Авторский блог Василий Шахов 23:55 22 ноября 2017

Собор и духовность: Карамзин в православной России-13

Собор и духовность: Н.М.Карамзин в православной России. Дистанц-лекторий МТОДУЗ В.В.Шахова (Троицк-в-Москве)

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

СОБОР И ДУХОВНОСТЬ: КАРАМЗИН В ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ- 13

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом…».

А. С. П У Ш К И Н.

………………………………………………………………………………………

Для Александра Сергеевича Пушкина Карамзин - «один из великих наших сограждан», «бессмертный гений», «наш Тацит», и «Илья Муромец», «историограф», «великий писатель», и «мой друг», «быта русского хранитель». Пушкин обращает внимание читателя-собеседника на изумительный «карамзинский слог».

…В Остафьеве под Подольском Николай Михайлович написал семь томов «Истории государства Российского». «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом», - с воодушевлением говорил А.С. Пушкин. В Остафьеве в память о пребывании там великих граждан России- памятники Карамзину и Пушкину.

…………………………………………………………………………………………..

ОБОСНОВАНИЕ К А Р А М З И Н С К О Г О

(ЮГО-ЗАПАДНОГО) «МАРШРУТА», «ПРОСПЕКТА»,

СОХРАНЕНИЯ «КАРАМЗИНСКИХ ДОСТОПАМЯТНОСТЕЙ»

200-летие карамзинской «Истории государства Российского» пробудило новую волну интереса к личности, биографии, общеполезным деяниям великого историка

Николая Михайловича Карамзина (1766-1826).

Открытие России: «…имя русского имеет для нас особенную прелесть»…- «Благодаря всех, и живых и мёртвых, коих ум, знания, таланты, искусство служили мне руководством…Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твёрдое основание нашего величия… …да цветёт Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!» (Н.М. Карамзин).

Н. Верховской принадлежит полезнейшее краеведческое исследование «Карамзин в Москве и Подмосковье» (М., 1968). Свои «тропы» к Карамзину (а через них и в Пушкиниану) у энтузиастов-энциклопедистов Рязани, Тулы, Ульяновска(Симбирска), Ярославля, Твери, Калуги, Липецка, Орла, Брянска, Тамбова. С биографией Карамзина, с его жизнью и деятельностью связаны многие «культурные гнёзда» ближнего и дальнего Подмосковья.

Редактор «Московского журнала» (1791-1792), «Вестника Европы» (1802-1803).

Выдающийся русский историк, писатель, культуролог. В «Указателе имён» пушкинского собрания сочинений – десятки ссылок на Карамзина, семью Карамзиных, карамзинское окружение. Для Александра Сергеевича Пушкина Карамзин - «один из великих наших сограждан», «бессмертный гений», «наш Тацит», и «Илья Муромец», «историограф», «великий писатель», и «мой друг», «быта русского хранитель». Пушкин обращает внимание читателя-собеседника на изумительный «карамзинский слог».

…В Остафьеве под Подольском Николай Михайлович написал семь томов «Истории государства Российского». «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом», - с воодушевлением говорил А.С. Пушкин. В Остафьеве в память о пребывании там великих граждан России- памятники Карамзину и Пушкину.

Н.М. Карамзин, определяя цели и задачи «Истории государства Российского», философию и методологию самой истории как науки («священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего»), утверждал основополагающую роль истории, исторического опыта в формировании жизненной позиции тех, кто «действуют по указанию истории и смотрят на её листы, как мореплаватели на чертежи морей» («Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие») (1, 55). «Его бессмертное создание», «огромное создание», по Пушкину, - это и «Библия для христианина», и «государственное правило», и «заглавный лист»; это и «сказка», «старина», «свиток», «повесть древних лет». «В двух-трёх словах Карамзина» - огромный объём информации, исторического колорита, глубинного постижения ментальности русского человека.

Окрестности Остафьева… Историческое эхо Подмосковья… Дела давно минувших дней, протекавших в Подольске и Серпухове, Коломне и Кашире, Волоколамске и Троице-Сергиевой лавре… Страница за страницей… Том – за томом…

Раздумья об исторических горизонтах и перспективах Отечества… Не только правители, законодатели, но и «простой гражданин должен читать историю», полагал Карамзин, ибо история «мирит его с несовершенством видимого порядка вещей…, утешает в государственных бедствиях…, питает нравственное чувство…». Роль истории, опыта предков благотворна («История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, правами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; её творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум и питают чувствительность»)(1,56).

Николай Михайлович находил подтверждение своим мыслям под сводами монастырей и церквей, расположенных на живописных берегах Оки и Клязьмы, Дона . К белокаменной столице вели древние тракты, шляхи, старинные пути и перепутья… Судьбы россиян, жителей благословенной Московии… «Личность каждого связана с отечеством: любим его, ибо любим себя… имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце моё ещё сильнее бьётся за Пожарского, нежели за Фемистокла и Сципиона. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живём и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило! Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы – красноречивыми. Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами»(1,56), - карамзинское мудрое слово звучит горькой укоризной «не помнящим родства», начинающим лжеисчисление какими-нибудь полутора-двумя столетиями.

«Хижины Ельца», берега Дона и Воронежа, Оки и Клязьмы в историко-эпическом повествовании Карамзина ( многие страницы которого написаны в подмосковном Остафьеве) – нравственный урок, этически ёмкий и весомый завет. Карамзин полагает, что изучающий историю Отечества « должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать право великого». Духовно-этические уроки приобщения к опыту предков несомненны («…добрые россияне не обязаны ли иметь более терпения, следуя правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному?..»).

