоимость продукта труда доподлинно известна, прежде всего, субъекту этого труда, изготовителю того или иного продукта и находит свое выражение в форме калькуляции затрат производства, в форме себестоимости продукта труда, определяемой посредством различных способов учета и представления затрат рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии. Другим участникам хозяйственной жизни стоимость конкретного продукта труда может быть известна приблизительно, с тем большей точностью, чем более точна их информация о себестоимости этого продукта у его изготовителя.

Процесс труда всегда осуществляется во времени. При выполнении любого труда затрачивание рабочей силы в каждый текущий отрезок времени всегда добавляется к затрачиванию рабочей силы, осуществленному в любой предшествующий отрезок времени. Соответственно, затрачиваемое в труде текущее рабочее время всегда добавляется к рабочему времени, затраченному в предшествующие отрезки труда. Стоимость продукта каждого текущего отрезка (фрагмента) труда добавляется к стоимостям продуктов предшествующих фрагментов (отрезков) процесса труда.

Таким образом, стоимость имеет «накопительный» характер. Стоимость имеет аддитивный характер.

В наноэкономике рабочее время, затраченное на изготовление предмета труда, не зависимо от давности этой затраты и образовавшее стоимость предмета труда, суммируется с рабочим временем данного текущего труда. Текущий труд в его конкретной форме переносит, таким образом, стоимость, овеществленную в предмете труда, на стоимость продукта труда. Иначе, данный текущий абстрактный затратный труд добавляет к имеющейся стоимости новую стоимость или создает добавленную стоимость. И в случае со стоимостью предмета труда и в случае с добавленной стоимостью всегда учитывается индивидуальная стоимость.

Роль фактора «земля» в производстве стоимости.

Фактор «земля» в широком смысле этой категории (и вода, и воздух...) и, в узком смысле, фактор производства «материалы» являются важными факторами совокупного процесса труда, процесса производства, процесса образования продукта. Их роль в процессе образования потребительной значимости рассмотрена нами выше.

Однако, в возникновении стоимости продукта процесса труда, процесса производства земля и материалы не играют абсолютно никакой роли. Ни материалы, ни земля не являются субъектами производственного процесса. Они не являются субъектами рабочей силы. Соответственно, они и не могут затрачивать, расходовать неприсущую им рабочую силу. Они не могут быть субъектами отношения к продукту, поскольку не являются одушевленными и сознательными субъектами процесса труда. Они не могут создавать и не создают стоимость продукта процесса труда.

С другой стороны, земля, материалы, коль скоро к их участию в процессах текущего труда причастен прошлый человеческий труд, коль скоро они сами являются продуктом процесса труда (полуфабрикаты, узлы и комплектующие изделия), они являются носителями стоимости. И носителями стоимости материалы являются, как в своей целостности, так и в своей частичности, пропорционально доле труда, приходящейся на производство каждой части этих материалов. И эта возникшая в процессе изготовления материала стоимость его и каждой его части становится неизменным и неотделимым атрибутом хозяйственного бытия этого материала. Какова бы не была дальнейшая хозяйственная судьба этого материала, его стоимость, как «приклеенная», будет сопровождать его в неизменном виде до поры его полного исчезновения, как экономического объекта.

Роль природы в производстве стоимости.

Важная роль природы в образовании продукта производства, продукта процесса труда, в образовании его потребительной значимости рассмотрена нами выше.

При этом, природа в целом и в различных частностях, во всяких ее объективных материалистических проявлениях не является субъектом процесса труда, не затрачивает в этом процессе абстрактно-человеческий труд, не формирует субъективного отношения (в бездушной и бессознательной себе) к продукту, как фактически затраченной на его создание человеческой рабочей силы и не создает стоимости продукта производства, стоимости продукта процесса труда.

Вместе с тем, материальные объекты природы, к участию которых в хозяйственном обороте общества приложен человеческий труд, являются носителями созданной этим трудом стоимости.

Роль труда в производстве стоимости.

Мы рассмотрели выше факторы производства и их роль в процессе производства объектов потребления, продуктов труда, их потребительных значимостей.

