Авторский блог Василий Шахов 03:43 21 ноября 2017

Собор."Кентавриха кормит ребёнка пьянящим своим молоком"-5

Собор."Кентавриха кормит ребёнка пьянящим своим молоком..." Дистанц-лекторий МТОДУЗ В.В.Шахова (Троицк-в-Москве)

Василий Ш а х о в

Собор. «Кентавриха кормит ребёнка

пьянящим своим молоком…»-5


Кентавр бородатый,
мохнатый
и голый
на страже
у леса стоит.
С дубиной тяжелой
от зависти вражьей
жену и детей сторожит.

В пещере кентавриха кормит ребенка
пьянящим
своим молоком.
Шутливо трубят молодые кентавры над звонко
шумящим
ручьем.

Вскочивши один на другого,
копытами стиснувши спину,
кусают друг друга, заржав.
Согретые жаром тепла золотого,
другие глядят на картину,
а третьи валяются, ноги задрав.

Тревожно зафыркал старик, дубиной корнистой
взмахнув.
В лес пасмурно-мглистый
умчался, хвостом поседевшим вильнув.

И вмиг присмирели кентавры, оставив затеи,
и скопом,
испуганно вытянув шеи,
к пещере помчались галопом.

Андрей Белый
«Игры кентавров»

…………………………………………………………………………………………………

Глава Русской православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о грядущем конце света, который приближают некоторые неназванные культурные деятели. Такое пророчество патриарх сделал в свой день рождения — сегодня, 20 ноября предстоятелю исполняется 71 год.

«не сбивать людей с толку», чтобы в России не повторились революционные события столетней давности.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал деятелей культуры «не сбивать людей с толку», чтобы в России не повторились революционные события столетней давности.

Он отметил, что сегодня «грех демонстрируется самым притягательным способом — через кинематограф, через театр». «И искусство, которое призвано культивировать человеческую личность, обогащать ее, подымать ее к небу, становится гирей, которая не дает человеку взлететь», — приводит агентство слова из проповеди патриарха после литургии в храме Христа Спасителя.

Глава Русской православной церкви уточнил, что имеет в виду не все искусство, а то, которое в последние годы заявляет о «некой своей особой роли, об особых правах нести народу искушение и грех».

Патриарх посетовал, что творческая интеллигенции «повторяет губительную ошибку своих предшественников, доведших страну до гибели — революционных событий, столетие которых мы в этом году вспоминаем».

По убеждению главы РПЦ, «сегодня не то время, чтобы раскачивать лодку человеческих страстей».

«Это уже видно невооруженным глазом. Нужно быть слепым, чтобы не видеть приближение грозных мгновений истории, о которых говорил в своем Откровении апостол и евангелист Иоанн Богослов», — сказал патриарх. При этом он напомнил, что, согласно христианскому вероучению, приближение и удаление конца света зависит от нас самих, и призвал «затормозить наше сползание в бездну окончания истории».

Эта проповедь была прочитана патриархом в понедельник, 20 ноября, в день его рождения. Патриарху всея Руси, главе Русской православной церкви Кириллу (в миру Владимиру Михайловичу Гундяеву) исполняется 71 год.

Президент России Владимир Путин лично поздравил патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем рождения. Путин поблагодарил патриарха за служение и пожелал «всего самого, самого доброго, здоровья». «Поменьше работать», — добавил президент. Он также подарил патриарху Кириллу картину с изображением Успенского собора в Кремле.

ИЗ СООБЩЕНИЙ С М И.

……………………………………………………………………………………………

1.

САЛАРЬЕВО и САНИНО: ПОСТУПЬ СТОЛЕТИЙ

Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес…

Ф ё д о р Т ю т ч е в. «Видение».

Знать, у всех у нас такая участь,

И пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси….

С е р г е й Е с е н и н.

Т ё п л ы й С Т А Н в с п о м и н а е т…

( «Минувшая судьба» Тёпло-Становского, Троицко-

Подольского края: эхо из исторических глубин)

Я не умел постигнуть жизни смысла,

Ни ей, ни силам я своим не знал цены.

Дни и дела разбросанные числа,

Которые в итог не сведены.

Все смешано: приход, расход и сметы:

Богатым ли рожден иль бедным Бог весть!

