Авторский блог Василий Шахов 14:20 21 ноября 2017

Собор.Православное слово.Духовность-7

Собор.Православное слово.Духовность. В помощь школе, сузу, вузу. МТОДУЗ В.В.Шахова. Дистанц-лекция

В. В. Ш А Х О В

СОБОР. ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО. ДУХОВНОСТЬ - 7

Мы неслись по вечерней дороге,
в горизонт упирались леса,-
вдруг, как птицы взметнулись в тревоге
стоны, крики, гудки, тормоза ...
Вдоль дороги
застряли машины,
и одна на шоссе - поперёк.
И вот там, на руках у мужчины
билась девочка, сжавшись в комок.
Он ей всё повторял:
- Ты не бойся,
вот приедет из города врач ...
Ну куда же ты так под колёса,
ах, глупышка, подумаешь, мяч ...-
Но она с умоляющим взглядом
обращалась к нему и ко всем:
- Говорить только маме не надо,
я прошу, мне не больно совсем ...

Бог ты мой! Да какая же сила
входит в нас с молоком матерей,

коль девчонка сквозь боль ощутила
боль другую, что много страшней!

И я вспомнил,
что так же в блокаду
умолял, угодив в лазарет:
- Говорить только маме не надо ...-
Я не знал, что её уже нет.

В очень-очень уже далёкие 1960-ые в одном из журналов прочитал я это стихотворение, готовясь к лекции «по линии Всесоюзного общества ЗНАНИЕ». И с тех пор, в разных аудиториях, говоря об общественном, нравственно-духовном идеале, читаю эти строки – вместе с Есениным и Фетом, Рубцовым и Тютчевым, Буниным и Юрием Кузнецовым.

Сегодня ведь почти фантастично звучит утверждение о том, что «во глубине России» (это теперь - тысячи исчезнувших и исчезающих деревушек) в библиотеках, избах-читальнях можно было почитать десятка-полтора «толстых» журналов… Помню, как злободневно звучало стихотворение «Хлеб» главного редактора «Нашего современника», самобытного поэта-фронтовика Сергея Викулова: « Воистину: не углами изба и теперь красна, а хлебом да пирогами, как в старые времена . За ужином ли, за чаем мы хлеб не спеша жуем. Жуем — и не замечаем, не ценим: добро живем! Нас радуют ширпотреба изделия по углам. Но если изба без хлеба — что эти изделья?! Хлам! Буфет, шифоньер, посуда и ситчики про запас наш взгляд веселят, покуда есть хлеб на столе у нас. Он — есть! Заварной, подовый... И вот уже («не свежа»!) буханка, почти пудовая, с десятого этажа летит, громыхая, в ящик за мусором прочим вслед. И белую булку мальчик швыряет, как будто снег. И недоросль чей-то сытый, носясь по улице вскачь, гоняет засохший ситный, как будто футбольный мяч. Ему: — Перестань, бездельник! Побойся, балбес, греха! — А он: — Не на ваши деньги купил я его, пахан! Привет!..— И попеременно — то левой, то правой — пас...Мальчишки поры военной, услышать хочу от вас, солдаты,— от вас, и вдовы, и сестры,— от вас ответ: что значит, коль хлеба вдоволь, что значит, коль хлеба нет?».

…В любой лекционной аудитории – душевный отклик на пафосно-психологическую энергетику лирическо-исповедального откровения: «И, дней тех черную стаю припомнив (вам не дано забыть про войну), я знаю, вы скажете мне одно: — Не видело горше небо картины наверняка, чем эта: за коркой хлеба протянутая рука. И вспомнится вам полоска в родной своей стороне, куда собирать колосья ходили вы по весне; и ступы; и непременно мучители жернова; и горстка муки ячменной — последняя... И трава: макуха, крапива, «слезки»... И — радость тех горьких дней — с оттаявшей чуть полоски картошка — земли черней; с обугленными краями лепешка — на всех одна... Воистину, не углами от века изба красна, а хлебом — все та же мода... Цените же хлеб, сыны! Хлеб — это судьба народа, хлеб — это судьба страны!».

Православный всеобуч

«…подлинно велик удел, предназначенный от века русскому писателю: творить во имя своего Творца. Но и велика и мера его ответственности перед Богом, Отечеством и народом. Особо велика она сегодня, когда православный художник должен противостоять тем силам зла, которые всячески чернят отечественную историю, пытаются обесценить духовно-исторический опыт России, попирают Божий завет любви к ближнему, разливают по страницам печатных изданий и экранам мутные потоки плотобесия, разжигают в читателях и зрителях самые низменные вожделения...»