Мы знаем, что некоторые природные объекты потребления (корни женьшеня, самородное золото, ископаемые драгоценные камни) и до и после момента их извлечения человеком из дикой природы могут обладать многими, хотя и различными, свойствами и характеристиками, представлять различные потребительные значимости, иметь различную, часто высокую, полезность и денежную цену.

Мы знаем, что многие объекты потребления в течение их общественной жизни неоднократно и разительно меняют свою притягательность, становятся или исключаются из состава человеческих богатств.

Однако, поскольку стоимость объекта потребления, продукта труда определена нами, как индивидуально необходимые затраты абстрактного труда человека в абстрактно затратной форме, фактически осуществленные при создании им этого продукта, то и относиться ко всем «пестрым» в своей вещественной содержательности объектам потребления мы можем и должны только, как к носителям, как к «содержателям» осуществленного при их создании человеческого труда.

В рамках других наук (физики, химии…), в пространстве художественного мышления мы можем рассуждать и восторгаться величием природы в создании ею этого вещественного чуда – алмаза. Но в рамках экономической науки мы должны понимать и признавать, что роль природы в создании стоимости находящегося в пласту породы золотого самородка или алмаза отсутствует. Стоимость их возникает только после того, как к их появлению «на свет», в хозяйственный оборот оказывается приложено, пусть самое незначительное, количество живой текущей и прошлой, овеществленной в средствах производства, человеческой рабочей силы.

Труд, именно труд и исключительно труд человека в его абстрактной затратной форме является источником и «созидателем» стоимости всех трудовых объектов потребления, продуктов труда, товаров.

Роль орудий труда в производстве стоимости.

Важнейшую роль в трудовой деятельности человека и общества играет разделение труда. Оно осуществляется во времени и в пространстве.

Разделение труда во времени проявляется, с одной стороны, в разбиении целостного процесса труда на ряд временных отрезков, этапов. С другой стороны, в разделении общего совокупного труда по изготовлению продукта - на изготовление орудий труда и последующее производство продуктов с использованием этих орудий.

В случае такого элементарного процесса разделения и производства продукта одним человеком очевидно, что совокупные затраты рабочей силы складываются из осуществляемых последовательно и «в стык», одни за другими, отдельных затрат на изготовление орудия и изготовления продукта. Текущий труд по изготовлению продукта складывается (добавляется) с прошлым трудом изготовления орудия. Одни затраты добавляются к другим.

Это существенное отношение добавления, суммирования затрат рабочей силы по-существу, ничуть не меняется в случаях всевозможного усложнения процесса труда, разделения труда по времени и месту, в распространеннейших случаях специализированного изготовления орудий труда и их элементов.

В зависимости от характера участия орудия труда (разового или длительного) в процессе производства форма и механизм добавления стоимости орудия к стоимости предмета труда имеют отличия.

Например, одноразовая упаковки материала или полуфабриката, обеспечивающая его временную сохранность, полностью утрачивает свое потребительское значение после ее вскрытия и использования содержимого в производственном процессе. Соответственно ее стоимость в текущем производственном процессе полностью и однократно добавляется к стоимости всего материала или полуфабриката (по аналогии со стоимостью материала).

Многоразовое орудие труда, используемое для производства многих продуктов, добавляет свою стоимость к стоимости каждого предмета труда по частям, в течение некоторого нормативного (расчетного) периода амортизации, пропорционально степени износа орудия, приходящейся на каждую единицу произведенного с его помощью продукта.

Этот перенос, это добавление стоимости орудия труда номинально (отступления от этого номинала носят характер нарушения производственно-финансовой дисциплины) осуществляется только в процессе использования орудия труда в процессе производства. Фактически (и документально) он осуществляется благодаря целесообразному применению орудия работающим человеком. Перенос стоимости осуществляется трудом человека. Трудом, осуществляющим это целенаправленное и целесообразное применение. Трудом в его конкретной разновидности, трудом в его конкретной форме. Конкретным характером процесса труда. Конкретным трудом.

Таким образом, перенос стоимости орудия труда на стоимость продуктов труда осуществляется трудом субъекта процесса труда в его конкретной форме, конкретным трудом. Перенос стоимости орудий труда (амортизация) происходит на каждую единицу продукта труда, изготовленного с применением данного орудия труда, по частям, пропорционально степени износа орудия, отнесенной к данной единице продукта, в течение периода амортизации и прекращается по истечении срока амортизации.