Пожалуй, роскоши найдёшь во мне приметы,

Но нищеты приметы тоже есть.

П ё т р В я з е м с к и й.

Нужно отдать должное краеведам Подольско-Троицкого края, Тёпло-Становского : им принадлежат ценнейшие труды по истории региона. Мимо этих исследований, публикаций, переданных в музейно-просветительские экспозиции материалов не пройдёт ни один из тех, кого живо интересует «земли родной минувшая судьба». Местные Фаусты, опираясь на бытийный опыт пращуров, формируют «конечный вывод мудрости земной», духовные ориентиры, этические и эстетические идеалы, активную жизненно-нравственную позицию.

В моей интернетовской «Энциклопедии Подмосковья» ( www. near. msk.ru) есть много отсылок к регионально-краеведческим источникам. Эти источники легли в основу эссе и очерков в недавно вышедших моих работах: «Большая Москва и москвоведение», «Москвоведение: достопамятности Большой Москвы. Красная Пахра», «Москвоведение: достопамятности Большой Москвы. Вороново», «Москвоведение и Отечественная война 1812 года».

Работа над концепцией специфики становления и материально-духовного развития

«новой Москвы» мотивирует необходимость уточнения целого ряда понятий, дефиниций, терминов. В книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (собрано М. Забылиным» (1880) в разделе «Порядки, характер и обычаи русского народа. Жилые местности» читаем: «Жилые местности в Старой Руси, были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа». М. Забылин делает при этом ссылку на «Очерк домашней жизни и нравов русского народа» Н.И. Костомарова.

Слово-понятие «город» первоначально означало огороженное место, равносильно

с «оградой», «огорожею». Впоследствии между городами образовались два вида: старшие и младшие – г о р о д а (град) и п р и г о р о д ы (то есть состоящие под администрацией городской власти). Делается пояснение: «Так город Киев был городом земли Русской, Чернигов – городом земли Северской, Псков – земли Псковской, Хлынов – земли Вятской, Вышгород, Белгород – были пригороды Киева, Ладога – пригород Новгорода,

а со временем Москва – городом всей земли Русской, после того самое значение города было изменено. Городом стало называться не главное правительственное место, где сосредоточивалось правление и суд, а только, как укрепленное место, или как правительственный пункт».

Посадом стало называться то, что ранее называлось г о р о д о м. Посадский человек (житель посада) означал то, что позднее стало называться м е щ а н и н о м.

Посады служили местом торговой и промышленной деятельности; строились они близ города. Город при этом назывался кремлём, посад же располагался вокруг него. «Часто город был на горе, а посады внизу, как мы видим это на Москве. Посады эти обводились валами там, где жителям было опасно жить по случаю внешних нападений. Посад разделялся на две части: на острог и посёлок. Острогом называлось укреплённое место, служащее для защиты города от внешних нападений, а посёлок – населённое место для жителей, собственно посад, а за ним - слободы».

С л о б о д ы – населённые места, жители коих пользовались какими-либо льготами; льготы же эти предоставлялись «обществам», занимающимся преимущественно ремёслами. Погост, село, сельцо, деревня, посёлок, займище - населённые места, где жители обрабатывали землю, При таких поселениях строилась церковь, в них сосредоточивалось управление, а также был сборный пункт местного населения. «Но когда число церквей умножилось и таких поселений стало много, - констатирует М. Забылин, - они естественно начали утрачивать прежнее преимущественное значение и назывались сёлами. Слово погост было некогда во всеобщем употреблении, в ХУ1 и ХУ11 ст. сохранилось только в новгородской земле,

в смысле большого села, со средоточением администрации для окрестного края. Сейчас же погостом называют кладбище с церковью». Различие между с е л о м и с е л ь ц о м – лишь в их величине. В позднейшие времена с ё л а м и именовали деревни с храмами,

с е л ь ц а м и же называли деревни, где располагались дома владельцев имения. Починок - недавно населённая или мало населённая деревенька; впрочем название

п о ч и н о к удерживалось, закреплялось однажды навсегда. Займище - маленькое поселение на «дикой» новой земле, занятое одним двором. После того, как к однодворцу присоединялись другие, з а й м и щ е именовалось п о ч и н к о м.

(продолжение следует)

1.0x