В«Липецком энциклопедическом слове», «Липецкой школе», «Липецкой энциклопедии», «Липецке: годах и судьбах» краеведы обращаются к Карамзину за авторитетной поддержкой позиции, связанной с отстаиванием древности русского города: «Вероятно, что древний Липецк был там же, где и нынешний, основанный на каких-то старых развалинах. Тамошняя гора (на коей во времена Петра Великого стояла отменно высокая липа) и теперь называется Городищем. Имя Липецкого леса и речки Липецки (Липовки) есть древнее…», - свидетельствовал великий историк.7

Несколько выводов и дополнений.

Энциклопедистика ХХ-ХХ1 вв., изыскания культурологов, регионоведов, краеведов, книголюбов свидетельствуют о несомненной плодотворности и перспективности просветительских уроков Карамзина.Со страниц современных альманахов, учебно-образовательных, культурологических изданий звучит мудрое карамзинское слово: «…Не надобно быть русским:надобно только мыслить, чтобы с любопытством читать предания народа, который смелостию и мужеством снискал господство над девятою частию мира, открыл страны, никому дотоле не известные, внеся их в общую систему географии, истории, и просветил Божественною Верою, без насилия, без злодейств, употребленных другими ревнителями христианства в Европе и в Америке, но единственно примером лучшего» (1,57).

Есть необходимость обобщить, проанализировать, ввести в научный оборот материалы и данные, накопленные в процессе работы над региональными энциклопедиями, краеведческими справочниками, краеведческими биобиблиографическими словарями. В качестве примера сошлюсь на личные архивы, связанные с моей работой в качестве главного редактора и составителя трёхтомной «Липецкой энциклопедии», «Липецкого энциклопедического словаря», «Липецкого энциклопедического справочника», а также недавнего просветительско-культурологического проекта в Интернете - «Энциклопедия Подмосковья».

Переписка с краеведами… Мемуары и эпистолярия…Неизвестные и малоизвестные материалы и данные регионоведческих изысканий… Особо интересны, в частности, материалы контактов Карамзина и уроженца Русского Подстепья Константина Фёдоровича Калайдовича. Карамзиниану несомненно пополнят пока ещё не введенные в научный обиход (но заслуживающие этого) материалы, связанные с собирательством и просветительским подвижничеством уроженца Липецкого края Петра Ивановича Бартенева. Особого разговора, специального источниковедческого анализа заслуживают материалы, восходящие к Русскому Подстепью как прародине А.С. Пушкина. . Не только в региональный, но и более широкий научный обиход заслуживают быть введенными материалы по тематике и проблематике:«Карамзин и его время», «Уроки Карамзина», «Карамзин и Отечественная война 1812 года», «Мировое значение карамзинского наследия», «Диалог с Н.М. Карамзиным в ХХ1 столетии», «Карамзин-энциклопедист и движение энциклопедистов в регионах России»

Конечно же, читатели ждут «Карамзинскую энциклопедию» Перелистывая энциклопедические издания разных регионов России, находишь в них немало сведений, фактов, данных, которые заслуживают быть включенными в состав будущей «Карамзинской энциклопедии». Вот, к примеру, справочные статьи «Липецкой энциклопедии», имеющие прямое, непосредственное отношение к карамзинскому окружению, его с о п у т н и к а м, оппонентам, творчески пассионарным современникам (Карамзин и Ростопчины ; Карамзин и Дашковы; Карамзин и Вяземские; Карамзин и декабристы; Карамзин и разночинно-демократическое движение)…

П р и м е ч а н и я.

1 Леонид Леонов. «Умер поэт». – Журнал «30 дней», 1926, № 2; Шахов В.В. «Неимоверные глубины России». – «От Бояна Вещего до Есенина»: нравственно духовный диалог с классикой». Издание второе, дополненное. Москва, 2011.

2 Н.М. Карамзин. История государства Российского. В четырех книгах, в двенадцати томах. Москва, 2008. Цитирование по данному изданию (указываются том и страница).

3 «Липецкий энциклопедический словарь» (составитель В.В. Шахов). – «Гэлион», Рязань-Липецк, 1994; «Липецкий энциклопедический справочник» (составитель В.В. Шахов). –Липецк, 2002; «Липецкая энциклопедия» в трёх томах (составители В.В. Шахов, Б.М. Шальнев). – «Гэлион», Рязань-Липецк, 1995-2001; региональные энциклопедии Рязани, Тулы, Воронежа, Орла, Тамбова, Ульяновска-Симбирска и др. обл. центров. «Энциклопедия Подмосковья» в Интернете (автор культурно-просветительского проекта В.В. Шахов). – www.near.msk.ru

4 Шахов Василий. Русское Подстепье, Липецкий край – прародина А.С. Пушкина. Липецк, 1999; его же. Русское Подстепье – прародина Александра Сергеевича Пушкина. Издание второе, дополненное. Москва, 2011; его же. Липецкий венок А.С. Пушкину. 1992; Липецкие тропы к А.С. Пушкину. 2000 и 2005.

5 Шахов В.В. «От Бояна Вещего до Есенина» (главы: «Звездные часы человека и человечества», «Непрерванные связи», «Необходимость нового в художественном слове»); его же. Истоки и горизонты. Липецк, 2005.

6 См.: «Стихотворения Н.М. Языкова.» – «Московский сборник», 1846.

7 См.: Шальнев Б.М., Шахов В.В. Родное и близкое. В двух частях. Липецк, 1992; их же. Родная культура. Учебник. Липецк, 1997.

1.0x