Роль капитала в производстве стоимости.

Капитал, как мы говорили уже ранее, существует в обществе в виде вещественного производительного капитала и денежного (финансового) капитала.

В качестве производительного капитала могут функционировать всевозможные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, орудия и средства труда, готовые объекты непосредственного или производительного потребления и т.д. В этом своем составе капитал участвует в создании потребительной значимости аналогично рассмотренным выше отдельным средствам производства.

В качестве денежного капитала используются металлические, бумажные, электронные деньги, акции, ценные бумаги и другие материальные объекты финансового рынка.

Но бездушные финансовый и материалистический, производительный капитал во всех их разновидностях не являются работающим человеком, не затрачивает свою рабочую силу, свой абстрактно-затратный труд, не является субъектом труда и субъектом отношения к продукту труда, как «содержателю», носителю стоимости. Поэтому ни финансовый капитал, ни производительный капитал не могут и не вырабатывают никакого субъективного отношения к продуктам своего производительного применения. Капитал не фиксирует это субъективное отношение в отсутствующем у него сознании или на каких-либо носителях информации. Капитал не создает стоимости.

Но капитал, поскольку он материален, и настолько, насколько он является продуктом прошлых видов труда, вызвавших его появление в хозяйственном обороте, является носителем стоимости создавшего его труда.

Косвенное, посредническое «участие» производительного капитала в появлении новой стоимости, в создании добавленной стоимости ограничивается исключительно ролью носителя ранее созданной прошлым трудом человека (людей) стоимости, потенциально пригодным для перенесения этой прошлой стоимости на продукты производства посредством текущего (будущего) труда субъекта труда в его конкретной форме.

Косвенное посредническое «участие» капитала в форме продуктов непосредственного потребления субъекта труда и финансового капитала, обращаемого в такие объекты потребления, в появлении новой стоимости, в создании добавленной стоимости ограничивается исключительно его ролью средства воспроизводства субъекта труда, воспроизводства его рабочей силы, являющейся исключительным источником стоимости.

Капитал не может быть и не является самовозрастающей стоимостью.

Стоимость капитала возрастает только благодаря оплодотворению его трудом субъекта труда.

Зашедшая в гносеологический тупик современная экономикс в своих предкраховых конвульсиях «родила на свет» еще один мыслительный «шедевр» - «человеческий капитал». Благодаря этому открытию апологеты капитализма в его глобалистской редакции создали очередную «морковку» перед лицом эксплуатируемых слоев общества. Мол, капиталистами являются сегодня не только олигархи, акционеры и наниматели труда, но и каждый наемный работник, пусть даже из всех средств производства у него имеется длинный ноготь на указательном пальце! Мол его тоже можно прибыльно вложить в бизнес (заворачивать саморезы) и иметь перспективу стать миллионером.

Научный вульгаризм этого «изобретения» заключается уже в том, что в самом термине и в его сути наличествует катастрофическое для экономической теории противоречие: смешение всегда пассивных вещественных факторов производства, никогда не являющихся источником стоимости, и единственного, всегда активного, источника, созидателя стоимости - субъекта производства, работающего человека.

Ценность объекта потребления, продукта труда.

Когда в дикой природе львица для утоления потребности в пище гонится за косулей, она «не думает» об экономике. И не думает вообще. Она «лаповодствуется» инстинктами. Но и она ощущает, что в одной ситуации, затратив еще некоторую дополнительную толику своей звериной силы, достигнет результата, настигнет жертву. А, в другой, ощущает, что необходимых для последнего рывка сил уже нет, и прекращает гонку, а косуля остается недостижимой. И уже зверь сплошь и рядом осуществляет сопоставление затрат звериных сил и результата этих затрат

Когда первобытный человек в эпоху патриархального хозяйства стал основную часть потребляемых объектов изготавливать посредством своего собственного труда, он не вел «бухгалтерий». Но уже и тогда осмысливал и фиксировал в памяти минимальные и максимальные, средние обычные затраты труда, затраты времени на изготовление (добычу) разных по количеству и качеству объектов потребления. И фиксировал свое отношение к фактическому протеканию и итогу процесса труда, к соотношению затрат и результата. И уже тогда фактически осознавал и фиксировал эти затраты, как то, что позднее ученые будут анализировать, как стоимость или ценность. Эти затраты мы называем затратами предпотребления, затраты, предваряющие потребление. Затраты предпотребления принимали в данном случае форму и величину затрат изготовления, форму стоимости.