А л е к с и й 11,

патриарх Московский и всея Руси.

В культурологической истории Московии и Подмосковья одно из достойных имён - К у к ш а, почитающийся как один из главных просветителей здешних мест.

Древние книги устремляют нас к временам, когда земли Подмосковья были как бы «поделены» между несколькими княжествами: Владимиро-Суздальским ( с городами Москвой, Дмитровым, Звенигородом), Рязанским

( с городами Коломной, Зарайском), Смоленским ( Можайск, Перемышль), Черниговским. Волоколамск тогда был владением Великого Новгорода.

В преддверии смертного часа Стефан Яворский ( в миру Симеон) написал философско-лирическое сочинение «П о с л е д н е е к н и г а м

ц е л о в а н и е». Оно опубликовано (текст на латинском и его славянский перевод) в трудах Рязанской архивной комиссии (№ 6). Мудрый старец трогательно и нежно прощался с книгами; одухотворенные страницы были для уходящего из земной жизни «светом, слаще меда и сота», «его богатством, славою, раем любви».

Без подвижнической просветительской деятельности Стефана Яворского нельзя представить развитие православной культуры. Как известно Петр Первый окружал себя людьми недюжинными, дерзновенными, державно мыслящими. От умного человека он мог даже стерпеть возражение, компетентное несогласие. После кончины патриарха Андриана по воле императора Стефан исполняет должность местоблюстителя Патриаршего престола, оставаясь митрополитом Рязанским. В 1720 году повелением императора созывается Собор церковных иерархов, на котором управление церковью поручено постоянному Собору пастырей (Святейшему Синоду). Президентом же Святейшего синода назначен Стефан, митрополит Рязанский. Данная форма управления Русской Православной Церковью (Святейший правительствующий синод) просуществовала до 1918 года.

История православного книголюбия, образования связана с неустанными трудами и свершениями Стефана Яворского. В 1722 году по его

инициативе открыта в Рязани (при Симеоновском монастыре) одна из первых в России арифметическая (цифирная) школа. Яворский - выдающийся писатель. Знаменита его книга «Камень веры, православным церкви святые сынам на утверждение и духовное назидание, претыкающися же о камень преткновения и соблазны - на восстание и исправление».

В истории православного книголюбия и просветительства особое место принадлежит Тихону Задонскому ( в миру Соколову Тимофею Савельевичу, 1724-1783). Многотомные собрания его сочинений переведены на иностранные языки. Классикой духовной литературы стали его труды «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое». Его духовно-философские, нравственно-этические сочинения («О святых тайнах», «Прибавления к должности священнической», «О таинствах покаяния») вошли в круг чтения россиян.

«Пусть меня все хулят, - говорил Тихон Задонский, - только бы меня совесть хвалила» («Совесть во всех делах твоих употребляй вместо светильника, потому что она се дела твои в жизни, как худые, так и добрые, показывает совершенно»).

В истории православного книголюбия заметной страницей стали

духовно-жизненные контакты Гавриила Романовича Державина и Евфимия

Болховитинова. Одно из лучших державинских произведений, входящих в число шедевров русской поэзии, называется «Евгению. Жизнь Званская». В комментариях - пояснение: «Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767-1837) - историк, археограф и библиограф. С 1822 года - Киевский митрополит».

Замечательный просветитель обогатил отечественную культуру поистине энциклопедическими изданиями. Назовём ведущие из них: «Краткое описание жизней древних философов» (1787); «Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания, как древнего, так и нового»(1788); «Всеобщая хронология знаменитых мужей, прославившихся искусствами, науками, изобретениями и сочинениями во всем свете от начала мира до наших времен» (1793-1795); «Новый опыт словаря о русских писателях» (1805-1806); «О славянских русских лириках» (1816); «Словарь о писателях духовного чина» (1818-1827); «Словарь светских писателей»).

Уже сами названия научно-просветительских, нравственно-философских сочинений Болховитинова свидетельствуют о характере, направленности, содержательности его творческих исканий («О сокровенных в природе вещах», «О воздухе», «Опыт о человеке», «О предрассудках», «О собственных именах у славян», «О старинной славяно-русской арифметике», «О русской церковной музыке», «О пособиях по изучению истории»).

