ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
СОБОР И СОБОРНОСТЬ. ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ.
ПРАВОСЛАВНЫЙ ВСЕОБУЧ - 3
…С юности никогда я не был златоносцем - и сейчас не буду…
…Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…
… иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, смирением украшать себя, единомыслие друг с другом хранить, ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения…
Сергий Радонежский
Иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).
……………………………………………………………………………………………………
ИЗ ОТКЛИКОВ НА СТАТЬЮ
«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ДИКТАТУРА ДУХОВНОСТИ»
Спасибо Вам Василий Васильевич за эту хрестоматию. Удивительный жанр вы создали и подвижнически ведете эту просветительскую рубрику. Образ Сергия Радонежского для нас русских очень важен, ведь это символ Эпохи Русского Возрождения.
Ваше упоминание в контексте Дмитрия Лихачева рождает противоречивые чувства. Думаю, что он один из символов Катастройки в той ее части, когда умный и сильный человек не распознал грядущего зла, помог ему, подыграл всей силой своего авторитета. И насколько воодушевленно читали мы его работы, дневниковые записи, слушали его слово в аудитории, и насколько разрушительно было его слово когда буржуазия захватывала власть. Его разыграли ка ребенка.
А по Сергию Радонежскому ассоциативно вспомнил как "месили" нас Собчачьи нукеры на Дворцовой в день рождения Сергия. Так к власти рвался капитализм.
…на кой ляд она нужна, эта диктатура духовности, и в чем ее превосходство, скажем, над диктатурой пролетариата или диктатурой народа, в отличие от существующей диктатуры ЕБН-ВВП?
Любопытный жанр дистанционной лекции создан профессором.
Читаешь лекцию, и захватывает она, как будто уже и не лекция, а дивная поэма. Даже в устном воспроизведении следуешь её языку и ритму - такое её воздействие.
Соловьёв Александр.
Василий Васильевич, спасибо! В очередной раз порадовали родной, русской историей…
«И СОВРЕМЕННИКИ И ТЕНИ В ТИШИ БЕСЕДУЮТ СО МНОЙ…»
1.
«Боянъ бо въщий, аще кому хотяше пъснь творiти, то растъкашется мыслiю по древу, съърым вълком по земли, сизымъ орломъ подъ облакы…» - «…Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву, Серым волком по полю кружил, Как орёл под облаком парил, Растекался мыслию по древу. Жил он в громе дедовских побед, Знал немало подвигов и схваток, И на стадо лебедей чуть свет Выпускал он соколов… - в переложении Николая Заболоцкого звучит слово Б о я н а В е щ е г о. - Наш Боян… вспомнив дни былые, Вещие персты он подымал И на струны возлагал живые, - Вздрагивали струны, трепетали…»
«Слово о полку Игореве».
· …Эти одухотворенные люди, которым нет числа, живут не только
· заботами о своей плоти. Они живут небесами, поэзией, творят
· духовные ценности… АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ.
«От века изобильна была героями и гениями Россия. Воистину хам и враг людей тот, кто не обнажит благоговейно головы, заслышав эти имена.
Нет ни одной области в знании, или в искусстве, или в науке строительства социальной справедливости, куда бы не принёс народ русский своих, литого золота, даров. А сколько ещё суждено создать нам впереди, когда, не угрожаемый ниоткуда, во весь рост подымется народ наш... Гордись сородичами своими и будь достоин их, товарищ.
Со времён Невского Александра зарились жадные соседи на наши угодья. Сотни лет им и во снах снилась страна твоя, русский человек, — пустыней снилась она им, без дома твоего, без тебя и твоих потомков, — голой девственной землёй снилась она им, куда они сунут железный желудь нибелунгов. Не вышло с желудем у старого фрица, не выйдет и у нынешнего. Ой, много памятных зарубок от нашего топора осталось на загребущих волчьих лапах. А в передышках точили немцы меч, собираясь когда-нибудь прижать славян к стенке, и всегда хаяли русских, что-де без немецкого порядка живут. А мы жили и боролись своим разумом и обычаем и, когда настали исторические сроки, преобразовали нашу жизнь по-ленински. И в том наша державная русская воля, хозяйская. И никаким указчикам либо искателям чужого куска на земле нашей несдобровать…».
Л Е О Н И Д Л Е О Н О В.
«Через законы быта люда прорубил окно к звёздам» оригинальный художник и мыслитель первых десятилетий ХХ столетия Велимир Хлебников. За метафорической витиеватостью поэтического синтаксиса, «русским умничеством» содержательно-смыслового номенатива - оригинальное философско-психологическое суждение: «Пусть на могильной плите прочтут: он боролся с видом и сорвал с себя его тогу. Он не видел различия между человеческим видом и животными видами и стоял за распространение на благородные животные виды заповеди и ее действия «люби ближнего, как самого себя». Он называл неделимых благородных животных видом своими ближними и указывал на пользу использования жизненного опыта прошлой жизни наиболее древних видов. Так, он полагал, что благу человеческого рода соответствует введение в людском обиходе чего-то подобного установлению рабочих пчел в пчелином рое, и не раз высказывал, что видит в идее рабочей пчелы идеал свой лично. Он высоко поднял стяг галилейской любви, и тень стяга упала на многие благородные животные виды…». Велимир Хлебников автобиографически акцентирует:«Впрочем, он никому не навязывал своего мнения и, считая его своим лично, признавал священнейшее право всякого иметь мнение противных свойств».