Причем фиксировал эти отношения не только в своем собственном труде, но и (по возможности и с разной степенью достоверности) в труде окружающих по изготовлению аналогичных объектов.

Ошибается тот, кто считает, что эти соотношения всегда и у всех были одинаковы. И что эти разницы (как в одну, так и в другую стороны) не служили побудительным мотивом для зачатков специализации и обмена (разумеется, были и другие побудительные мотивы). Ошибаются те, кто считает, что из всех возможных альтернатив получения продукта от другого изготовителя люди обращались к первому встречному или к соседу. Люди уже и тогда из всех возможных альтернатив собственному изготовлению выбирали партнеров по обмену с минимальными известными (представляемыми) затратами изготовления. Посредством обмена получать они старались продукты, требующие максимальных собственных затрат. А свой продукт для обмена брали с минимальными собственными затратами изготовления, минимальной себестоимостью, стоимостью, чтобы не жалко было отдавать.

В результате каждый получал то, что имел раньше, но с меньшими итоговыми затратами труда. Или, при сохранении затрат, каждый получал больше, чем имел раньше.

Такое благоприятное ведение дел закреплялось в сознании участников процесса. И при систематической повторяемости дело доходило до того, что некоторые объекты потребления уже не изготавливались кем-то из партнеров вовсе. А уменьшенные затраты их предпотребления, получения в собственное пользование оказывались связаны с затратами изготовления менее затратных, менее стоящих собственных продуктов, производимых сверх собственных потребностей для обмена.

Таким образом для обоих партнеров затраты предпотребления некоторого продукта оказываются равными не, как ранее, затратам собственного его изготовления, их стоимостям, а минимальным альтернативным (из своих возможных и осуществляемых) затратам изготовления (стоимости) своего наиболее конкурентного продукта, отдаваемого на обмен.

Таким образом, складывается такая картина. Для обоих участников обмена в отношении получаемого продукта затраты их предпотребления, ранее равные затратам собственного изготовления, собственной себестоимости, получили меньшее количественное выражение затрат изготовления (себестоимости, стоимости) отдаваемого на обмен продукта.

Но сами то продукты их отдавателями производятся по-прежнему! И их объективные затраты изготовления (стоимости у изготовителей) остались прежними. А в отношении к ним получателей они получили другую (уменьшенную) величину. Затраты предпотребления в отношении обмениваемых товаров получили новую форму и количественное выражение, отличное от затрат изготовления, от стоимости.

Осталось совсем немного времени, и мы назовем эти затраты своим достойным и подлинным именем. А те, кто считает, что из этих отношений не могла, раньше или позже, возникнуть (быть осознана) истинная диалектика отношений трудозатрат на изготовление и обмен, глубоко ошибаются. И она, действительно, появилась.

С другой стороны, затраты предпотребления, как первичные затраты человеком жизненной силы, возникают, как способ выражения и удовлетворения отношения объективной и субъективной полезности, из отношения объективной и субъективной потребности человека в объекте потребления, из отношения объективной и субъективной значимости объекта потребления для человека.

Материальной основой осознания объективной значимости объекта потребления для человека служит его материалистическая потребительная значимость.

Осознание характера объективной и субъективной значимости, степень остроты субъективной потребности в объекте потребления является психологическим побудительным мотивом для приложения человеком больших или меньших затрат жизненной силы, рабочей силы, затрат труда для обеспечения возможности удовлетворения данной потребности, предваряющих процесс потребления, затрат предпотребления. Выражение субъективной значимости в затратах труда предпотребления есть отношение ценности для человека данного объекта потребления.