Е.А. Болховитинов обогатил своими изысканиями многие научные направления и дисциплины в сфере философии, этики, богословия, истории, археологии, археографии, агиологии, палеографии, географии, статистики, естествознания, эстетики. «Это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории. Это был один из величайших собирателей, которые когда-либо существовали» ( М. Погодин).

Евфимий Алексеевич ревностно и неизменно отстаивал лучшие человеческие ценности, ратовал за терпимость, понимание сложности человеческой натуры («Все мы люди, все мы человеки»,- часто говаривал он). Вместе с тем ему было чуждо рабское преклонение перед иностранным, Он мечтал о создании энциклопедического свода о деятелях православной культуры, духовности, науки. «История писателей есть существенная часть литературы, потому что они составляют даже эпохи и периоды. Но знать писателей чужестранных есть посторонняя для нас честь, а не знать своих отечественных есть собственный стыд наш. Отечество наше, недавно обогатившееся науками, давно однако ж имело своих писателей, и в некотором смысле период наш справедливее можем мы назвать возобновлением и усовершением, нежели новым введением наук в России. Чтоб убедиться в этом, стоит только обозреть список древних и новых наших

ученых»,- констатировал он.

Православное книголюбие, православное чтение во-многом связано

с личностью и подвижничеством Амвросия Оптинского ( в миру - Гренков Александр Михайлович; 1812-1891). Нравственный подвиг «великого старца» из Оптиной Пустыни признала и оценила православная Россия. «Когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога», - отмечал Л.Н. Толстой, неоднократно навещавший монастырь близ Козельска. Похоронив своего младшего сына Алешу, Ф.М. Достоевский встретился со старцем Амвросием, беседовал с ним (из общения с ним Федор Михайлович «вынес глубокое и проникновенное впечатление»).

Духовное книголюбие, уроки нравственно-интеллектуального совершенствования Я.П. Полонского («Я читаю книгу песен, «Рай любви - змея любовь» - Ничего не понимаю - Перечитываю вновь… …книгу песен Прочитать хотят со мной…»). «Гипотеза» Якова Полонского (1880-ые): «Из вечности музыка вдруг раздалась, И в бесконечность она понеслась, И хаос она на пути захватила, - И в бездне, как вихрь, закружились светила: Певучей струной каждый луч их дрожит, И жизнь, пробужденная этою дрожью, Лишь только тому и не кажется ложью, Кто слышит порой эту музыку божью, Кто разумом светел, в ком сердце горит». «И любя и злясь от колыбели, Слез немало в жизни пролил я; Где ж они - те слезы? Улетели, Воротились к Солнцу бытия. Чтоб найти все то, за что страдал я, И за горькими слезами я Полетел бы, если б только знал я, Где оно - то Солнце бытия?..» (Яков Полонский. 1890-ые годы).

Православный кодекс русского человека.

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить

всё, что принесёт мне завтрашний день… Господи, на

всякий час этого дня во всём наставь и поддержи меня.

Господи, какие бы я не получил известия в течение этого

дня, научи принять их со спокойною душою и твёрдым

убеждением, что на всё есть Твоя святая воля... Господи,

не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени

Твоего святого Сам води и управляй мною. Господи,

просвети мой ум и сердце моё для разумения Твоих веч-

ных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы

я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и бли-

жним моим. Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною

будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содейству-

ет ко благу. Господи, благослови все мои выхождения и

вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой

меня всегда радостно прославлять, воспевать и благосло-

влять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь»

( Из Молитвы Оптинских Старцев Льва, Макария,

Амвросия, Илариона, Иосифа, Анатолия,

Варсонофия, Анатолия «Мл.», Нектария, Никона)

«Д о м о с т р о й» категорично озаботил россиян основными прин-

ципами поведения в обществе и семье:

«Да самому тебе. господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть,

не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушни-

чать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не

помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покор-

ным, к средним - дружелюбным, к младшим и убогим - приветливым и ми-

лостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате

работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поно-

шение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовью принимать

и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить. Если же ни в чем

не повинен, за это от Бога награду получишь. А домочадцев своих учи стра-

ху Божию и всякой добродетели, и сам то же делать, и вместе от Бога полу-

чите милость... ...если же... грех какой или зло совершат: или ругань, или во-

ровство, или блуд, - все вместе по делам своим примут; зло сотворившие – му-

ку вечную, а добро сотворившие, удобно Богу прожившие, - жизнь вечную по-

лучат в царствии небесном…»