Заметим, что подавляющее количество современных «круглостольных» баталий было бы более продуктивно, если бы перед этими спорами проштудировали классику (скажем, того же В. Хлебникова): «И хитроумные Евклиды и Лобачевский не назовут ли одиннадцатью нетленных истин корни русского языка? В словах же увидят следы рабства рождению и смерти, назвав корни – божьим, слова же – делом рук человеческих.
И если живой и сущий в устах народных язык может быть уподоблен долометрию Евклида, то не может ли народ русский позволить себе роскошь, недоступную другим народам, создать язык – подобие долометрия Лобачевского, этой тени чужих миров? На эту роскошь русский народ не имеет ли права? Русское умнечество, всегда алчущее прав, откажется ли от того, которое ему вручает сама воля народная: права словотворчества?». Велимир Хлебников как бы предвосхищает цивилизационно-культурологические коллизии начала ХХ1 столетия: «Кто знает русскую деревню, знает о словах, образованных на час и живущих веком мотылька…И не значит ли, что боги унесены из храма, если безбоязненно в ряды молящихся замешиваются иноверцы? И выполняют требы? Пренебрегли вы древней дланью, Благословившей вас в купели, И живы жертвенные лани, Мечи жреца чтоб не тупели
… ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ… Слава Всевышнему, есть к о м у учиться. Вот даже сообщение о том, что в одном городе оказалась школа, где будет даже 20 (прописью – двадцать) первых классов…
А вот ч е м у будут учить наставники? Профессиональны ли, подготовлены ли, достойно обеспечены ли педагоги, воспитатели, учителя? Ведь до сих пор школьные полки «забиты» с о р о с о в с к о й «продукцией»… Ведь до сих пор лишь обещаются новые учебники, новые хрестоматии, новые просветительские альманахи?..
Московско-Троицкий общественный дистанционный университет Знаний, творческие группы «Учебная книга России», «Достопамятности Большой Москвы и москвоведение»
подготовили комплекты учебно-просветительских пособий, воспитательно-культурологических методических разработок. Более тысячи просветительских лекций уже дистанционно «опубликованы»… Хотелось бы заинтересовать всем этим нового «наркома просвещения»…
*****************************************************************************
«Шёл Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой, На тропинке с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, - Знать от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй… маленько крепче будешь».
С. ЕСЕНИН. «Шёл Господь пытать людей в любови».
*********************************************************************
«И потом – разговор о большевизме.
– Большевизма и революции – нет ни в Москве, ни в Петербурге. Большевизм – настоящий, русский, набожный – где-то в глуши России, может быть в деревне. Да, наверное, там…». Е. Замятин – о разговоре с Александром Блоком.
*******************************************************************************
«…В те годы быть большевиком - значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был тогда большевиком…». ЕВГЕНИЙ З А М Я Т И Н.
*************************************************************************
|
Духовность – как идеология… Духовный космос Поэзии…
Чувство… Чувствование…
«Что такое мысль в поэзии? – размышлял Виссарион Белинский. - Для удовлетворительного ответа на этот вопрос должно решить сперва, что такое чувство. Чувство, как показывает самое этимологическое значение этого слова, есть принадлежность нашего организма, нашей плоти, нашей крови. Чувство и чувственность разнятся между собой тем, что последняя есть телесное ощущение, произведенное в организме каким-либо материальным предметом, а первое есть тоже телесное ощущение, но только произведенное мыслию. И вот отчего человек, занимающийся какими-нибудь вычислениями или сухими мыслями, подносит руку ко лбу, потрясенный, взволнованный чувством, подносит руку к груди или к сердцу, ибо в этой груди у него замирает дыхание, ибо эта грудь у него сжимается или расширяется, и в ней делается или тепло, или холодно, ибо это сердце у него и млеет, и трепещет, и порывисто бьется; и вот почему он отступает, и дрожит, и поднимает руки, ибо по всему его организму, от головы до ног, проходит огненный холод, и волосы становятся дыбом. Итак, очень понятно, что сочинение может быть с мыслию, но без чувства; и в таком случае есть ли в нем поэзия? И, наоборот, очень понятно, что сочинение, в котором есть чувство, не может быть без мысли. И естественно, что чем глубже чувство, тем глубже и мысль, и наоборот… мысль, родившись в голове поэта, дала, так сказать, толчок его организму, взволновала и зажгла его кровь и зашевелилась в груди. Таков «Демон» Пушкина… Я не говорю о его «Онегине», этом создании, великом и бессмертном, где что стих, то мысль, потому что в нем что стих, то чувство… одно без другого быть не может, если только данное произведение художественно».
* * *
******************************************************************