Таким образом, ценность объекта потребления есть отношение значения (менгерово значение) данного объекта для обеспечения жизнедеятельности человека, НЕПРЕМЕННО ВЫРАЖЕННОЕ в допустимом, возможном, приемлемом количестве затрат своей рабочей силы, своего рабочего времени, своей рабочей энергии для обеспечения наличия этого продукта в потреблении (к потреблению).

Таким образом, ценность объекта потребления для данного индивидуального потребителя есть отношение этого потребителя к данному продукту, как средству удовлетворения своих потребностей, выражающееся в соотнесении с ним (в сопоставлении) допустимого, возможного, приемлемого количества затрат своей рабочей силы, своего рабочего времени, своей рабочей энергии для обеспечения наличия этого продукта в его потребление.

Если потребителем продукта своего труда является сам субъект этого труда (патриархальный работник, дачник), то затраты предпотребления совпадают с затратами изготовления, результативный характер его абстрактного труда непосредственно совпадает с его затратным характером. Продукт производится за такое рабочее время, которое индивидуально необходимо и единственно возможно для данного работника при данных условиях. А индивидуально необходимые затраты (стоимость) дают единственно возможный при данных обстоятельствах результат, продукт. Затраты предпотребления продукта, затраты, предваряющие потребление (обеспечивающие возможность потребления) в данном случае безальтернативны и совпадают с затратами абстрактного затратного труда изготовления продукта, с его стоимостью.

В обществе с разделением труда, с развитой системой обмена продуктами (товарами) между специализированными производителями при наличии принципиальной возможности множественной воспроизводимости продуктов, многочисленные изготовители данного продукта, как правило, не являются его потребителями. Затраты предпотребления продуктов чужого труда перестают совпадать со стоимостью изготовления этих продуктов у их изготовителей и стоимостью собственного изготовления потребителями, и получают количественное выражение в величинах стоимостей других продуктов собственного изготовления, отдаваемых взамен на получаемые.

Таким образом, ценность (затраты предпотребления) объекта потребления, продукта чужого труда это альтернативные затраты (издержки) его предпотребления, это количество собственного труда, количество собственной рабочей силы, количество собственного рабочего времени, количество собственной рабочей энергии, которые данный потребитель затрачивает, готов затратить, вынужден затратить за возможность потребления данного объекта потребления, продукта чужого труда (а в общем случае и своего, если он изготавливает продукт сам).

Затраты предпотребления обмениваемых продуктов у потребителей получают форму ценности, величину стоимости отдаваемых продуктов собственного изготовления.

Как отношение субъекта к объекту потребления (или продукту труда) ценность имеет индивидуальный характер. В обществе ценность проявляет индивидуально-коллективный и общественный характер.

Ценность объекта потребления, продукта труда измеряется единицами рабочей силы (количество работников), единицами рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни), единицами рабочей энергии, денежными единицами.

Со временем, с развитием широкомасштабного товарного производства уже, практически) ни один изготовляемый продукт не потреблялся изготовителем. Все товары производились для обмена, на продажу. Из числа альтернатив получения продуктов, практически, полностью исключалась возможность собственного изготовления. Себестоимость становилась и стала редкой величиной установления альтернативных издержек. Доминирующей для формирования у потребителей представлений о ценности покупаемых при обмене продуктов стали их минимальные возможные альтернативные цены на рынке.

Стоимости производимых товаров всегда достоверно учитывались в форме себестоимости, в форме калькуляции затрат изготовления.

Ценность изготавливаемого товара для потенциальный потребителей стала формировалась изготовителем в предположительном исчислении. В этих условиях результативный характер абстрактного труда позволяет производителям формировать их индивидуальные субъективные представления о полезности, о потенциальной ценности продукта их труда для потенциальных потребителей. При этом, на основании себестоимости, предшествующего опыта, оценки текущей ситуации и тенденций развития рынка, изготовители исчисляют потенциальную потребительную ценность своего продукта в своем собственном представлении (в представлении производителя) и формируют на свои продукты цены производства.

В процессе обмена ценность продукта фиксируется в виде цены сделки. Это дает возможность вычислить фактическую ценность именно продукта труда, как части полной ценности продукта, посредством вычитания из цены продукта цены предмета труда и цены изношенной части орудий труда, и сравнить ее с потенциальной ценностью, предположенной производителем. Фактическая потребительная (подтвержденная потребителем при обмене) ценность продукта труда оказывается равной, ниже или выше потенциальной потребительной ценности, предположенной производителем. Эта разница служит поводом и основанием для корректировки ожиданий производителя в последующих циклах производства.