Сошлёмся на мнение выдающегося историка академика В.П. Безобразова,

который определил ведущие черты характера великороссов, которые легли в

основу отечественного предпринимательства и определяли успех производст-

ва и потребления более тысячи лет. Особо выделены:

«ЧУВСТВО МЕРЫ, которое уравновешивает все разнообразные душе-

вные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей соразмеряя-

ет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ - умение сосредоточиться на ближайших

и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отда-

ленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возв-

ышенными целями;

САМООБЛАДАНИЕ среди разнородных и противоположных потребн-

остей жизни и стремления к их удовлетворению;

ТРЕЗВОСТЬ ХАРАКТЕРА, не позволяющая увлекаться никакими чув-

ствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого пре-

дприятия

СИЛА ВОЛИ. Поддерживающая бодрость духа, не позволяющая пре-

даваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при не-

удаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств».

( См. : Безобразов В.П. Народное хозяйство России. Т. 1., СПБ., 1882, с. 65).

Журнал «Электричество» (1909, №2) опубликовал по стенограмме док-

лада (прочитанного 8 декабря 1908 года в Московском обществе электротехник-

ов) статью «Техническое образование и идеалы американских инженеров». Эта

лодыгинская статья вызвала оживлённую дискуссию об инженерной этике.

«Цель инженерного искусства - польза. Современный способ деятельно-

сти - взаимопомощь… Как инженеры ХХ столетия будем полезны, будем деяте-

льны, будем помогать друг другу!» - побуждает он своих коллег и соратников к

реализации не на словах, а на конкретных делах идеала инженера будущего

(«Здравость суждений, широта взглядов, добросовестность, способность пони-

мать людей и управлять ими так же, как подчинять материю, уменье направлять

человеческие силы, как и силы физические, суть необходимые качества инжене-

ра будущего…»). Как всегда, Лодыгин принципиален и объективен: «В совреме-

нной организации производства находятся зародыши добра и зла зародыши доб-

ра потому, что инженер доставил средства делать мировую работу с большой лё-

гкостью и скоростью; зародыши зла, потому что социальная система, как и сис-

тема производства и коммерции, отстала от прогресса, достигнутого инженера-

ми, и до сих пор запятнана несправедливостью и себялюбием»; «…проникнове-

ние духа наживы и лёгкой морали в Соединенные Штаты немало беспокоило и

беспокоит лучших людей Америки, привыкших преклоняться перед другими иде-

алами».

А. Н. Лодыгин настаивал на необходимости принятия и неукоснительно-

го соблюдения к о д е к с а и н ж е н е р н о й э т и к и; инженер, по Лодыгин-

скому убеждению, «должен смотреть на предприятие, к которому он принадлеж-

ит, как на собственное предприятие… он должен измерять свой труд в пользу де-

ла не количеством дохода… а количеством времени, в котором дело нуждается…

инженер не должен входить в дела сомнительного качества… То обстоятельст-

во, что он занимает невысокое положение в деле или что он ведает только техн-

ической частью, нисколько не оправдывает его участия в предосудительном де-

ле». И далее: «…Инженер должен считать себя ответственным за исправность ма-

шин и аппаратов… должен… настаивать на уничтожении опасности… Инженер

обязан считать себя ответственным лично за всю работу, которую он делает… Он

не должен искать места, занимаемого другим инженером. Споры и пререкания ме-

жду инженерами по техническим и личным вопросам ни в каком случае не дол-

ны переноситься в широкие круги публики и быть предметами обсуждения об-

щей печати - место подобных вопросов в технических обществах и в их печати.

Точно так же нужно считать положительно непристойным публиковать первые

сведения о новых открытиях и изобретениях в общей печати - это должно делаться

также прежде всего в технических общества и изданиях».

Нравственно-духовный кодекс человека и специалиста, по Лодыгину, -

в цельной личности, «в которой и материальные и идеальные элементы будут сое -

динены в высшей гармонии». «Путём взаимной помощи увеличивать наши сведе-

ния», - важнейший принцип просветительства, один из краеугольных камней фило-

софско-педагогической системы Лодыгина.

(продолжение следует)

1.0x