Таким образом ценность продукта труда имеет кумулятивный характер.

Ценность труда, как такового, имеет остаточных характер, и определяется вычитанием ценности материалов и перенесенной ценности изношенной части орудий труда из ценности всего продукта труда, подтвержденной при продаже на рынке.

Процесс производства ценности.

Ценность не есть вещественный продукт труда. Ценность не есть потребительная значимость продукта труда, не есть его частичное или совокупное материальное содержание. Ценность не есть редкое и дорогостоящее произведение искусства или ювелирного мастерства.

Ценность есть отношение человека (людей) к объекту потребления, продукту процесса труда и продукту труда.

Ценность есть отношение человека к объекту потребления, продукту труда, выраженное в возможных, допускаемых, приемлемых затратах предпотребления им этих объектов потребления. Ценность потребляемого объекта есть стоимость продукта своего труда, отданного в обмен за потребляемый продукт своего труда.

Ценность есть альтернативная стоимость обретения продукта в свое потребление.

В процессе труда рабочая сила затрачивается, как в абстрактной затратной, так и в абстрактной результативной форме - всякий труд имеет также абстрактный результативный характер.

Результативный характер абстрактного труда проявляется в том, что всякое выполнение абстрактного труда любой качественной разновидности (любого рода, любой профессии), всякая затрата абстрактной рабочей силы связывается (соотносится) субъектом труда с определенным количественным и качественным результатом, продуктом.

Поэтому, ценность как альтернативная стоимость, «создается», исключительно абстрактным трудом в его абстрактно результативной форме.

Роль фактора «земля» в производстве ценности.

Фактор «земля» в широком смысле этой категории (и вода, и воздух...) и, в узком смысле, фактор производства «материалы» являются важными факторами совокупного процесса труда, процесса производства, процесса образования продукта. Их роль в процессе образования потребительной значимости и стоимости рассмотрена нами выше.

Ценность объектов потребления, материалов, тогда и постольку, когда и поскольку они являются продуктами прошлого труда фиксируется в виде цены покупки их в качестве предметов потребления или средств производства предстоящего процесса труда.

Земля, материалы, будучи наделенными отношением человека к ним, как к ценностям, и обладающие в отношении их ценностью в сознании человека (людей), количественно выражающейся в их цене становятся, таким образом и в процессе их хозяйственного бытия и движения аккумуляторами, носителями не только стоимости, но и ценности. Причем их стоимость и ценность не всегда (редко) совпадают друг с другом по величине. Поэтому в процессе хозяйственного движения материалов их стоимость и ценность передвигается, перемещается, переносится вместе с их материальной субстанцией и вместе с сохранением отношения человека к ним, как к стоимостям и ценностям. В этом смысле и стоимость, и ценность материалов условно, формально «переносится» «землей», «материалами» при своем движении.

По-существу и фактически, вместе с материалом, даже если он перемещается сам по себе или под действием сил природы, посредством производственной подвижности рабочих органов и машин, и стоимость и ценность материала переносятся только, как сохранение и перенос отношения к ним человека и людей, как к стоимостям и ценностям.

Материал, поскольку он имеет ценность и цену покупки, при исчислении ценности будущего продукта текущего труда условно рассматривается, как продукт некоего предшествующего прошлого труда субъекта текущего труда, условные затраты рабочей силы на изготовление которого, стоимость которого равна цене покупки материала. Таким образом, цена материала, как продукта прошлого труда, становится элементом затрат рабочей силы, элементом стоимости продукта текущего труда. Так ценность, сохраняя свое трудовое происхождение, становится также и своей известной противоположностью – стоимостью.

Единство стоимости и ценности выражается в том, что и первая и вторая являются затратами труда, трудовыми затратами, трудовыми издержками. Издержками изготовления, в первом случае. И издержками, присвоения (приобретения, посредством изготовления другого продукта и обмена), во втором.

Противоположность стоимости и ценности заключается в различном времени их фиксации, как численных величин.

Стоимость фиксируется раз и навсегда в момент окончания процесса труда (нюансы бухгалтерского учета в данном случае не имеют значения).

Ценность же даже по окончании процесса труда наличествует в предварительной форме цены изготовителя. Окончательное значение ценность обретает в цене сделки. А цена сделки может отличаться от цены изготовителя (цены предложения), с одной стороны, из-за неточностей предварительной оценки. С другой стороны, из-за обычного наличия значительного временного лага между временем покупки материала и временем учета его цены в общей цене нового продукта. За это время новые порции этого же материала могут приобретаться по новой цене.

В калькуляции стоимости нового продукта со старым материалом должна учитываться старая его цена. А в калькуляции ценности (в расчетах предварительной цены изготовителя) продукта может использоваться новая покупная цена этого материала. По крайней мере, на основании того, что при необходимости, продать этот старый материал на рынке можно будет именно по этой новой цене.

В этой диалектике трудовых затрат и временного поля осуществления производственной деятельности человека заключается существенная разница между нулевой «созидательной» ролью материалов в процессе образования стоимости производимых из них продуктов труда, и ненулевой, положительной или отрицательной, «созидательной» ролью материалов в образовании ценности этих продуктов.

Земля, материалы, не будучи субъектами выработки человеческого отношения к ним, как к объектам производительного потребления, «достойным», «заслуживающим» понесения некоторых затрат труда, в целях получения их в наличие для потребления, не являются созидателями ценности.

Созидателем ценности, как собственного субъективного отношения к объектам потребления, всегда является только человек.

Но земля, материалы являются материальными носителями, материальными «представителями», возможно, минимального абстрактного человеческого труда, затраченного на их обретение в потребление в данных условиях и обстоятельствах (в том числе, и в данное время).

В этом своем качестве носителей и представителей переменной во времени величины – их ценности – они могут перенести (и условно переносят) в себе (вместе с собой) величину ценности, отличную от ее величины на момент времени их покупки для участия в текущем производственном процессе (никогда не забываем, что фактически ценность переносит человек). Благодаря этой диалектике в течение процесса производства материалы могут «перенести» ценность меньшую или большую, чем их первоначальная цена на входе в процесс.

Таким образом может быть изменена ценность материала за время процесса производства, «создан» избыток ценности материала с тем или иным знаком, создана его «убавленная» или добавленная ценность. Таким образом проявляется «ценностная производительность материала» в процессе производства продукта.

Добавим, что в результате несовершенства производственного процесса или различных нарушений его технологии могут иметь место невосполнимые потери как вещественного содержания материала, так и утрата им потребительских качеств (порча), в целом – снижение потребительной значимости материала. Это влечет за собой и соответственное снижение его ценности, и доли ценности материала в совокупной ценности продукта процесса труда.

Роль природы в производстве ценности.

Напомним, что отношение к объектам потребления, как к ценностям, формируется человеком, с одной стороны, на осознанном (познанном) наличии в объекте его большей или меньшей потребительной для него значимости и, с другой стороны, на возможности понесения тех или иных затрат труда (в конечном счете, денег) для их обретения. Это означает, что материальным фундаментом существования категории «ценность» служит потребительная значимость объектов потребления, как вещественная сущность объекта потребления, как совокупность его состава, структуры и формы.

Поскольку вся материальная сущность, все вещество и поле всех объектов потребления человека поступают в его пользование из природы, постольку роль природы в производстве материальной основы отношения ценности (потребительной значимости) чрезвычайно велика.

Природа производит ценности, поскольку она производит потребительные значимости, которые, скорее всего, станут для человека ценностями.

И природа не производит ценности, чтобы она не производила, коль скоро человек это «чтобы» ценностью не сочтет.

Часто имеет колоссальное значение чистота природных материалов, отсутствие посторонних примесей, наличие стабильного состава, неизменной структуры образующих материал элементов.

Важным фактором, влияющим на ценность материала является редкость его наличия в природе, обусловливающая удаленность его природного нахождения от мест его хозяйственного использования и повышенные затраты труда для доведения его объемов, массы и концентрации до необходимых значений.

1.0x